Рецензия на «Человека-муравья и Осу»
Помните то странное время, когда супергеройские фильмы вызывали настоящий трепет, воодушевляли и трогали за живое? Наша фирма помнит. Несмотря на всю мою любовь к версии паука Уэбба/Гарфилда, я не могу не признать, что первые два Паука Рэйми/Магуайера — это идеальное супергеройское кино. Огрехов они не лишены, но в них присутствует вся необходимая жанру палитра, о многих цветах которой другие фильмы часто забывают.
Сложность сохранения тайны личности, проблемы в обычной жизни, наслаивающиеся на проблемы супергеройские и наоборот, чувство ответственности за жизни других, ощущение решимости и подвига, когда ты сам, без какой-либо поддержки, решаешь, что не можешь стоять в стороне.
Именно в этом суть «современных грекоримских мифов», сказаний о героях, которые делают выбор. Они получают силу, но по-настоящему они перестают быть беспомощными обывателями, вынужденными прогибаться под общее течение, только тогда, когда решают выйти из зоны комфорта, отодвинуть личные цели и мечты, став добровольным блюстителем справедливости. Это звучит как очевидное «бла-бла-бла», возможно, поэтому многие киноделы и скипают так опрометчиво эти корневые аспекты жанра. Но задумайтесь, сколько силы в этой теме и истории, какие эмоции вызывает экшен-сцена, если она не просто хорошо поставлена, а подкреплена этой архетипичной аркой.
Так вот, «Муравей и Оса» — это обратная сторона спектра, максимально удаленная от «Человека-паука» Рэйми. Потому что герои тут не спасают людей, не особо рискуют жизнью, не противостоят реально угрожающему простым людям злодею, не тратят последние душевные силы, чтобы совершить свой тяжелый выбор и заслонить мир собой. Они решают свои сугубо личные проблемы, зачастую без колебаний ставя под удар простых людей.
Сиквел «Муравья» — это снова довольно беззаботный юморной фильм с более-менее креативными и свежими экшен-сценами, который смотрится крайне странно между мрачными третьей и четвертой частями «Мстителей». Да, по идее, в этом и заключается его роль — отрезвляющего бодрящего коктейля после одной тяжелой попойки и перед предстоящей вечерней. Легкое развлекательное кино без мрачняка, загруза и особой связи с общей вселенной, местечковые забавные приключения с интересным визуалом и крайне легкомысленным тоном. Если вам чего-то такого и хотелось — вы разочарованы не будете.
Но харизмы фильма явно не хватит, чтобы закрыть глаза на нераскрытых героев, переусложненный и не ведущий ни к чему значимому сюжет (опять суета вокруг дивана, побегушки туда-сюда, сайд-квесты), зашкаливающее надругательство над законами физики (даже над собственными, что фильм сам постулировал вслух — вроде сохранения массы объекта при уменьшении) и горстку совершенно неинтересных злодеев, которые не берут и количеством.
Первый «Муравей» был супергеройским фильмом про ограбление, сиквел же уже никакой операции не подразумевает, но вторичности от этого не убавляется. Снова всплывают какие-то обиженные бывшие коллеги Пима типа Кросса, опять у Хэнка крадут технологии, и мы их весь фильм возвращаем, опять никакой супергероики в привычном понимании (спасения обычных людей).
После внезапного перерыва на «Войну бесконечности», где юмор и злодей в кои-то веки у Marvel были не ужасными, все возвращается на круги своя — тут они снова падают на дно. Но основной проблемой становится наглость сценаристов, которые решают, что о хоть какой-то логике происходящего можно не заботиться вообще, забывают придумать интересный внятный сюжет и решают зачем-то сделать упор на научную сторону «Муравья», которая и без того была слабой даже по меркам киношной псевдонауки. Теперь же она деградирует до ряда необходимых сценаристам штук, которые объясняются рандомно сгенерированным потоком знакомых слов: квантовый, запутанность, энергия, материя, тихоходки.
В итоге мы получаем один из самых слабых фильмов киновселенной, которому нечего предложить зрителю, кроме посредственного развития идей с уменьшением-увеличением предметов. Ни увлекательного сюжета, ни большой идеи, ни интересной динамики персонажей. Все, что по трейлеру представлялось потенциально интересным (Вау! Оса летает и стреляет из бластера! Вау, Призрак отключает плотность! Вау, здание с ручкой, уменьшающиеся машины, огромная солонка!) в разреженном контексте фильма особого впечатления не производит и развития не получает. Сказать, что тут есть какие-то яркие сцены, которые запомнятся, не выходит.
Эмоциональность фильмов Marvel мы уже обсуждали не раз (в том числе — отдельной статьей), но здесь она падает до абсолютного ноля. Чувствовать что-то к героям просто не выходит, сюжет и постановка к этому не располагают, даже во вроде бы сентиментальные моменты. Раздолбайский тон и еще более раздолбайское отношение сценаристов к своей работе делают это невозможным.
Если в первом фильме был оправдывающий всю эту псевдонаучную ахинею милый ореол абсурда, оставшийся от Эдгара Райта, все эти игрушечные поезда и поединки с суперзлодеем в чемодане, то сиквел этого лишается. Самоирония все еще есть, но она больше похожа на левые шуточки, чем на сюр оригинальной картины и высмеивание супергеройского пафоса. В основном же сюжете картина становится нарочито серьезной и в таком плане воспринимается не слишком выигрышно.
Оса, которая тут, по идее, должна раскрыться, не запоминается как герой вообще. Она не имеет ничего своего, своей ставки в игре, она просто помогает отцу, ее цели — это его цели. Он разрабатывает план, он ставит цель, она лишь выполняет указания, поэтому выглядит не более чем вешалкой для костюма. В экшен-сценах Оса смотрится уверенно, но не более того. Какого-то прорыва для женской супергероики она не приносит, наоборот, проявляет себя слишком зависимой от двух мужчин. Она не слабее их, она круче дерется — но своих идей и целей у нее нет, она просто нянчится с двумя Муравьями.
Призрак может подраться с Малекитом за звание самого плоского и неинтересного злодея Marvel. Но кто победит в этой драке, мы бы не узнали, потому что смотреть за ней нам стало бы скучно и мы бы ушли.
Да, фазирование сквозь материю — способность зрелищная, но мы видели ее уже не раз, даже в фильмах Marvel (Вижн) или по комиксам Marvel (Китти Прайд), не говоря уже о близнецах из Матрицы. Ничего действительно изобретательного с этой суперсилой не делают — да, Призрак отключает материальность, чтобы пройти сквозь стену, пропустить сквозь себя удар или выстрел, но на этом все.
Но еще печальнее то, что за этим злодеем не стоит ничего, кроме любопытных, но затасканных способностей. Ни идеи или философии, от которой веяло бы ужасом и бесчеловечностью, ни кошмарного плана, сулящего страдания множеству людей. Даже прямой и явственно ощутимой опасности для героев мы от него не чувствуем. За ним есть лишь очередная шаблонно-плаксивая история и банальные мотивации. Просто какой-то персонаж второго плана в клевом костюме, ничего больше.
Вторичный злодей в исполнении Гоггинса заставляет признать, что его злодей из новой «Лары Крофт» — это глубокий и действительно внушающий трепет персонаж.
Единственное, что получается более-менее похвалить, это экшен-сцены. Они, опять же, не взрывают мозг и не сильно запоминаются, но хотя бы видно, что этот аспект картины терпеливо прорабатывали — придумывали схему боя или погони, способы применения способностей наших героев и злодеев, затем долго репетировали, добиваясь точности и скорости движений, потом снимали и встраивали графику. Драки и прыжки Осы и Призрака выглядят неплохо, это было видно еще по трейлеру. Но когда мы смотрим трейлер, мы думаем — как здорово смотрится, а в контексте истории, с дополнительными смыслами, так вообще, наверное, мозг снесет. К сожалению, не сносит, потому что контекст тут формальный, а история не увлекает, потому что ставки в ней крайне малы.
Итог
Общие отзывы на картину положительные, но я, если честно, не могу понять, почему ей готовы прощать такое количество минусов и отсутствие ключевых элементов и как можно называть хорошим образцово проходной фильм, когда самое запоминающееся и интересное, что замечают в нем люди, это сцена после титров, привязывающая его к чужой, куда более интересной картине.
Да, заметка на полях — первая сцена после титров очень важная, вторая абсолютно бестолковая, трехсекундная, но при этом ее умудрились засветить в трейлере, что совсем беспардонно.
В итоге в «Муравье» оказывается больше «магии» и псевдонаучной хрени, чем в «Докторе Стрэндже». Сиквел написан настолько лениво и бестолково, что его хочется посоветовать пропустить и тем фанатам Marvel, которые считают своим долгом ходить на все картины вселенной — даже если это «Тор 2»… или «Человек-муравей и Оса».
Больше о фильме «Человек-муравей и Оса»
- 50 вопросов к фильму
- Мнение Дениса Варкова
- Рецензия Александра Трофимова
- Что показали в сценах после титров
- Почему Человек-муравей сыграет ключевую роль в «Мстителях 4»
- Первый взгляд на Эванджелин Лилли в костюме Осы
- Новые фото Осы со съемочной площадки
- Очень много новых кадров со съемок фильма
- Спойлеры: раскрыто начало фильма?
- Режиссер фильма рассказал о судьбе главных героев
- Критики о фильме
- Первые отзывы