«Сорвиголова»: полная рецензия на второй сезон
Акт первый: Каратель (Эпизоды 1-4)
Пока я ждал второй сезон, у меня не было никаких сомнений насчет того, что он выдержит высокую планку фанатских ожиданий. Трейлеры эту уверенность лишь укрепили. Но стоило мне запустить трясущимися руками первую серию и заметить несколько сбивчивый темп повествования, редкие провисания в сценах, как я начал нервничать, осознав, что Дрю Годдар (сценарист «Монстро», «Хижины в лесу» и «Марсианина»), создатель сериала и автор сценария первых двух эпизодов первого сезона, больше им не занимается. Смогут ли новые сценаристы справиться с задачей?
Посмотрев первые три эпизода, я успокоился. Смогли. Пришлось покопаться в информации по каждой серии, чтобы выяснить, что никакого одного гениального сценариста на весь сезон у «Сорвиголовы» не было изначально – практически каждый эпизод писал новый автор и им удалось организовать работу так, что никаких перепадов не чувствовалось. Люди, принявшие эстафетную палочку от Годдара и ДеНайта во втором сезоне, написали несколько эпизодов первого, поэтому никакой кардинальной смены авторского состава не произошло – это те же люди, просто получившие повышение.
Я пересматривал первый сезон совсем недавно и, хотя он не идеален, смотрится он по-прежнему на ура. Второй ощущается чуть сбивчивее поначалу, но уже к третьему – воистину королевскому эпизоду – разгоняется по-настоящему.
Драки
Даже в первых трех эпизодах нового сезона эффектных драк больше, чем во многих других экшен-сериалах за всю их историю. Я вообще считаю «Сорвиголову» сериалом с самыми многочисленными, эпичными и запоминающимися драками в истории телевидения. По крайней мере, в том, что касается рукопашной.
Драки эти великолепно поставлены, они не стесняются быть вычурно акробатическими и затянутыми. Здесь нет ни мерзкой трясущейся камеры, ни блокинга в стиле «заслони экшен спиной актера, чтобы не было видно, как хреново они дерутся», ни эпилептичного монтажа, призванного опять же скрыть огрехи хореографии и боевых навыков актеров. Долгие дубли, красивые трюки, высокий градус напряжения.
При всем при этом, я понимаю, что они далеки от идеала, которым лично для меня давно стали «Рейд» и его сиквел. Мы видели великолепные драки и у Джеки Чана, и у Брюс Ли и прочих мастеров, но в «Рейде» как нигде чувствуется огромная разрушительная сила каждого удара, это не просто обмен красивыми похлопываниями, которые неизвестно в какой степени снижают хелф-бар противника.
В этом и состоит основная проблема драк в «Сорвиголове» – сила удара там не чувствуется совсем. Даже в знаменитой коридорной драке первого сезона большинство ударов выглядят как легкие шлепки. Они явно не набирают необходимую скорость, чтобы причинить реальный вред. Также некоторым зрителям нарочитая акробатичность может мешать воспринимать это как реалистичный поединок не на жизнь, а на смерть.
Если ты устал и еле стоишь, как и зачем ты делаешь бэк-флип? Урони ты на него шкаф.
Но вовсе не съемка и хореография делали в итоге драки «Сорвиголовы» такими крутыми. Это делали настоящее напряжение и непредсказуемость, смертность и уязвимость персонажей, в которую верилось. Слишком часто в кино мы видим бой и не чувствуем ничего, потому что нам тяжело перенести это на реальный мир, прочувствовать ситуацию. Как понять, кто побеждает в драке Супермена и Зода или его солдат? Они неуязвимы – пробей их головой хоть сто небоскребов, какая разница? Это как пытаться в кровь запинать кирпич или до смерти задуть собственного кота. Здесь же мы всегда чувствуем, как тяжело Мердоку, чувствуем каждую его рану, четко пониманием лимит его способностей. И он далеко не всегда побеждает в итоге, поэтому каждое столкновение не выглядит бесполезным экзерсисом с заранее известным итогом, поэтому за героя выходит болеть.
В новом сезоне драк не меньше, но в первой паре эпизодов у них появился новый минус – они очень темные. Сорвиголова почти всегда сражался ночью, в полутьме, но здесь мне пришлось тянуться к кнопке яркости монитора, потому что та самая ясность и четкость экшен-сцен начала сдавать. Но царь-драка долгим дублем в третьем эпизоде исправляет ситуацию, даже несмотря на то, что Мердок здесь с особым усердием бьет лампы, чтобы увеличить свое преимущество. Надеюсь, дальше с этим не возникнет проблем.
Каратель
Если вы уже прочитали мою вчерашнюю ознакомительную статью, посвященную истории этого персонажа, то знаете, что я считал выбор этого антигероя в антагонисты Мердока довольно удачным. Что ж, он оказался удачнее, чем я думал. Каратель в сериале показан великолепно – лучше, чем во всех своих трех фильмах и одной короткометражке.
По трейлерам ясно, что в дальнейшем нам предстоит столкнуться и с Электрой, и с Рукой, возможно, и Амбал как-то дотянется до Мердока из тюрьмы своей длинной рукой коррупции и преступных связей, но в начале сериала они решили не смешивать все в одну кучу и сосредоточились исключительно на Карателе. И это здорово.
Я не очень люблю актера, которого выбрали на роль Касла, слишком уж он похож на отбитого гопника, но в образ Фрэнка он реализовал на все сто. Правда, главная заслуга здесь все же принадлежит режиссеру и сценаристам, которые смогли красиво ввести этого героя. Медленный пугающий билд-ап, ведущий к долгожданному появлению самого героя в стиле «Терминатор навещает больничку с дробовиком».
Легкие спойлеры
Здесь роль злодея опять же играет Карателю на руку. Когда он является главным героем, мы видим каждый его шаг, слышим его мысли, изучаем его скучноватую ориджин-стори. Но когда он уходит с первых ролей, Фрэнк получает возможность представать перед зрителем поначалу лишь в виде горы наделанных им трупов, слухов и городских легенд, созданных редкими свидетелями его трудов, которым тоже осталось жить недолго. Потому что Терминатор уже идет в больничку.
Его общение с Сорвиголовой тоже оправдало ожидание. Они даже вставили в сериал сцену из комиксов, о которой я писал во вчерашней статье. И правильно сделали, она как нельзя лучше отражает отношения Карателя и Дьявола Адской Кухни.
Момент на крыше, который нам показывали еще на промо-фото, конечно, не может не напоминать об аналогичном диалоге злодея и героя на крыше из первого «Человека-паука».
Конец спойлеров
Нельсон & Мердок
Отдельно хочется похвалить момент слабости Мердока, который напоминает нам о том, насколько он уязвим (сцена с разбитым стаканом), и момент его силы в царь-драке, которая напоминает о том, что это все же не просто чувак в смешном костюме, а машина жестокого правосудия.
Фогги и Карен легко могли бы слиться как персонажи под давлением эпичности происходящего. Обычные люди в мире супергероев быстро начинают выглядеть беспомощными и никчемными. Синдром Хоукая, если хотите. Но тот хотя бы сам супергерой, а вот обычные люди с их обычными жизнями традиционно в супергероике вообще ничего не могут. В «Сорвиголове» этого не происходит. Борьба Мердока еще в первом сезоне показана не столько как бэк-флипы и метания дубинки, сколько организованные усилия по противодействию энтропии. Начало второго сезона продолжает эту линию, делая Фогги и Карен персонажами не менее значимыми и интересными, чем Фрэнк и Мэтт.
Карен все еще испытывает муки совести по поводу своих частично известных нам грехов, а Фогги продолжает уговаривать Мердока завязать с ночными вылазками. Нельсона успешно показали как умелого и храброго юриста, который может даже в своей трусости проявить стойкость. Да, он обычный человек, который трясется в ужасе при виде опасности, но он находит в себе силы все же пройти сквозь это и сделать то, что требуется.
Не обошлось, кстати, и без клише. Опять мы видим сцену, где кто-то мирно занимается своими делами в наушниках, пока за его спиной творится ад и содомия (это было и в «Правдивой лжи», и в «Новом Человеке-пауке», и еще в миллионе фильмов). Фразу «За все мои годы службы в полиции никогда не видел такого» тоже можно было бы отправить на пенсию за выслугу лет. В остальном, все отлично.
[Update 1] Посмотрев четвертую серию, я понял, что нужно было делить сезон на порции именно по 4 эпизода, потому что именно здесь мы получаем некий промежуточный финал и глава Карателя подходит к концу. Еще пока неясно, в какой степени он будет проявлять себя в следующей главе (ясно, что он не выпадет из сюжета окончательно), но часть сезона, выделенная чисто под него, завершилась. На сцену выходят новые действующие лица.
Первый акт получился сильным. Немного неуверенный поначалу, он разогнался в по-настоящему яркую кульминацию и эмоциональный финал.
Герои комиксов при экранизации часто теряют глубину. Во-первых, их лишают трехмерности, выпячивая некую одну черту, одно восприятие персонажа, чтобы добиться целостности персонажа, дать зрителю побыстрее наклеить на него ярлык. Во-вторых, нередко герой теряет еще и убедительность, так как никто не пытается подвести зрителя к их способностям, показать нюансы их работы, поэтому все происходящее выглядит крайне картонно и надуманно.
В «Сорвиголове» с персонажем тоже произошли неизбежные мутации. Этот Мердок выглядит слабее, приземленнее своего куда более уверенного и успешного прототипа в комиксах. Там от него все же веет некой суперменистостью, защитной аурой супергероя.
Каратель здесь тоже получился куда человечнее, чем на страницах Marvel. Это не просто машина для убийства, хотя и с этой ролью он справляется более чем эффективно. Ясно было, что создатели сериала будут стараться раскрыть Фрэнка как можно глубже, покажут его более эмоциональную сторону, но они пошли дальше, чем я думал. Вспоминается даже прекрасный момент в первом сезоне с «На поле танки грохотали». Так или иначе, Каратель вышел замечательно, в мир сериала вошел как влитой, первый акт задал хороший темп и даже воспринимается как отдельный несколько затянутый трехчасовой фильм о Мердоке и Касле. Едем дальше.
Акт второй: Электра (Эпизоды 5-8)
К сожалению, если кто-то из зрителей и знает эту героиню, то лишь по фильму «Сорвиголова» 2003 года, а то и, не дай бог, по ее сольному фильму «Электра» 2005. Если все сложится благополучно и эти статьи привлекут достаточно поклонников сериала и персонажей Marvel, я все еще надеюсь сделать по ней отдельный материал из серии «Кто такая…».
Надо сразу сказать, что Электра в экранизации 2003 года пала жертвой тех опасностей, что я упоминал выше. В комиксах это опасная и безжалостная убийца, по характеру близкая к Женщине-кошке или Ядовитому Плющу, только еще более экстремальная и страшная. Она крайне своевольна и сильна характером, в фильме же она показана обычной богатенькой простодушной дурочкой, которая после пары уроков дзюдо решила, что может сражаться с Булзаем. За что и торжественно померла.
Силы характера в Электре в исполнении Дженнифер Гарнер не было видно ни на грамм. Возможно, поэтому Бен Аффлек (тогда – сорвиголова, ныне - Бэтмен) на ней и женился. А став Бэтменом, развелся.
Здесь Электра очень правильная. С ней абсолютно ничего не понятно. И в этом плане тот факт, что гречанку-убийцу играет француженка с азиатской внешностью (ее отец – камбоджиец), даже странным образом вписывается в образ. Ясно, что доверять ей глупо, она мастер манипуляции, каждой своей фразой и жестом Электра создает такой клубок лжи, что распутывать этот обман завернутый в другой обман бесполезно. Мердок пытается держаться от нее подальше, пытается не верить ни одному ее слову, но все равно в итоге делает все так, как она и задумывала. Такого мы тоже в сериале еще не видели.
Как вы помните, Электру в первом сезоне уже упоминали. Мельком – мол, та гречанка, в которую ты влюбился на юридическом. Теперь же нам показывают не только Электру, решившую ненадолго вернуться в жизнь Мердока, но и флэшбэки, описывающие момент их знакомства. Здесь все опять же очень близко к комиксам, а точнее – к конкретному знаковому комиксу Фрэнка Миллера, который, собственно, Электру и придумал. Тут, как и в комиксе, их сводит вместе драйв и жажда приключений. Они так же крадут машину, устраивают спарринг и так далее. Мердок пытается очаровать девушку, девушка сражается со скукой и однообразием всеми мыслимыми способами. Их сближает то, что в них обоих бурлит энергия, сила и способности, незнакомые обычным людям. А с ними – и столь же нетривиальные желания и потребности.
Момент знакомства и сближения Электры и Мердока показан красиво, но что касается второго акта в целом – темп повествования заметно замедлился. Опять же, первый сезон тоже был небезгрешен в этом плане, но все же это не меняет самого факта.
Здесь присутствуют обещанные красивые драки с якудзой, которые отлично контрастируют с более жесткими и грязными драками первого акта. Вместо сырых подворотен и бетонных подземелий – вылизанные помещения дорогих домов и роскошных современных офисов, чистота, минимализм и хай-тек. Электра отлично показывает себя в боевых сценах и делает их еще более «балетными».
И все же, пока меня преследует ощущение, что сериал где-то просел. Все вроде в порядке и новые элементы выглядят уместными и свежими, но все же что-то не дает покоя. Нет того напряжения, той динамики. Впрочем, я только на середине этого второго акта. Пожалуй, мне стоит досмотреть еще две серии, когда глава Электры предположительно завершится, и посмотреть на картину в целом.
[Update 2] Итак, я досмотрел восьмой эпизод и, как я и предполагал история об Электре закончилась, хотя сама она никуда не делась, но сюжет переходит в новое русло. Третий акт. Два соло закончились, наступило время оркестра – и какого! Но обо всем по порядку.
Проседание сериала на первых двух эпизодах Электры и впрямь оказалось временным – так же было и с первыми, разгоночными эпизодами Карателя. Но третий и четвертый, катарсис и развязка, тут все в полном порядке. Эмоции, экшен, сюжетные повороты – все снова на высшем уровне. Я снова наслаждаюсь каждой секундой.
В итоге, арка Электры в чем-то получилась слабее первого акта, чуть жиже, неторопливее, но в чем-то богаче и объемнее, так как здесь были затронуты темы, которые в начале сезона обходили стороной.
Мы видим еще несколько персонажей первого сезона, о которых вы могли догадываться, но спойлить это у меня нет никакого желания. Конфликт с большим злом этого сезона выходит на новый виток, нас представляют, наконец, таинственной «Руке» – древнему могущественному клану с армией ниндзя и некими оккультными силами, в которые нас пока не посвящают.
Двигается вперед и линия фирмы Мердока, которая разрывается изнутри из-за разногласий Мэтта, Фогги и Карен, также нам показывают ту самую кропотливую работу над делом, которая так понравилась мне в первом сезоне. Да, может и глупо смотреть супергеройский сериал ради будней адвокатов и бюрократической рутины, но это дает всей эпично-оккультной теме необходимое заземление, уравновешивает сериал в плане реалистичности, помогает поверить в него.
Из всех женщин, окружающих Мердока, Электра первая, кто заходит к нему с этой стороны, из мира героев в масках, способная принять его таким, какой он есть по ночам, но не понимающая его дневных амбиций, желания оставаться человеком, держаться привычных норм насколько это возможно.
That’s who I really am. Do you still want me?
Карен видит только дневную сторону Мэтта и сама находится на этой дневной стороне – она обычный человек. Ночная Медсестра, героиня Розарио Доусон, тоже из нашего мира, но Мэтта она не знает, она знает человека в маске, Дьявола Адской Кухни. Электра – это третий вариант. Она знает и Мэтта и Сорвиголову, но сама не способна жить в обычном мире, поэтому они с Карен тащат его в разные стороны, каждая – в тот мир, который знает.
Электра поначалу отрезвляет Мэтта, в ее присутствии он держится настороже и активно отгораживается от ее притязаний, но постепенно ее близость пробуждает в нем все более жестокое и бесконтрольное поведение. Мэтт Мердок, которого мы знаем, постепенно разваливается у нас на глазах. Становится сложно с уверенностью сказать, что его дело правое и он знает, что делает.
Именно за эту моральную неоднозначность, за отказ постоянно оправдывать своего героя и стелить перед ним сценаристский коврик, куда бы он ни пошел, я и полюбил первый сезон. Здесь нам дается та же свобода судить о его поступках, далеко не всегда однозначных, самостоятельно.
Осталось 5 эпизодов. Третий акт и эпилог, возможно. Я еще не знаю, куда заведет этот сюжет, но сценаристы проделали отличную работу, подготавливая почву для финального крещендо, кропотливо представляя действующих лиц и вырисовывая основную канву достаточно четко, чтобы нас тянуло узнать ее развязку, но недостаточно явно, чтобы мы могли угадать, что конкретно ждет нас в конце.
Акт третий: Рука (Эпизоды 9-13)
Ну, вот мы и подошли к основной партии для которой выставляли фигуры на доску первые 8 эпизодов. Война, о которой говорил Стик еще в первом сезоне, пришла за Сорвиголовой.
Любопытно, что именно третий акт как нельзя лучше раскрывает и Электру и Карателя, показывает их с новой стороны, которую мы не видели в их сольных арках. Я ждал жестокого и страшного Касла, слезливого сентиментального Касла, но милого и проницательного Касла я не ожидал – и он оказался самым интересным.
Про финал сезона мне особенно не хочется ничего говорить, чтобы не спойлерить и оставить вас в полном неведении, поэтому я пройдусь лишь по некоторым безобидным пунктам.
Под конец сезона начинаешь замечать разбросанные создателями приятные мелочи, рефрены, пасхалки. Например, вы заметите, что сериал делает акцент на пальцах – то их отрезают, то теряют в перестрелке, то протыкают палками, то пятеро детишек оказываются под контролем Руки, что тоже намекает. Даже тик Карателя – он подергивал пальцами, даже фак, который показывает Карен – все это вписывается в общую канву. Такая же фиксация была у «Бегущего по лезвию», только на глазах.
Черепа во всех их проявлениях тоже, конечно, доставляют. Нельзя не заметить и как минимум трижды мелькающие слова «war zone», что является заголовком одной из серий комиксов Касла: «Punisher: War Zone», равно как и названием третьего его фильма.
Да и вообще, тут целая куча тонких деталей, которые всплывают через 10 серий и оказываются важными. Кто бы мог подумать, что дурацкая песня в магнитоле сыграет свою роль.
И именно такие мелочи, которые большинство может даже не считать, и являются признаком высокого класса, так как показывают степень проработки мира.
Забавно, конечно, сколько всего в этом сезоне напоминает о черепашках-ниндзя. И неудивительно, ведь они были пародией как раз на такие комиксы, на Сорвиголову – в частности. Сплинтер (щепка, заноза) был пародией на Стика (палка, стек), а клан Ноги – очевидным пинком в сторону как раз-таки клана Руки. Электра носится под конец с традиционными для нее саями, как и Рафаэль, а Сорвиголова с крыш лезет в канализацию, чтобы найти ниндзя. Так и ждешь, что главарь выйдет к нему в костюме Шреддера.
Из минусов: вроде по итогу мы получили огромный ворох драк с армией ниндзя, но ничего особо запоминающегося из этого не вышло. Да и «чувства ниндзя» от них я не получил – тот самый кайф от тихих убийц, затаившихся в углу, способных проникнуть куда угодно. Ниндзя не должны оперировать армиями. Луки – это было совсем тупо. Ладно бы это были взрывающиеся стрелы, так нет же. Мне кажется, «меньше да лучше» было бы более логичным выбором. Отряд из 3-5 ниндзя (чтобы были запасные взамен убитых Электрой, ибо ей надо показать кровожадность), которые реально знают свое дело, а не этих плохообученных лохов. Вроде катаны, сюрекены, кошки, костюм, маскировка биения сердца – и все же что-то немного не то.
Заключительный акт получился однозначно более насыщенным, чем первые два, но его центральный кусок – война с ниндзя – показался мне самым слабым звеном. Впрочем, это не впервые. Концовка первого сезона тоже была не самым запоминающимся и сильным его элементом, это же справедливо и для «Джессики Джонс». Но это, если честно, я могу легко простить за все остальное.
Итоги
Вещи о которых хотелось бы предупредить, чтобы вы не мучились ложными надеждами (если не хотите спойлеров того, чего НЕ увидите, пропускайте)
- По-прежнему, никаких камео из киновселенной. Ожидаемо.
- Никаких камео из «Джессики Джонс», что уже менее понятно и приятно. Сорвиголова Джессике хотя бы Ночную Сестру одолжил. Здесь она упоминает Люка Кейджа, саму Джессику тоже упоминают мельком, но и все на этом. На этот раз правда совсем не упоминают героев киновселенной, нападение пришельцев на Нью-Йорк, падение Заковии, ничего, тишина. Поссорились что ли Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? (Update: Я, похоже, совсем ослеп. Окружной прокурор Саманта Рейз впервые появлялась именно в «Джессике», да и камео Кэри-Энн Мосс в роли Джери Хоггарта я проглядел, что совсем позорно. Упоминание событий киновселенной тоже были, но совсем мелкие – заголовки газет на стене, в таком духе.)
- Никакой особой мистики – опять скорее обещания на следующий сезон, но здесь все в рамках реальности по большей части. Это не то чтобы плохо, просто ее все обещают, намекают, но никак не ударяются в нее по полной.
- Гладиатор-портной пока так и не реализуется в своем полноценном комикс-образе, хотя делает пару намеков на это.
- Приятель Карателя Микро, его поставщик оружия, тоже представлен лишь в виде задела на будущее.
Больше всего мне запомнились и впечатлили в этом сезоне:
- Каратель
- Карен Пейдж
- Фогги
- Электра в молодости (Странно конечно, что самая впечатляющая драка и самые техничные удары были от 12-летней девочки, но эта девочка рвала зады круче взрослой актрисы).
- [секретный персонаж первого сезона] и его желтые блокноты – пример отличного использования старого героя, и не просто камео и не большая роль, самое то.
Минусы со спойлерами:
Мне скорее не понравилось появление Мадам Гао, оно было совсем коротким и натужным, неестественным в нем было и то, что Мэтт так просто отпустил ее, несмотря на то, что она рабовладелец и всякое такое.
Вообще, получается, что все криминальные боссы, которых Мердок победил в первом сезоне, по сути не побеждены. Амбал забавляется в тюрьме и даже там опасен, Нобу не умер и снова строит козни, Мадам Гао никуда не уехала. Только русские реально накрылись как три танкиста мейл.ру.
Вся история с тем, что Электра и есть Черное Небо, мне кажется неудачным решением, притянутым за уши. Это базовая механика твиста – представить пару независимых сущностей, а затем раскрыть, что это одно и то же. Мертвые люди и Брюс Уиллис, Дарт Вейдер и отец Люка. Мы мыслим их как разные вещи, как противоположности, а выясняя, что они слились воедино, кончаем от когнитивного диссонанса. Здесь это вышло слишком топорно на мой взгляд. Да и сама мысль о том, что Стик, который в первом сезоне безжалостно убил другого ребенка за то, что тот был Черным Небом, при этом когда-то давно сжалился над маленькой Электрой и приютил ее – это звучит не слишком убедительно.
Сорвиголова – один из немногих супергероев теле- и киновселенной Marvel, кто вообще имеет тайну личности. Я считаю эту необходимость вести двойную жизнь одним из самых сильных аспектов супергероики как таковой. Именно поэтому я был так рад, что о его тайне знали всего несколько человек: Стик, Клэр и Фогги. Теперь к ним добавились Электра, Карен и… Каратель? Ведь не мог же он не заметить своего адвоката в оптику, пока отстреливал ниндзя, так? Это уже несколько многолюдно. Недалеко и до идиотизма «Стрелы» и «Флэша», где тайна личности больше похожа на секрет полишинеля. Когда все близкие героя посвящены в тайну – ему практически не перед кем притворяться большую часть экранного времени, мы не видим тягот этого притворства, уходит целый пласт персонажа. Надеюсь, это число посвященных не будет расти в геометрической прогрессии.
Конец спойлеров
Тайны, которые нам так и не раскрыли (спойлеры):
- Мы по-прежнему не узнали о прошлом Карен, хотя, судя по папке на столе Бена Уриха, ее грех в том, что она сбила подростка и скрылась. И это все?
- Мы так и не узнали, зачем нужна была дыра в земле. Они откапывали саркофаг? Но, по идее, они его уже юзали, чтобы воскресить Нобу, а значит, он у них давно. Между сезонами время шло с нашей скоростью, то есть год прошел с его «смерти» – значит и воскресили его давно. Не год же он тух на льду.
- Не узнали мы и то, что Каратель не сказал Карен. Кузнец все подначивал его – мол, скажи ей, но никто так ничего и не объяснил.
- «Кофточку» для сестры Сорвиголова своему портному так и не вернет, похоже, прообещался. Впрочем, от лезвия она не спасла…
Как бы то ни было, я получил свое ожидаемое огромное удовольствие от сериала. Я не сражен наповал, но и не разочарован. Это неудивительно – первый сезон снес нам (будущим его фанатам) головы, так как мы просто не ожидали такого уровня качества от супергеройского сериала, в третий же раз это не воспринимается так крышесносно. И все же, это не значит, что создатели не справились со своей задачей.
Если пытаться расставить оценки для всех трех сезонов/сериалов Marvel/Netflix, то мне сложно выбрать что-то одно, я бы сказал, что все они мне одинаково дороги и заслуживают свои девятки из десяти. Надо ли говорить, что в общем топе супергеройских сериалов для меня им конкурентов нет – топ 3 они занимают собой.
Буду с нетерпением ждать «Люка Кейджа», который стартует в начале сентября.