Рецензия на «Стражи Галактики. Часть 3» — почему это лучший фильм Киновселенной Marvel
5 мая состоялась мировая премьера «Стражей Галактики. Часть 3». Джеймс Ганн красиво попрощался с Marvel и отправился руководить киновселенной DC с чистой совестью — он всё же снял завершение трилогии о космических аутсайдерах, которое едва не сорвалось из-за истории со скандальными твитами. Автор «Канобу» Александр Морозов делится впечатлениями о сентиментальном супергеройском блокбастере, и рассказывает, почему это один из лучших фильмов Киновселенной Marvel.
Режиссёр: Джеймс Ганн
Актёры: Крис Пратт, Карен Гиллан, Пом Клементьефф, Зои Салдана, Дэйв Батиста, Чукуди Ивуджи, Уилл Поултер, Брэдли Купер, Шон Ганн, Сильвестр Сталлоне, Вин Дизель, Нэйтан Филлион
Сюжет
Стражи Галактики отдыхают на своей базе, как всегда о чём-то шумно споря, а их капитан Питер Квилл (Крис Пратт) пьянствует, убиваясь по Гаморе (Зои Салдана), но вот на них нападает златоликий Адам Уорлок (Уилл Поултер) — сын жрицы Суверенов Аиши (Элизабет Дебики). Он намерен похитить енота Ракету и доставить к его создателю — могущественному учёному Вехровному Эволюционеру (Чукуди Ивуджи), одержимому строительством утопии из антропоморфных зверей.
Стражи дают бой и отгоняют Уорлока, но едва не погибают, а Ракета впадает в кому. Чтобы его спасти, героям нужно добраться до сердца енота, скрытого под хитрым механизмом, но взломать его получится, только если разведать секреты Эволюционера. Команда вечно пререкающихся космических фриков вынуждена действовать решительно — на спасение боевого товарища остаются считанные дни.
Космическая депрессия
Финальный фильм — самый мрачный в трилогии, и это чувствуется уже в первых сценах. Ракета блуждает по базе под Radiohead — Creep — депрессивную песню о полном ненависти к себе аутсайдере, который ищет любовь, но радикально не принимает себя. Ход очень прямолинейный, зато сразу подсвечивает уязвимую идентичность Ракеты, вечно ссорящегося с товарищами из-за их насмешливых предположений, что он за зверь такой. А в стельку пьяный Квилл вызывает ассоциации с запустившим себя Тором из финала «Мстителей», в общем, — персонажам будет несладко.
Затем следует неожиданно брутальная экшен-сцена — Адам Уорлок влетает в базу Стражей, швыряет их в стены, калечит, едва не убивает всю команду и ранит Ракету в сердце. Если прошлый фильм начинался под красочную, комичную драку с танцем Грута, то здесь открывающий бой окатывает ощущением хаоса, угрозы и беспомощности. Каждый удар отдаёт гулом в голове, трещат супергеройские кости, воцаряется паника. При просмотре Marvel очень редко чувствуешь, что персонаж действительно смертен и находится в опасности или, по крайней мере, получает какой-то ущерб от бесконечных ударов по лицу и взрывов. Тем более Ганна, в основном, выстраивает экшен как клипы, цепляющие хореографией и стилем, а не саспенсом. Здесь же волнение присутствует во многих экшен-эпизодах.
Отогнав Уорлока, команда весь фильм будет бороться — буквально и метафорически — за сердце Ракеты, балансирующего не только на грани жизни и смерти, но и между двумя основнополагающими сторонами его характера: сварливой, деструктивной и созидательной, любящей.
«Я, енот»
Хотя Ракета проводит почти весь фильм в коме, он здесь полноправный главный герой. Ориджин персонажа, поданный через флэшбеки — возможно, самая красивая, жестокая и трогательная сюжетная линия во всей франшизе. Травматичное взросление в зоопарке-концлагере под присмотром демиурга-абьюзера, одержимого евгеникой и надеющегося создать утопию с помощью экспериментов над зверушками; потеря близких и разрушение идеалов трогательного маленького енота.
Вряд ли кто-то ждал от Marvel трагедию об антропоморфных зверях в духе Ричарда Адамса с примесью боди-хоррора — но Ганн, как всегда, умеет удивлять.
При этом Ганн не просто повторяет творческий успех братьев Руссо, которые в последних частях «Мстителей» провели героев через ад и раз за разом доводили зрителей до слёз. Ганн на лету меняет настроение фильма от «за здравие» до «за упокой», и каждый раз этот переход не кажется резким… Заходя на действительно тёмную территорию, режиссёр по-прежнему позволяет себе и персонажам хорошо подурачиться. После на редкость мрачного пролога команда отправляется на задание в костюмах, как у Телепузиков, периодически Стражи отпускают пошлые шутки, а Дракс ведёт себя… как Дракс.
В сравнение с предшественниками он хаотичнее и иногда чересчур перегружен. Зато динамика никогда не спадает. Комичное внедрение во вражескую базу на фоне перепалок Гомморы и Квила, путешествие на копию Земли с антропоморфными животными вместо людей, красивейшая драка за всю франшизу под Beastie Boys или, например, уважительный кивок в сторону «Светлячка» в виде Нейтана Филлиона в яркой эпизодической роли — вау-моменты здесь методично расставлены по всему хронометражу. Клиповый стиль Ганна тоже присутствует — в саундтреке на этот раз Heart, Rainbow, Florence + The Machine, Брюс Спрингстин и множество других громких имён.
Ценности семейки Стражей
К финалу «Стражей Галактики» всё сильнее хочется назвать лучшим блокбастером о семейных ценностях (прости, Доминик Торетто) и проблемах коммуникации. При этом в конце большинство «Стражей» разбегается кто куда — и не только потому что франшизе понадобится перезапуск после ухода Ганна.
А потому, что здоровая семья, которой в конце концов становятся Стражи, может и должна ценить приоритеты каждого её члена. Герои становятся автономными, а не созависимыми, окончательно принимают свою индивидуальность и индивидуальности друг друга. Теперь травмы, которые свели их вместе, залечены, они больше не аутсайдеры, болезненно зацикленные на своём эго, а, значит, наконец-то могут заняться своими делами.
Очередное спасение галактики в завершающем трилогию фильме становится последним сеансом семейной терапии, а надломленные аутсайдеры наконец-то обретают не только семью, но и самих себя.
Верховный эволюционер — один из самых удачных злодеев «Марвел»
Большая удача Ганна — антагонист Верховный эволюционер в исполнении Чуквуди Ивуджи. На первый взгляд это хрестоматийный суперзлодей — диктатор с комплексом Бога, увлечённый идеей о сотворении идеального общества, ставящий цель выше средств её достижения. Но в характере злодея проявляются и другие любопытные черты. Внешне Эволюционер созидательный, профессиональный, благородный. Он увлечён музыкой, идеалами, прогрессом. Уверен в себе, прагматичен и бескорыстен в своём стремлении перекроить реальность.
Однако идеально вылепленный образ трещит по швам. Эволюционер теряет контроль над собой, становится истеричным. В нём есть сильный надрыв и безалаберность, ещё немного и злодей превратился бы в самопародию вроде Доктора Зло. Но эту черту Ганн не переходит. Ивуджи в этой роли очень гибок и пластичен, мимика, сбивчивый пафос — зрелище завораживающее.
В этом смысле Эволюционер куда больше похож на реальных диктаторов, чем, к примеру, новый центральный злодей КВМ Канг Завоеватель. Ганн не столько выводит ошибочность ненависти и авторитарности Эволюционера логически, сколько показывает её наглядно — она уродлива, непрофессиональна, не годится как материал для построения любой системы — будь то социум или семья. Из властителя Эволюционер превращается в неудачника и посмешище — буквально теряет лицо и роняет маску.
Эволюционер — это и авторитарное failed state, скрывающее неэффективность за идеологизированной оболочкой, и абьюзивный отец, рушащий семью из-за неспособности проявлять настоящую любовь, и тщеславный Бог, у которого здесь имеется даже собственный Библейский потоп.
При этом ответ на мировоззрение Эволюционера у Ганна сугубо христианский: изменить порядок вещей получится только любовью и созиданием, а не ненавистью. Да, прописная истина, да, набило оскомину. Но в наши тёмные и разобщённые времена, когда над гуманистами едва ли не посмеиваются самые разные стороны в самых разных социальных конфликтах, хорошо видеть в их числе явно повзрослевшего и помудревшего Джеймса Ганна.
Вердикт: трогательный, масштабный и авторский блокбастер, который жизненно необходим Marvel
Ганн выбрал лучший момент, чтобы выпустить фильм — после серии неоднозначно принятых публикой и критиками релизов КВМ «Стражи Галактики. Часть 3» ощущаются глотком свежего воздуха. Завершение трилогии очень напоминает антропомофрного енота Ракету — оно местами грубое, иногда не знает чувства меры, но у него в запасе есть живое сердце, огромная галактическая эмпатия к неудачникам, которую мы, между прочим, очень ценим, и нестареющая истина: все заслуживают второй шанс.