Рецензия на сиквел «Доктора Стрэнджа»: сказка о ведьме со всеми типичными проблемами Marvel
В мировой прокат вышел первый блокбастер Marvel в 2022 году — «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness). Фильм продолжает историю Верховного мага Стрэнджа и Алой Ведьмы, а также расширяет мультивселенную и предлагает ряд впечатляющих камео. Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему у Сэма Рэйми и Marvel Studios не получилось собрать множество важных для MCU элементов в одну связную картину.
Сюжет «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия»
Действие происходит после событий фильма «Человек-паук: Нет пути домой». Чтобы помочь Питеру Паркеру, Доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) в «Нет пути домой» сотворил заклинание и случайно нарушил границы между разными вселенными. Из-за этого в основную вселенную попали все, кто знал личность Человека-паука, включая самих Пауков. В финале фильма Стрэнджу удалось вернуть всех гостей из других вселенных домой и закрыть границы.
Однако теперь Стрэндж видит странные сны со своим участием. В одном из таких снов он замечает иную версию себя («Стрэнджа-Защитника») и незнакомую девушку. Наутро Стрэндж спасает ту же самую девушку от нападения демона-осьминога Шума-Гората в Нью-Йорке. Оказывается, что это подросток по имени Америка Чавес (Сочил Гомес); она обладает способностью перемещаться между вселенными, но не умеет её контролировать.
Способности Америки так мощны, что в каждой вселенной за ней охотятся демоны и чудовища — и её сила не должна попасть в руки злодеев. Стрэндж и Вонг (Бенедикт Вонг), который стал Верховным магом Земли, решают защитить Чавес и найти способ остановить нападения. Но далеко не все герои готовы встать на их сторону; для решения проблемы Стрэнджу придётся познакомиться с опасной и многоликой мультивселенной.
Плюсы
Красота отдельных кадров и запоминающиеся сцены
«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» — один из самых красивых фильмов Marvel, если вас не смущает обилие CGI. Показывая разные вселенные, авторы блокбастера не скупились на впечатляющие пейзажи, яркие цвета, необычные локации и стильный дизайн, особенно когда дело касается Иллюминатов. Заклинания стали более изощренными, сказочными, менее похожими на бросание нарисованных файерболлов. В сравнении с первым «Доктором Стрэнджем» маги явно поднаторели в колдовстве, а режиссёр и художники по спецэффектам — в изобретательности.
В соцсетях уже завирусился мем о том, что якобы стоит посмотреть перед походом на сеанс «В мультивселенной безумия». В список стали включать самые абсурдные пункты, от «Шрэка» до «100 лет кинематографа и телевидения». Но что действительно хочется пересмотреть уже после фильма — так это предыдущие работы Сэма Рэйми, который заменил Скотта Дерриксона на посту режиссёра.
В фильме много фирменных странных ракурсов и переходов из одних сцен в другую сквозь глаза героев — в лучших традициях моментов из франшизы «Человек-паук» и дебютного фильма Рэйми «Зловещие мертвецы». Ближе к финалу зрителя поджидает невероятно весёлая сцена-отсылка с зомби-персонажем, который уже засветился в трейлере.
Сказочный образ Алой Ведьмы
В фильме появляется огромное количество персонажей, но главный и самый мощный образ — Алая Ведьма. В нём удачно всё, от сильной игры Элизабет Олсен — которая будто бы даже слишком старается для фильма по комиксам — до отличного дизайна костюма.
Одна из самых мощных героинь Marvel будто сошла со страниц комиксов: она большую часть времени передвигается по воздуху, постоянно объята красным светом из-за магии и свысока смотрит на каждого встречающегося ей человека. Пока маги Камар-Таджа ходят в одинаковых мантиях, Алая Ведьма со своим костюмом резко выделяется на фоне других героев, что постоянно подчёркивает непреодолимые различия во взглядах между ней и Стрэнджем с его соратниками.
Редкие хоррор-элементы
Фанаты и даже некоторые критики поторопились назвать фильм «первым хоррором в киновселенной Marvel»: это ни в коем случае не фильм ужасов. Назвать его страшным точно нельзя, и хоррор-элементов в картине явно недостаточно. По слухам, предыдущий режиссёр Дерриксон покинул проект именно из-за неготовности Marvel углубиться в жанр ужасов. Версия Сэма Рэйми явно получилась более спокойной и безопасной, более family-friendly и в духе киновселенной.
- Рецензия на «Проект “Адам”» с Райаном Рейнольдсом: единственный блокбастер марта, доступный в России
Но при этом в картине достаточно много несвойственных для Marvel тревожных, напряжённых моментов, которые действительно напоминают хоррор. Столкновение с другими вселенными даётся персонажам тяжело: вещи, существа и даже альтернативные версии их самих выглядят странно и неправильно, с эффектом «зловещей долины».
Особенно режиссёру удалась сцена с погоней, где нет гротескных монстров или огромного количества CGI. Только замкнутое пространство, моменты пугающей тишины, близкая опасность и даже прихрамывающая ведьма, которая очень напоминает Бабу Ягу из страшных детских сказок.
Минусы
Бессвязный сюжет, отсутствие единой темы и сомнительная мотивация героев
В фильме происходит невероятно много сюжетных событий, которые так и не формируют единую канву. Например, сценаристы представили в сиквеле сразу два Макгаффина — так называют предметы, вокруг которых разворачивается действие какого-либо фильма. Первый Макгаффин — мифическая книга Вишанти, которая якобы позволяет магу сотворить любое колдовство из добрых побуждений. Второй — непосредственно сама Америка Чавес, которая нужна основному злодею. Однако поиску обоих Макгаффинов уделяется крайне мало хронометража.
На самом деле всё повествование делят между собой Алая Ведьма и Доктор Стрэндж, каждый из которых заигрывает с темой зла, вседозволенности и погружения в хаос. Но их линии cвязаны крайне слабо.
Ванда переживает проблемы, которые уже поднимались в сольном сериале «ВандаВижн». Только теперь её глубокие трагические переживания сведены к банальному желанию иметь детей — причём неясно, от кого, ведь Вижена в фильме уже нет.
У Стрэнджа свой путь, который связан с банальным вопросом — «Ты счастлив?» — и попыткой осознать своё место во вселенной и мире. Раскрыть его полноценно невозможно, когда большую часть времени персонажи просто перебегают из одной вселенной в другую, в бешеном темпе сменяя локации, собеседников и противников. Как только бывший Верховный маг близится к важному осознанию чего-либо, сюжет срочно уводит его в сторону.
На пути к неплохому финалу фильм как будто показывает несколько кульминаций — сразу несколько масштабных сражений, каждое из которых мало влияет на конечный результат. Сюжет тонет в этом хаосе настолько, что будет понятен не до конца даже внимательным зрителям.
Неудачное использование альтернативных вселенных и персонажей из комиксов
Фильм собрал разрозненные куски лора Marvel, которые авторам очень захотелось показать в киновселенной: и самих Иллюминатов, и многие другие знакомые имена, места и локации. Интересные демоны вроде Шумы-Гората исполняют роль бесполезных мобов, убиваемых за минуты; отсылки к комиксам из трейлеров появляются так же мимолётно, как в самих трейлерах.
В «Человеке-пауке» бессовестно эксплуатировалась ностальгия зрителей по старым фильмам, но взятые из них герои активно влияли на сюжет — они были его ключевыми элементами. Во втором «Докторе Стрэндже» все камео и приглашенные герои направлены лишь на то, чтобы зрители могли выкрикнуть «Ого, это же Чарльз Ксавье!» на весь кинозал. Учитывая дальнейшие события фильма, никакого смысла, никакой сюжетной нагрузки появление Ксавье, как и остальных Иллюминатов, попросту не несёт.
Фильму не нужны все эти другие вселенные и альтернативные варианты героев — настолько скупо, неинтересно и бессмысленно они показаны. Но само появление персонажей из «Что, если…» и экранизаций Marvel вне MCU может порадовать — весь состав Иллюминатов «Канобу» уже предсказал в отдельной заметке.
Отсутствие атмосферы безумия
Мультивселенную тяжело было бы показать без постоянной смены декораций и быстрого темпа повествования, некоторые её уголки действительно пугают. Но из-за спешки, суеты, уже упомянутой торопливости авторов фильма зрители не успевают толком вникнуть хотя бы в одну из вселенных.
За месяц до сиквела «Стрэнджа» вышел низкобюджетный фильм «Всё, везде и сразу» — отличное размышление на тему мультивселенных и экзистенциального ужаса перед ними. Главная героиня также сталкивается с существованием других миров. Но там сочетание разных вселенных, желание стать другой версией себя и осознание главной ценности жизни подано в разы лучше. Как именно, «Канобу» объяснял в отдельном материале о фильме — картина, кстати, в прокате в России, в отличие от блокбастера Marvel.
Вердикт: смотреть тем, кто доберётся до больших экранов, а особенно фанатам Алой Ведьмы
Второй фильм о Докторе Стрэндже похож на разрозненные идеи нескольких сценаристов, которые кое-как соединили в одну — и не смогли при этом отказаться от крутых задумок. Отдельные его сцены и элементы смотрелись бы отлично в разных фильмах. Если авторы «В мультивселенной безумия» и хотели связать Ванду, Стрэнджа, Америку и всё многообразие героев из других миров общей темой и мотивами, им это не удалось.
Новый блокбастер содержит множество красочных образов, которые стоит увидеть хотя бы раз: от устрашающей Алой Ведьмы до камео-сюрпризов со знакомыми актёрами. Имея огромные ресурсы и мощности, Marvel Studios нарисовали впечатляющие миры, эффектные драки и много-много магии, которая наверняка потеряется и рассеется на экране ноутбука. Но если не задумываться о сюжете и найти возможность посмотреть «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» в кинотеатре, фильм вполне может впечатлить и порадовать хотя бы визуалом.