Рецензия на «Северный ветер». Грустная фантасмагория Ренаты Литвиновой под музыку Земфиры
У каждого вида медиа есть свои нюансы, преимущества и недостатки. У кино есть море очевидных плюсов, которые позволяют снимать невообразимо красивые экспериментальные вещи, погружать зрителя в экшн или заставить путаться во времени. На сцене театра Кристофер Нолан не провернул бы «Довод».
С «Северным ветром» случилась обратная ситуация: изначально картина была спектаклем, режиссерским дебютом Ренаты Литвиновой в театре. История с серьезными изменениями перекочевала на большой экран.
Но есть полное ощущение, что процесс трансформации завершился не полностью. Как если бы Мистик из «Людей Икс» вроде приняла облик обычной девушки, но то тут, то там отчетливо проглядывала синяя кожа.
Сама Литвинова определяет жанр «Северного ветра» как «реальную фантасмагорию» — и да, это реальная фантасмагория! Но более-менее цельный сюжет в ней все-таки присутствует. И сама по себе история неплоха, по-своему знакома и интересна.
Герои «Северного ветра» — некий могущественный клан Северного ветра. Это большая и ультра-богатая семья с поместьем вдали от цивилизации, среди бескрайних полей. Изредка персонажи выходят за его пределы, но, на самом деле, происходящее вне их дома совершенно неважно.
Неважно, какой год на дворе, кто управляет страной или даже сколько сезонов сменилось за окнами поместья. Внутри все мрачно, мистически и по-своему волшебно. И потом, члены Северного клана все равно поглощены своей жизнью — что им до остального мира?
На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как некогда богатая и властная семья медленно разрушается. Дело в том, что каждый Новый год клан встречает вместе, всей большой компанией. Маргарита (сама Литвинова) – матриархальная повелительница этого дома, вместе со своей матерью Вечной Алисой, вместе они управляют всем кланом.
Выбору имен лучше не удивляться, большинство звучит очень экстравагантно. Кстати, забавный факт: несколько главных женских имен мелькало в предыдущих фильмах Литвиновой (например, в «Последней сказке Риты»).
Больше всего Маргарита хочет счастья для своего сына Бенедикта (Антон Шагин). К сожалению, это несбыточная мечта: едва он знакомит с родственниками свою молодую невесту-бортпроводницу, как она уходит на рейс и погибает в авиакатастрофе.
С этого момента каждый праздник портится громкими скандалами, а земля вокруг поместья отравлена: в ней гниет все, включая фамильные богатства. Пытаясь справиться с болью от потери, Бенедикт женится на старшей сестре погибшей – Фаине (Софья Эрнст). Остальные члены Клана тоже ищут любовь, но совершенно безуспешно. В итоге у них нет ничего, кроме одиночества, ненависти и этих грустных празднований Нового года в общем доме.
Но чтобы выдержать эту красивую и печальную историю о смерти знатного рода, нужно продраться сквозь неестественное повествование и местами просто отвратительную игру актеров.
Сложно сказать что-то по поводу Софьи Эрнст – не знакома с предыдущими ее проектами. Но роль Фаины очень требовательна в плане таланта и убедительности. Это до фанатичности влюбленная женщина, которая готова практически притворяться своей сестрой, чтобы угодить мужу. Это довольно узнаваемый образ, и к нему есть некоторые ожидания.
К сожалению, Фаина в фильме – очень блеклая и неубедительная женщина. Ее история занимает довольно много экранного времени, и сцены с ней смотреть мучительно сложно.
Особенно тяжело это в паре с Литвиновой, у которой очень своеобразная манера игры. Вообще, в «Северном ветре» актеры редко сочетаются друг с другом. Когда сцену занимают актеры по отдельности (от слова «сцена» здесь очень сложно избавиться), все хорошо: Антон Шагин, Галина Тюнина и Никита Кукушкин фанастически справляются со своими ролями, за ними интересно наблюдать, а эти моменты в фильме без преувеличения лучшие.
Да что там говорить – пятиминутное появление Светланы Ходченковой запоминается лучше, чем половина картины. Но если в кадре больше двух актеров, все повергается в хаос, а яркие индивидуальности почему-то не складываются в один ансамбль.
Половину проблем «Северного ветра» могло бы решить живое выступление. Тем более, что начинается он как спектакль, и весь первый акт фильма – монологи, хаотичная смена декораций и представление персонажей, которое отлично смотрелось бы на сцене. А все потому, что в театре больше условностей.
Театру далеко не всегда нужны безупречные декорации или тщательно проработанные костюмы: занимая свое место в зале, зрители просто принимают все на меру. Мир спектакля держится на энергетике актеров. Поэтому даже самые минималистичные и малобюджетные постановки могут отлично передать нужную историю.
А у «Северного ветра», казалось бы, есть впечатляющие декорации, костюмы и в общем прекрасное визуальное сопровождение – вот только громкие экспрессивные реплики и рваное повествование в них не смотрятся совершенно.
Осознанная и полная стилизация под спектакль тоже выглядела бы неплохо. У «Северного ветра» есть интересная сюжетная основа, яркие герои, необычный сеттинг. Все шероховатости в нем как в цельном – между прочим, двухчасовом! – кино тогда были бы менее заметны.
Но дело в том, что «Ветер» ближе к середине начинает напоминать обычный фильм, а потом снова сбивается в точечное перебрасывание репликами. Даже авторский текст, который зачитывает Литвинова, как будто не задает темп происходящему, а наоборот – выскакивает невпопад.
Некоторые истории хорошо выдерживают «переоборудование» в другой вид медиа. Мюзиклы, пьесы и целые романы становятся замечательными фильмами, если основательно их переделать. Но в случае с «Северным ветром» искренне хочется сказать: «Лучше сходите в театр».