Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука?

С 5 ноября в онлайн-кинотеатре more.tv выходит «Псих» — сериал Федора Бондарчука. Известный по работе в театре Константин Богомолов играет психолога, страдающего от утраты жены. Трейлер и синопсис обещают, что главный герой ищет утешение в обществе силиконовой секс-куклы. Объясняем, что заставляет смотреть это нагромождение красивых кадров и бредовых поворотов.
С 5 ноября в онлайн-кинотеатре more.tv выходит «Псих» — сериал Федора Бондарчука. Известный по работе в театре Константин Богомолов играет психолога, страдающего от утраты жены. Трейлер и синопсис обещают, что главный герой ищет утешение в обществе силиконовой секс-куклы. Объясняем, что заставляет смотреть это нагромождение красивых кадров и бредовых поворотов.

Сюжет – «Ларса и настоящую девушку» поженили с «Исчезнувшей»

Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука? - фото 1

Сделать неодушевленный объект центром сюжета – не такая уж и новая идея. В фильме 2007 года «Ларс и настоящая девушка» секс-кукла помогала Райану Гослингу повзрослеть. В не особо удачной «Кукле» (Dummy) Анна Кендрик делила с силиконовой партнершей своего парня. Хоррор «Дом с прислугой» показал жуткую, но реалистичную версию терапии с помощью фейкового ребенка.

Увы, «Психа» с этими примерами сравнивать бесполезно. Психолог Олег (Константин Богомолов) год назад потерял жену – пропала без вести. Этот факт доходит до него, как до жирафа. Почему-то только в настоящем времени он проходит стадии горя, сменяющие друг друга в каждой серии.

Параллельно Олег пытается наладить отношения со своей мягко говоря нестандартной матерью (Роза Хайруллина), поддержать подругу-разведенку Веру (Елена Лядова) и разгрести проблемы многочисленных клиентов (Игорь Верник, Марина Александрова, Анна Чиповская и другие). Постепенно перед Олегом начинает раскрываться прошлое его пропавшей супруги.

Жонглировать сюжетными линиями у сериала получается не очень — половину, кажется, не донесут до финала.

Например, иногда сериал вспоминает, что нужны яркие и безумные кадры для трейлера. Обещали зрителю секс-куклу – надо ее срочно выдать.

Когда Олегу дарят злосчастную игрушку, она первым делом превращается в его пропавшую жену Марину (Евгения Громова). Герой действительно иногда танцует с ней, разговаривает, пару раз спит в одной кровати, даже когда в ней есть живая женщина. Но большую часть времени она спрятана в гардероб – и без нее история развивается практически так же, а значит, и доставать куклу смысла нет.

В основном сюжетные ходы только пытаются быть неожиданными, яркими и дерзкими. На Олега жалуется пациент – и правильно, на месте его клиентов проще было бы сразу застрелиться. Олега выставляет на улицу мать – так ему уже, как-никак, сорок лет. Подруга Олега переселяется к нему в квартиру и врет, что беременна от него. Тут без комментариев, «внезапные» повороты с ложной беременностью должны покинуть адекватные сценарии навсегда.

Но одна из основных сюжеток сериала все-таки подкупает. После пилотной серии Константина Богомолова постепенно пытаются превратить в Бена Аффлека, а Евгению Громову – в Розамунд Пайк. Олег идет по следам жены, вызывая кучу вопросов: он ее убил? Он ее потерял? Марина сбежала и готовит для него план мести, доведенная абьюзом?

Детективная составляющая позволяет простить многое. Образы в сериале, может, и не дотягивают до «Исчезнувшей», но за «Психом» все же стоит интересная идея. То тут, то там зрителю попадаются доказательства того, что с пропажей Марины не все так просто. Эта интрига тащит все действо на себе.

Персонажи – гомосексуальный Верник, заводная мама и смертельная тоска

Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука? - фото 2

Возможно, в российских сериалах никогда не было персонажа скучнее, чем Олег в исполнении Константина Богомолова. Проект под названием «Псих» мог пойти двумя путями: сделать главного героя отбитым социопатом вроде Ганнибала Лектера, либо свести все к мысли о том, что на самом деле психи – все окружающие. Сериал мог дать нам сильного антигероя или даже нескольких.

Вместо этого Олег оказывается скучным отмороженным человеком без эмоций, а его клиенты – моральные уроды, придуманные на первом занятии по сценарному мастерству.

Латентный гей и его упорно ничего не знающая жена, нервный парень с обсессивно-компульсивным расстройством, помешанная на внешности и молодости гламурная москвичка, логически продолжите этот ряд сами. Я бы добавила еще кого-нибудь с биполярным расстройством, но это уже на ваш вкус.

Причем неестественности происходящему добавляет то, что клиенты замыкаются на этих описаниях, они ими исчерпываются. Игорь Верник при всем желании не смог бы сделать своего персонажа интереснее. Это богатый и неприятный мужчина, всю свою жизнь сидящий «в шкафу» — никаких других качеств у него нет.

Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука? - фото 3

Из всего окружения главного героя хоть как-то интересны только два человека: Вера (та самая, с беременностью) и его мать Кира. Обе женщины поначалу вроде как переживают о герое, но сохраняют нотку здорового эгоизма. Дальше вскрывается, что ни Вера, ни Кира не заботятся об Олеге.

Точнее, хочется сказать, что вскрывается. Олега отправляют на психотерапию, где авторский замысел пересказывают в неестественном диалоге. Других диалогов тут, кстати, нет.

Вместо рефлексии и намеков есть вспомогательный Олег Меньшиков. Если честно, его персонаж-психолог – такой приятный глоток воздуха среди душных героев, что прием сам по себе неплох. В других российских сериалах теперь тоже буду ждать вспомогательного Меньшикова, который мне все объяснит.

Приятно удивило только желание Олега завести ребенка от суррогатной матери. Оно в сериале выглядит неожиданно искренне, хоть и немного безумно. Точно так же свежо смотрятся уже немолодая, но очень активная (в том числе сексуально) Кира и адекватное отношение к разводу Веры. Для российских сериалов такая адекватность нетипична, за это очень цепляется внимание.

Детали и стиль – яркость, хаос, Таривердиев и пластмассовая реальность

Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука? - фото 4

В одной из рецензий «Психа» уже успели назвать одним долгим музыкальным видеоклипом. Лучше впечатление, которое он оставляет, не передать. То зрителя швыряют в яркую картинку сквозь красные очки Олега, то снова травят унылой серостью – опять же, очень напоминающей «Исчезнувшую».

В отличие от шедевров Финчера, «Псих» ужасно пластмассовый. В нем неестественно быстрый ритм, забивающий сюжетную пустоту. Актеры не играют, а «ИГРАЮТ» — именно капсом, преувеличенно много матерясь, двигаясь и реагируя. Олег не говорит с клиентами, а вклинивается в их моноспектакли.

Не берусь утверждать о чьем-либо опыте, но работа Олега в сериале выглядит очень по-голливудски. То есть так, будто сценарист ни разу не был на психотерапии.

А еще не видел бедной жизни в тесной квартире, не сталкивался с работой поисковиков-волонтеров (здесь они живут каким-то диким лагерем). Самое обидное и глупое в сериале – образ легкомысленного художника в исполнении Александра Горчилина. На такое топорное изображение творческой молодежи хочется ответить только: «Окей, бумер». Хотя Паулина Андреева наверняка знакома с этой средой лучше, чем большинство зрителей.

Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука? - фото 5

Визуал мог бы сильно помочь с тем, с чем не справляется актерская игра – с передачей внутреннего мира Олега. В конце концов, он пережил серьезную травму, и чем дальше в сериал, тем больше граней у нее должно было бы появиться.

Но страдания под музыку Таривердиева и Тухманова почему-то не вызывают дискомфорта и не заставляют сочувствовать Олегу. От них возникает только скука и мысль: «Красиво, но когда что-нибудь уже произойдет?»

В кадре то ворчание Олега на окружающих и беспричинная агрессия, то декорации дорогих офисов и квартир, то просто красиво снятые алко-загулы в слоу-мо. Очень глянцевое и бездушное зрелище, которое никак не очеловечивает ни героев, ни происходящее.

Вердикт

Смотрю и ненавижу. Насколько плох «Псих» от Паулины Андреевой и Федора Бондарчука? - фото 6

Сериал «Псих» — загадочный предмет. Сложно сказать, стоит ли просмотр затраченных сил и времени. С другой стороны, взамен получаешь хотя бы достойную, качественно сделанную картинку. И, конечно, формула «Исчезнувшей» с загадкой пропавшей жены затягивает, несмотря на все промахи.

А промахи есть: для вложенных усилий «Псих» вышел неоправданно скучным и шаблонным. При этом more.tv уже успел раздразнить зрителей после успеха тех же «Чик» — самобытных и гораздо менее «звездных».

И можно было бы сделать скидку на то, что это первая сценарная работа Паулины Андреевой. Если бы не громкие имена в съемочной команде и актерском составе. Для дипломной работы выпускницы сценарных курсов сериал выглядит неплохо – но в обычных дипломных работах не снимается Константин Богомолов.

На фоне совместной работы Андреевой и Бондарчука даже трэш-ужастик «Объект любви» с Десмондом Хэррингтоном выглядит веселее. Там секс-игрушка, очень похожая на коллегу главного героя, оживает и постепенно сводит его с ума.

Может, конечно, кукла Олега тоже восстанет против человечества и заставит его резать своих родных направо и налево. Но мне кажется, на такой поворот отечественные киноделы пока не способны.

Сохранить
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Пропущу только из-за наличия Розы Хайруллиной в кадре. ??‍♂️
Павел Леонидович
Павел Леонидович
Ну значит можно не смотреть) И слава Богу) Буду смотреть нормальное кино.
Andrew Shel
Andrew Shel
Есть хороший американский сериал на тему - "In treatment", крайне рекомендую вместо данного выброса.
Даниил Рубинчик
Даниил Рубинчик
Я смотрю Шерлока в России с Матвеевым и Богомоловым в ролях.При этом посмотрел сериал Триггер с Матвеевым.И смотрю Псих с Богомоловым.Так вот, просто для сравнения.Между Шерлоком и психологом из Триггера есть сходства в том плане, что они читают людей, как открытую книгу, все про них рассказывают практически со взгляда, и каждая серия как своеобразное расследование/исследование. Шерлок ищет убийцу, психолог доискивается, что же случилось в прошлом с пациентом, что могло вызвать его травму.И при этом это два совершенно разных человека, сложно поверить, что их один актер играет.А вот между обер-полицмейстером из Шерлока и психологом из Психа (которых играет Богомолов) по идее-то ничего общего (по крайней мере, я в этих персонажах сходства не вижу), а вот играет их Богомолов почти одинаково. Одежда только различается, ну и в Психе он чуть более апатичный (то есть в Шерлоке тоже апатичный, просто немного в меньшей степени). Та же манера говорить, та же манера себя держать. Как можно столь разных людей играть настолько одинаково.
FreedomRun
FreedomRun
Носатый ушан в качестве протагониста... Ептыть где таких в "актеры" набирают.
Наталья Васильева.c1i3t
Наталья Васильева.c1i3t
Люди, не доверяйте плохим отзывам. Посмотрите фильм и оцените. Я уверена, многим понравится. Хорошая актерская игра, Богомолов идеален для этой роли. Роза Хайруллина очень понравилась. Своеобразный юмор. Трагикомедия, можно сказать. Ничего нереалистичного не вижу в фильме. Да, сконцентрированы психи. А кто не псих? У многих есть "тараканы" в голове. И это фильм, в нем может быть все. И кукла – не самое главное в фильме. Вполне уместна. В наше время так мало хороших фильмов. Поэтому почему бы не посмотреть данный сериал?! Мне нравится. Не все серии одинаково интересны будут для кого-то. Мне очень вторая понравилась. Пока не все посмотрела.
Влад Лапин
Влад Лапин
Блин, уже вывел тенденцию, что если Григорян что-то раскритиковала в рецензии — значит это что-то стоящее. И тут не исключение."Псих" на удивление получился художественно продуманным. Большинство российских сериалов пытаются копировать только красивую картину и претенциозность западных, но без внимания к деталям. Здесь же визуальные решения являются ровно тем, чем должны быть: создают привлекательный фон, который помогает сфокусироваться на действительно важных в кадре вещах. Например, возьмем упомянутую секс-куклу. В сериале она и правда выполняет центральную функцию — демонстрирует нам доведенную до абсурда посттравматическую компульсивную привязанность. Кукла — всего лишь один инструмент (а их в "Психе" полно), через которые сериал исследует последствия непроработанных травм и причины непережитых трагедий.История Олега — это трагикомедийная история психолога, неспособного применить таланты на собственной психике. Эта история обрастает многослойным контекстом, состоящим не только из интригующего детективного сюжета, но и альтернативных взглядов второстепенных персонажей, которые детально дополняют историю и заставляют сомневаться в верности происходящего. Именно это чувство — сомнение — является ключевым в сериале. Тут вы не увидите ни морализаторства, ни навязчивых ответов на сложные этические вопросы. Зритель — судья.История Олега — это не единственная история. Абсолютно все второстепенные герои(даже те, которых вы увидите всего в паре сцен) имеют свои сюжетные линии. Сериал очень много иронизирует: где-то между строк, где-то в лоб. Отсюда и гротескные персонажи, представляющие собой не "пластмассовые скучные шаблоны", а очень даже живые и узнаваемые архетипы. А благодаря коротким сюжетным линиям эти герои превращаются из "пустых манекенов" в полноценных живых персонажей, к которым испытываешь эмпатию. Именно на размышлениях вокруг эмпатии строится весь нарратив сериала, оставляющий при этом зрителю возможность судить героев и оценивать их истории.