Рецензия на «Историю Лизи». Почему сериал по Стивену Кингу не удался как хоррор и любовная история
Сюжет
После гибели невероятно успешного писателя Скотта Лэндона (Клайв Оуэн) его жене Лизи (Джулианна Мур) досталось многомиллионное наследство и целая комната черновых рукописей. Оставшись одна, Лизи пытается ухаживать за страдающей психическим расстройством сестрой Амандой (Джоан Аллен) и наладить нормальные отношения с другой сестрой Дарлой (Дженнифер Джейсон Ли). Но больше всего её волнует оставленная мужем загадка.
Сложив вместе все, что знает о муже, Лизи приходит к выводу, что придуманный Скоттом фантастический остров под названием Мальчишечья Луна (Boo’ya Moon) реален: туда можно попасть, прикоснувшись к воде (подробнее механика телепортации не объясняется). Писатель сбегал в вымышленный мир, чтобы залечивать свои раны: на Луне есть бассейн, окунувшись в который можно исцелить все увечья. Получив по наследству от мужа возможность телепортироваться, Лизи отправляется на этот остров, чтобы узнать, что от неё скрывал Скотт.
Восемь часовых эпизодов «Истории Лизи» объединяют три истории: про детство Скотта, его вымышленный мир и наследие. Все они рассказаны по-разному. История о фантастическом острове напоминает сказку, полную выдуманных существ и монстров, жизнь вдовы — полноценный детективно-психологический триллер. Мрачнее всего показано детство писателя в глубинке — это хоррор в жанре южной готики в духе «Дьявол всегда здесь».
Проблемы с постановкой и любовной линией
Все эпизоды сериала поставил чилийский режиссер Пабло Ларраин («Нет», «Глория», «Фантастическая женщина»). В 2016 году он снял «Джеки» с Натали Портман, а сейчас работает над исторической драмой «Спенсер» о о принцессе Диане с Кристен Стюарт в главной роли. «История Лизи» исполнена в том же темпе, что и фильм о Жаклин Кеннеди: сцены неспешно перетекают одна в другую, пока камера изучает детали интерьера.
При этом в сериале есть одна глобальная проблема — резкое переключение между сюжетными арками, где полная саспенса жизнь Лизи мешается с детской фантастикой в Мальчишечьей Луне. Из-за этого разбираться в происходящем трудно — и без того запутанная история петляет еще сильнее. Первые эпизоды приходится продираться через множество вымышленных терминов (например, bool — аналог термина scavenger hunt или просто «загадка») и пытаться найти смысл в непонятных поступках главных героев вроде ритуала пускания крови (суть которого объясняется через несколько серий).
Другая проблема «Лизи» — затянутая романтическая линия, подробно прописанная в книге. По словам Кинга, основу романа составляет именно любовная история, а на написание книги его вдохновил случай из собственной жизни. В 1999 году писателя сбил фургон, после чего он надолго попал в больницу. В это время жена Кинга решила организовать перестановку в его кабинете, но не успела закончить до выписки. Увидев заполненную коробками студию, писатель подумал, что именно так выглядела бы его комната после смерти. Фактически он написал роман о том, как бы жила его вдова.
В первой сцене пилотного эпизода главная героиня минут пять купается в бассейне и вспоминает жизнь с мужем: во флэшбэках Лэндоны лежат на траве, целуются в кровати или обедают в пустом отеле посреди снежной бури (да, Кинг вставил в «Лизи» фрагмент из «Сияния»). Из-за быстрого переключения между сюжетными арками не получается погрузиться в тот или иной из показанных моментов. От них банально устаешь: в сериале памятные для Лэндонов моменты раздроблены на короткие неинформативные сцены, повторяющиеся несколько раз. Тот же обед в отеле показывают в трех эпизодах.
При этом Клайв Оуэн и Джулианна Мур идеально отыгрывают возлюбленных: молодого и добросердечного писателя на пике своей карьеры и его жены-фанатки, которая светится, лишь взглянув на мужа. Проблема лишь в том, что ни одна из десятка романтических сцен не запоминается, а Скотт и Лизи выглядят как парочка со стоковых снимков.
Вопросы к хоррор-части
Роман «История Лизи» позиционируется как триллер с элементами хоррора, но ни того ни другого в экранизации практически нет. Несколько раз удалось припугнуть зрителя, но не более того. В одном эпизоде сестра Лизи сжимает в ладонях осколки. В другом безумный отец Скотта режет себе руки и чуть ли не до смерти избивает брата главного героя. В третьем психопат-фанатик Джим (Дэйн ДеХаан), который охотится за черновиками Скотта, сталкерит Лизи, подкидывает ей в почтовый ящик мертвую ворону, а потом возвращается домой и облизывает картонную фигуру Скотта Лэндона. Порой герой ДеХаана даже перетягивает внимание с Мур и Оуэна.
В «Лизи» много неприятных и натуралистичных сцен, которые не только пугают, но и запоминаются — в отличие от предсказуемых скримеров, к которым сериал прибегает несколько раз. Также удалась звуковая часть: визги блуждающего по острову Длинного Мальчика, который преследует Скотта и Лизи, продолжают звенеть в голове даже после титров.
В то же время мистическая история про остров оказывается детской сказкой, а не таинственным пугающим миром, которого ждешь от Кинга после «Темной башни» или «Талисмана». Герои блуждают по красивому острову с красной луной и тропическими деревьями, пьют воду из волшебного бассейна и прячутся от монстра-великана. Мальчишечья Луна скорее напоминает Нетландию, чем сеттинг для триллера. Фантастический мир Скотта — метафора писательского воображения, одновременно прекрасное и ужасное место, в которое Лэндон сбегает от реальности. Но на протяжении всего сериала этот мир статичен, и с каждым последующим визитом героев выглядит все более привычно и банально.
Итог
«История Лизи» заманивает сильным актёрским составом и режиссером с неплохим послужным списком, но сериал портит сценарий Стивена Кинга. Писатель слишком любит собственный роман и при этом выбрал неудачную структуру для подачи его сюжетных линий. В итоге все три арки получились затянутыми, за происходящим трудно следить, а линии героев получили слабое развитие. Если выбросить из «Лизи» бесконечно повторяющиеся романтические сцены и бессодержательные диалоги, вполне мог бы выйти полнометражный триллер с четко выраженным сюжетом. Но вместо этого мы получили восьмичасовой сериал, в котором из-за обилия непонятной терминологии и постоянного переключения между обрывочными сценами сложно осилить даже первый эпизод.