Рецензия на сериал «Единственный». Еще один растянутый и разбавленный эпизод «Черного зеркала»
Эра телевидения после выхода и резкой популярности «Черного зеркала» — интересная эра, тянущаяся по сей день. Чарли Брукер наступил на самую больную мозоль зрителей, сделал это интересно и со вкусом, если не считать более слабые последние сезоны. И заставил людей хотя бы на пару часов после просмотра бояться веб-камер, перестать считать лайки и отложить в сторону приложения для знакомств.
Последнее спровоцировала серия Hang The Dj с Джорджиной Кэмпбелл и Джо Коулом. В ней люди знают заранее, сколько времени им выделено провести с любимым человеком. В конечном итоге Система обещает найти своим участникам идеального партнера. Вопреки этому главные герои влюбляются друг в друга всерьез и готовы нарушить ради своих отношений все правила.
Несмотря на весь мой скепсис к любовным драмам, Hang The DJ снята трогательно, красиво и достаточно увлекательно, чтобы за пару хотелось поболеть. А благодаря сценарию Брукера происходящее не скатывается в откровенные сопли.
А дальше у Hang The DJ появились последователи. Так появились «Родственные души» (Soulmates) от AMC и тот самый «Единственный». В основе их сюжета лежит простая идея, что идеального партнера можно подобрать с помощью теста ДНК. Это открытие, естественно, переворачивает мир и переписывает судьбы людей, которые хотят встретить свою единственную настоящую любовь.
И если выбирать из Soulmates и The One, первый вышел гораздо более удачным. Это антология из нескольких историй: их герои либо нашли свой «идеальный мэтч» (от англ. match – соответствие, пара), либо никак не могут решиться на этот шаг. Их отношения рушатся, браки распадаются, а иногда, наоборот, все становится на свои места с появлением нового главного человека в их жизни.
В Soulmates набрали прекрасный актерский состав, а 4 эпизод, Layover, раскрывает гигантский комедийный потенциал Билла Скарсгарда – его хочется посоветовать, даже если основная идея сериала вам не очень интересна.
The One взял от научно-фантастической идеи только оболочку. Глава крупной компании Ребекка (Ханна Уэр) вместе с другом Джеймсом (Димитрий Леонидас) действительно создала технологию по поиску идеального партнера. Нужно только сдать образец биоматериала, и вскоре вы получите имя своего «Единственного». Но все мэтчи найдены в первой же серии, и дальше это уже не имеет практически никакого значения.
«Единственный» очень косвенно основан на одноименном романе журналиста и писателя Джона Маррса. Судя по отзывам, в сериале уже совсем другие герои, их истории переплетаются сильнее, чем в книге, а роль местного злодея досталась женщине. Но самое дурацкое, что создатели The One почему-то решили превратить сериал в очень линейный и банальный триллер.
Представьте себе «Бегущего по лезвию», где вам с самого начала объясняют, кто человек, а кто репликант – и предлагают пару часов посмотреть, как они бесцельно бродят и общаются. Примерно таким вышел The One.
Весь саспенс улетучивается в первых же двух сериях, сюжет дальше угадывается без труда. Чтобы создать технологию «Единственного», главная героиня эксплуатировала влюбленного в нее соседа. Когда обман раскрылся, а сосед закатил скандал, Ребекка и Джеймс случайно его убили. Год спустя компания процветает, Джеймса отстраняют от дел, Ребекка стала успешной бизнесвумен – и тело убитого внезапно находят в реке.
Наблюдать за расследованием, исход которого ясен заранее, ожидаемо скучно. Хотя ведет его самый сильный персонаж сериала – детектив Кейт (Зои Таппер), которая уже успела воспользоваться The One. Она гоняется за Ребеккой, пытаясь подловить ее на лжи, и параллельно разбирается в хитросплетениях своей личной жизни. При этом Кейт мало что раскрывает на экране самостоятельно, в основном интрига выдается по кусочкам через флэшбэки. Звучит, как провальный детективный триллер, правда?
Линия Кейт наиболее человечная и понятная, хотя сама по себе она – не особо захватывающая героиня. И это общая проблема сериала: для психологического триллера персонажи зубодробительно скучные и картонные, поэтому вытянуть слабый сюжет они не способны.
Особенно неумение создать интересные образы видно по Ребекке. Местами видно, что из нее могла бы получиться отличная злодейка: у нее есть жажда сохранить свой успех любой ценой, твердая уверенность в своей правоте и весьма пренебрежительное отношение к человеческой жизни.
Но у актрисы не хватает то ли харизмы, то ли внутреннего ощущения своего персонажа. А еще создатели часто пытаются оправдать ее, сместить поступки в «серую» моральную зону, хотя в неоднократных убийствах и постоянном манипулировании нет ничего серого.
Так и хочется сказать: дайте же ей побыть эталонной сволочью без любви, тоски и жалости, если она так хочет! Но общая беззубость сериала не дает Ребекке раскрыться и перетянуть нас на сторону «плохишей».
Третья сюжетная линия ближе всего к первоначальной задумке, идее любви на всю жизнь и ее разрушительных последствиях. Ханна (Луи Чимимба) и Марк (Эрик Кофи-Абрефа) счастливы в браке, а муж и слышать не хочет ни о каких тестах и соулмейтах. Но тревожность Ханны берет верх: она втайне делает тест за Марка, находит его «единственную» и пытается узнать ее поближе.
Ментальная гимнастика Ханны, выражение ее сомнений и постоянный страх потерять любимого человека – именно то, чего изначально ждешь от The One. Это не новый, но интересный взгляд на человеческие отношения. Особенно напряжение возрастает, когда Марк встречается со своим «мэтчем» и буквально меняется в лице, увидев ее – нет ни капли сомнения в том, что это — его «единственная».
Но и этот сюжет, наиболее цельный и стройный, размазывается на все восемь серий и становится не таким эффектным, как на словах. Герои постоянно мечутся туда-сюда, а в промежутках приходится смотреть затянутую историю Ребекки. Марка и Ханну хочется сгрести в охапку и отнести в Soulmates в качестве еще одной серии – сорока минут им хватило бы с лихвой.
В остальном же «Единственный» развивается и заканчивается на одной ноте. И когда в конце нож в печень достается не тому персонажу, которому он предназначался, остается только одна мысль – кажется, мы тоже смотрим не тот сериал, который заслужили.