Рецензия на «Рыцарей справедливости» с Мадсом Миккельсеном. Потрясающая история о горе и жажде мести
Истории о самосуде, мести и всяческом поиске справедливости могут пойти разными путями. По всем промо и трейлерам «Рыцари справедливости» выглядят чем-то вроде комедийного боевика. Суровый и молчаливый Мадс Миккельсен с автоматом терпит кучку гиков, вооруженных только смекалкой. Вместе они хотят отомстить за погибшую жену Маркуса, героя Миккельсена.
И это описание недалеко от правды — только вот фильм оказался чем-то намного большим. Это не завораживающе жестокий и вдумчивый «Олдбой» или абсолютно экшеновое кино вроде «Заложницы». «Рыцари правды» любовно собрали в себе всего понемногу от разных жанров и тем, причем очень умело.
И все-таки, на первый взгляд сюжетная завязка кажется простой. Действующий военный Маркус (Миккельсен) вынужден вернуться домой из-за страшной трагедии: его семья попала в железнодорожную аварию. Дочь Матильду (Андреа Хайк Гадеберг) удалось спасти, а вот жена погибла.
Вскоре с Маркусом и Матильдой знакомятся математики Отто (Николай Ли Каас) и Леннарт (Ларс Брюгманн). Дело в том, что Отто ехал в том же вагоне, что и Матильда с ее матерью. И он уверен, что авария была не случайным происшествием, а тщательно спланированным действием местной преступной группировки «Рыцари справедливости».
Поначалу идея звучит бредово, но у Отто есть доказательства. Незадачливый технарь создал алгоритм, который высчитывает вероятность любого события. А его друг Эмменталер (да, как сыр – это даже обыгрывается в фильме) может прогнать фото главного подозреваемого через систему опознавания лиц и установить его личность.
Недавно пережившие потерю люди часто ищут виноватых – так им проще справиться со своим горем. Поэтому Маркус цепляется за теорию Отто и собирает команду, которая отомстит «Рыцарям».
И вроде бы его напарники совсем не похожи на суровых линчевателей: у Отто есть приобретенная инвалидность и природная трусость, Леннарт и Эмменталер – довольно дерганые невротики. Но ощущение того, что их дело – правое, придает им уверенности в себе. А для всего остального, в том числе для сборки автоматов Калашникова, есть Маркус.
Разработка плана длится довольно долго, но скучать в фильме все равно не приходится. В какой-то момент эти недо-Неудержимые больше напоминают огромную шумную семью, чем команду по устранению несправедливости. В одном углу Леннарт орет благим матом на плохие мониторы, в другом Отто учит хозяина дома быть сдержаннее и не ругаться с дочерью.
Здесь отлично сочетаются стрельбище на заднем дворе и милый семейный ужин, кровавая бойня в клубе и одинаковые уродливые свитеры на Рождество — у фильма удивительно органично выходит прыгать из жанра в жанр, из эмоции в эмоцию.
Мадс Миккельсен, конечно, подается как главное украшение и достоинство этого фильма. Кто-то очень точно сравнил его с Леоном-профессионалом из шедевра Люка Бессона; на самом деле, это действительно шаг в сторону от уточненного Ганнибала или его образов из фильмов Николаса Виндинга Рефна.
При этом Маркус – прямолинейный, жесткий, брутальный и закрытый, во всех отношениях настоящий мужчина, — очень страдает от неумения общаться с людьми. У него очень деликатная и убедительная история, пусть и разворачивается она на фоне полного абсурда.
Личная трагедия Маркуса не только в потере жены. Герой ужасно боится, что без связующего звена он потеряет и дочь. «Рыцари» учат не только справляться с гневом и желанием ответить насилием на насилие: они еще и о том, как важно вовремя протянуть руку своим близким. И попросить помощи, когда она действительно нужна.
То же самое и с другими героями: у каждого есть свое прошлое и свои демоны, которые очень органично вписываются в сюжет. Совершенно не похожие с виду люди находят очень много общего и дополняют друг друга в самые неожиданные моменты — спойлерить их заранее не хочется. Местами душевные разговоры чуть-чуть затягиваются, но тут на помощь приходит актерская игра.
Помимо Мадса, здесь хорош весь каст: Николай Ли Каас выглядит как депрессивный брат-близнец Сета Рогена, Николас Бро смешно и при этом беззлобно обыгрывает образ толстенького задрота, а Густав Линд – это Бодашка, украинский иммигрант, который появляется ближе к концу фильма – вносит в картину еще больше хаоса и смеха одновременно.
Так сложилось, что «Рыцари справедливости» идут прямо по стопам фильма «Еще по одной», тоже с Мадсом в одной из главных ролей. И хотя по содержанию и жанру они совершенно разные, в одном они похожи.
Широкой публике режиссер «Рыцарей» может быть не особо известен, но за плечами у Андерса Томаса Йенсена десятки фильмов, а на полочке дома – статуэтка «Оскар». Правда, не за полный метр, а за короткометражку «Вечер выборов». Фильм «Месть» по его сценарию тоже получил «Оскара» в 2010 году, и это не считая нескольких номинаций. Словом, Йенсена любят жюри кинопремий.
Но еще Йенсен обходится без сложных аллюзий, без запутывающих авторских приемов. «Рыцарей справедливости» отличает то, насколько удивительно они будут близки и понятны любому человеку. У каждого из нас в той или иной степени были эти мысли и эмоции; рано или поздно все сталкиваются с потерей, с несправедливостью, с желанием отомстить кому-нибудь за свои беды, даже когда мстить некому.
И взглянуть на тяжелые чувства и темы с юмором, весельем и каплей абсурда – иногда именно то, что нужно.