Рецензия на «Пиратов Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»
Критики, ругавшие фильм, концентрировались (ошибочно, на мой взгляд), на хаотичности повествования. Из этого можно было заключить, что «Мертвецы» получились бредовым месивом – но хотя бы месивом из красивых кадров и веселого экшена. Пусть там нет никакого смысла и общей логики повествования, пусть сюжет – хрень, но хоть экшен и шутки по отдельности могут развлечь, да? Ни фига.
Главный минус новой части в том, что она совершенно пустая – до жути скучная, тягучая, как трясина и столь же бесплодная. Дело не в том, что в происходящем нет логики (хотя ее нет), дело в том, что в нем нет происходящего – здесь буквально ничего не происходит. Бесконечные сцены каких-то разговоров, бесцельных брожений, снова бубнеж и бормотание, ужасные сортирные шутки, так себе финальный эпик – и долгожданные титры.
Такой откровенно раздутой халтурой не ощущалась даже четвертая часть, как ни странно. «Мертвецы» напоминают игру, сделанную по дорогой лицензии – в спешке, лишь бы срубить бабла на названии. Настолько здесь все картонное, вторичное и абсолютно мертвое.
Не думал, что название было буквальным предупреждением. Это действительно творческий труп, неспособный поведать ни одной интересной истории.
Как я уже сказал, якобы возвращение Блума и Найтли было дешевой приманкой – у Уилла две коротких сцены, у Киры – одна. Уверен, они настолько не хотели возвращаться в умершую франшизу, что даже за эти крохи заломили нехилый счет. Депп здесь выглядит не таким отожратым боровом, как в «Фантастических тварях», но толку от Воробья никакого.
Правда, вины Деппа тут нет – он вполне в форме, просто сценаристы зачем-то лишили главного героя франшизы всех человеческих качеств, замылив его до уровня Джа-Джа Бинкса.
Воробей ходит без штанов, постоянно в стельку пьян и чаще всего не соображает, где находится и что делает. Никаких хитрых планов и интриг, ловких ходов и гениально удачных промахов. Он производит жалкое впечатление – это до того, как понимаешь, что тебе неловко за него, как за описавшегося дедушку с Альцгеймером. Подобное убийство персонажа наблюдать попросту больно.
Четвертую часть в нашем недавнем киномарафоне всех «Пиратов» я назвал спин-оффом про Воробья – мол, не ощущалась она как полноценная часть франшизы, мелковата, да и слишком большой фокус на Джека не сделал ему чести. Знал бы я, до чего дожалуюсь.
Пятый фильм – это еще больший спин-офф, проблема в том, что уже даже не Воробья. Не Уилла, Элизабет, Барбоссы, Дэйви Джонса, Тиа Дальмы, Мартышки Джека, Гиббса или любого другого запоминающегося персонажа. Нет, это спин-офф двух новых, абсолютно незнакомых зрителю и наглухо лишенных харизмы героев. Сына Уилла и Элизабет по имени Генри и его подружки-институтки, которую из-за ее учености хотят сжечь как ведьму.
Попытка подсунуть нам дешевые подделки под Уилла и Элизабет засчитаны. Он – смазливый бравый малый, немного наивный и прямолинейный, а она – дерзкая не по эпохе девушка, слишком норовистая и сообразительная, чтобы смириться с ролью, предписанной ей обществом.
М-да, мы таких нигде раньше не видели. Осталось подогнать для этих младших Уилла и Лиз собственного мини-Воробья (пусть его роль дальше играет мартышка Джек) и франшиза успешно пройдет фазу мягкого перезапуска. Прямо на дно.
Магия первого фильма убедила нас, что у актерской карьеры Деппа еще есть будущее, у Орландо Блума присутствует харизма заправского Д’Артаньяна, а у очаровательно плоской Киры Найтли – пышная грудь. Новая парочка главных героев не запоминается ничем кроме своей бесхарактерной смазливости.
Про четвертую часть мы говорили, что Воробью не хватает пары ванильных героев, с которыми он бы контрастировал – и вот, казалось бы, все вернулось на место. Вот только этой паре не хватает своего Воробья. Он вроде здесь – настоящий, не замененный на удешевленный аналог, правда, почему-то не выполняет своей функции. Не плетет интриг, не вызывает, как змий-искуситель, в наших праведных героях их самые темные стороны.
Вспомните, ведь именно он довел благородную парочку до того, что они начали предавать и продавать его так же легко, как он – их.
Здесь Воробей окончательно превращается в мультяшного персонажа (Паша весьма удачно сравнил его с белкой из «Ледникогового периода»), бродит бухой и абсолютно не двигает сюжет, просто идет туда, куда его тащат. Такое ощущение, что, как и в той идиотской сцене в тюрьме из трейлера («Где твои штаны?»), Депп вырубился и проходил во сне остаток фильма. Он просто корчит свои ошалевшие рожи, реагируя на происходящее, но не совершает никаких про-активных действий.
Движущей силой сюжета тут выступает Генри – он находит отца на «Голландце» и клянется, что снимет с него проклятье, для этого ведь всего и надо, что найти Трезубец Посейдона. Ясно, что безмозглому юнцу сделать это будет куда легче, чем самому демоническому капитану «Голландца».
Генри, впрочем, хотеть хочет, но один сделать ничего не в состоянии. Он решает, что помочь ему может лишь Джек Воробей. Почему он – неясно абсолютно. Эта бухая скотина в результате доставляет ему больше хлопот, пользы от него никакой.
Также он заручается помощью случайно встреченной ведьмы, которая – вот же совпадение – тоже ищет трезубец. Еще он случайно попадается в руки Салазару, который, ух ты – еще одно совпадение, тоже ищет Воробья.
Так же в прошлой части все сломя голову бросились искать Фонтан вечной молодости – англичане, испанцы, Черная Борода, Барбосса и Джек. Флеш-мобы прямо.
К компании добавляется Барбосса и старая команда Джека – только в таком составе Генри способен выполнить свою миссию. Жаль сам он так ни хрена и не делает, по сути. Всю работу по вычислению координат трезубца выполняет Карина. Но и ее это не делает достойной героиней в наших глазах, так как она больше напоминает одержимую, зацикленную на таинственном отце и его наследии. Смотреть на то, как эти две бледных тени якобы героев неуклюже трутся друг о друга и перипетии сценария, довольно неловко и до жути утомительно.
Фильм действительно воспринимается как подделка – группа авантюристов забралась на съемочную площадку Disney, включила свет на декорациях «Пиратов» и отсняла свою фанатскую дребедень. Ни в одной части этот мир не выглядел настолько картонным и неживым.
Хваленого эпика в картине не чувствуется совсем, распиаренный трезубец Посейдона – это какая-то клешня из папье-маше, стыренная из реквизитной дешевого сериала про пришельцев. Экшен-сцен в фильме по сути всего 4, они неплохи по задумке, но привычного удалого задора в них нет, все крайне вымученно и, опять же, безбожно затянуто.
Если у вас были надежды на то, что вам что-то запомнится из этого фильма, то скорее всего, вы будете вспоминать выжженный в сознании циферблат своих часов, на которые вы будете поглядывать каждую секунду, так как на нем будет больше экшена и динамики, чем на экране.
Флэшбек, показывающий молодого Воробья и описывающий то, как именно тот насолил Салазару, смотришь со слезами на глазах, так как эта история кажется в сотни раз интереснее той, в которую нас вынуждают вернуться. Вот это покажите – молодой, еще не настолько коматозный Воробей, дух приключения, пиратские сражения, демонические силы – продолжите историю, расскажите, как именно погибал Джек и как Дэйви Джонс заключил с ним ту самую сделку, отдающую ему место капитана «Жемчужины» на 13 лет. Но нет, мы вынуждены смотреть на двух влюбленных идиотов и их ряженого друга.
Шутки. Мать моя, таких ужасных шуток я не видел в блокбастере уже давно. Не просто мертвых, а откровенно вульгарных, больше того – школьных. Мерзко даже не то, что они вертятся вокруг гениталий, а то, что вертятся, откровенно пованивая школьным сортиром и гоготом вполголоса. Это шутки про гениталии от людей, еще не совсем понимающих, что такое гениталии, сама мысль о которых вызывает у них нервный смех. Упомянутые Пашей в видеообзоре «шары по 80 кг», затянутая до боли тупая шутка про институтку-проститутку, шутки про отчебученную маму.
Это не сценарий фильма за сотни миллионов, это чат доты, причем команды из пяти «керри», тусующихся на миде.
Откуда в диснеевском фильме, являющимся экранизацией детского аттракциона, столько пошлятины, я понятия не имею. Подобные заходы, сочиненные озабоченным импотентом, не вызвали бы смешка даже в очень пьяном и очень провинциальном комеди-клабе в 4 утра.
Итог
Я не могу понять, как Disney могла так проштрафиться – уже два фильма подряд. Да, франшиза пережила свой пик и лишилась многих ключевых фигур, но даже в этом фильме чувствуется нереализованный потенциал – при должной обработке из этого можно было выжать приличное приключение. Вопрос в том, почему никто не сделал этого усилия. Все выглядят до жути уставшими от этого аттракциона – кроме зрителей, которые продолжают набиваться в залы даже после того, что им подсунули в четвертом фильме.
Я не буду говорить, что этот мир изжил себя и больше не способен дать нам ничего нового – еще как может, в этой вселенной реально наворотить еще кучу всего, хоть с Воробьем, хоть без. Это же Карибы. Проблема в том, что для этого нужно, чтобы продюсерам, сценаристам и режиссеру было не насрать, а с этим явные проблемы.
Еще в начале фильма, увидев десятилетнего Генри, я поймал себя на мысли, что про него и нужно было снимать новую часть. Про мальчишку. Не надо было давать ему взрослеть.
Вы уже наворовали много чего из «Острова сокровищ» – так возьмите и очарование мальчишеской безрассудности, сделайте своего Джимми Хокинса, своего «Пятнадцатилетнего капитана», своего Жана Грандье по прозвищу Сорви-голова. Не нужно этих соплей с возлюбленной, вы уже были на верном пути, когда показали встречу Элизабет и Уилла еще детьми – вот там и надо было остановиться. Этот мир заиграет новыми красками, если вы покажете его глазами юнцов – в конце концов, вы же для них и снимаете.
Но пока они этого не сделают, не возьмутся за ум и не найдут того, кому есть дело до этой вселенной, не ходите в кино. Сэкономите на таблетках от головной боли. И на билетах.
Еще о «Пиратах Карибского моря»:
Новости:
- Пересказ всего сюжета пятой части (Спойлеры!)
- «Скуби Ду» на море! Критики протащили пятых «Пиратов» под килем
- Сексизм! Джонни Депп зарубил пятых «Пиратов» с женщиной-злодейкой