03 декабря 2016
Обновлено 03.12.2016

Рецензия на Моану

1 декабря на российские экраны вышла «Моана», очередная полнометражка Disney про принцессу, которая не горит желанием править. Принцесса на этот раз полинезийская, а в друзьях у нее полубог ветров и морей, кавайная свинка, крайне тупая курица и сам океан, решивший помочь девушке воплотить в жизнь пророчество.
1 декабря на российские экраны вышла «Моана», очередная полнометражка Disney про принцессу, которая не горит желанием править. Принцесса на этот раз полинезийская, а в друзьях у нее полубог ветров и морей, кавайная свинка, крайне тупая курица и сам океан, решивший помочь девушке воплотить в жизнь пророчество.
Рецензия на Моану - фото 1

Давайте без лишних церемоний – это не «Зверополис» и не «Головоломка», это ближе к «Доброму динозавру» и «В поисках Дори» и «Вверх», если забыть про его сентиментальное начало и вспоминать лишь довольно посредственную основную историю с простоватым юмором.

«Моана» – это прекрасный, глубокий и культурно богатый эпос, похороненный под тоннами шутеечек, куриных гэгов, нахлобученных сверху музыкальных и экшен-сцен, а главное – сценарных штампов, заставляющих персонажей вести себя неразумно и непоследовательно в угоду нуждам конкретной сцены.

Похоронена эта красивая история не до конца, она проблескивает с глубины и за пару-тройку дней с момента просмотра, раскрывается в голове окончательно. И это огромный плюс – та же «Дори», пусть и забавная, забывается быстрее, чем лица новых знакомых самой синей рыбкой. Здесь же мы видим мир, который остается со зрителем и на манер мембербериз из «Южного парка», шепчет: «А помнишь лодки, а помнишь танец бабушки, помнишь первую встречу с Мауи?». Даже песни, которых тут достаточно, не раздражают, а одна, повторяющаяся на разный лад несколько раз, даже намертво застревает в памяти. Вряд ли это новый «Лет ит гоу», но все же.

Рецензия на Моану - фото 2

Загнобленность интересной и живой истории ссыкливыми идеями студии о том, что надо вставить в картину «иначе не поймут», «иначе уснут», «иначе не купят на диске», видна уже по трейлерам. Причем в трейлерах уровень этой загнобленности ощущается острее, чем в самой картине. Простоватый сюжет, примитивные шуточки и бесконечное балабольство и препирания вместо осмысленных диалогов.

Многие, уверен, даже не захотят идти на фильм из-за того, насколько примитивно и шаблонно он выглядел в этих нарезках, а если пойдут, будут приятно удивлены тем, что под этими штампами есть более глубокий живой слой, и неприятно – тем, что этот слой так задушен какой-то совсем стандартной ерундой из каждого третьего мультфильма, от которой уже тошнит.

Рецензия на Моану - фото 3
Рецензия на Моану - фото 4

Далее идут легкие спойлеры без упоминания важных сюжетных поворотов

Во-первых, делать героиню принцессой не было абсолютно никакой необходимости, к основному сюжету это имеет мало отношения. Но как же Disney и без принцесс? Ну а что «Ральф» и «Зверополис»?

Во-вторых, убогие персонажи родителей. Disney – не Pixar, они не понимают, что такое родители. Они Диснею нужны только для того, чтобы сдохнуть и мотивировать героя. Либо чтобы быть тупыми невменяемыми дебилами, которых заклинило на непонятных табу, мешающих герою – герой должен решиться выступить против воли родителей и продавить свое мнение.

Отец Моаны против того, чтобы она вообще касалась лодок, он требует прекратить грезить о путешествиях и идти менеджить племя, считать кокосы и так далее. Это сильно раздражает прежде всего таким сильным дежавю, что ломит виски.

Упертый отец, заклиненный на безопасности, противопоставляемой тяге к приключениям, задолбал еще в «Семейке Крудс». Папа-вождь, прочащий свою судьбу отпрыску был и в «Храброй сердцем» и в «Как приручить дракона». Особенно раздражает дубовая непробиваемость родителей, которые отказываются выслушивать какие-либо аргументы и слепо стоят на своей позиции даже после того, как нужно было ее отбросить. Возможно, так студия пытается показать дурную привычку всех родителей затыкать ребенка и просто приказывать ему, стоять на своем упрямо и глухо, но воспринимается это лишь как лень и недалекий ум сценаристов, создавших персонажей, неспособных оценить ситуацию. Охренеть вожди.

Ну и да, родители пытаются научить дочь, как занять выделенное ей социумом место, а чудаковатая бабка – единственная, кто понимает сумасбродную девочку и помогает отправиться за мечтой. Привет, Мулан. Давно не виделись. Говорят, про тебя кино снимают, аж два…

Рецензия на Моану - фото 5
Рецензия на Моану - фото 6

Также в фильме присутствуют экшен-сцена с пиратами-пигмеями, которая основному сюжету не дает ничего, и безумный музыкальный номер с гигантским крабом, который покрыл свой панцирь сокровищами – его озвучивает Илья Лагутенко, поет «Моя жизнь в блеске», «утекай, утекай» и… вызывает это смешанные чувства. С одной стороны, сюрреалистическая песня краба с таким втемным актером дубляжа доставляет – Лагутенко молодец. С другой, эту сцену потом сложно вспомнить, что вообще была такая – настолько она выпадает из общего сюжета и стиля картины.

То же относится и к экшен-пигмеям, которые, абсолютно очевидно, были вставлены по требованию кого-то, кому снес крышу «Безумный Макс: Дорога Ярости». Огромные корабли пигмеев, сама погоня, гигантские барабаны и прочие инструменты, встроенные в эти корабли, даже пара очень знакомых аккордов в музыке – параллели очевидны. Эта сцена тоже смотрится неуместно в общем потоке и обязана своим присутствием лишь потребности в некой движухе.

Конец спойлеров

Рецензия на Моану - фото 7
Рецензия на Моану - фото 8
Рецензия на Моану - фото 9

Проблема со всеми этими пигмеями, крабами, минутами отведенными на любование безграничной тупостью курочки, повторяющимся препирательствам Мауи, все пытающегося слинять, в том, что на них тратится хронометраж, оставляя все меньше времени на созерцательные сцены, на развитие героев и поднятие ставок.

Океан, острова, зелень, лодки – все это нарисовано прекрасно и действительно передает ощущение морского путешествия временами опасного и пугающего, временами – захватывающего дух от восхищения. Сложности и нюансы управления на первый взгляд простенькой лодкой, к счастью, переданы хорошо. Обучение Моаны морскому делу – отличная идея, самое живое и осмысленное взаимодействие главных героев. Но как же мало всему этому уделяется внимания.

Из Мауи и Моаны новых Ральфа и Сластены или Банни Хопс и Ника Уайлда не вышло.

Дуэт обладает какой-никакой химией, но Мауи вышел все же чересчур поверхностным и отталкивающим, а Моана – несколько однобокой. Никаких ее страхов, слабостей и темных сторон мы исследовать не успели. Проблемное сближение, традиционные ссора и воссоединение героев никаких особых чувств не вызывают. А должны ведь. И могли. Если бы кто считал их приоритетнее высасывания шутеек из бедной курицы, которая ощущается абсолютно вторично после гагары Бекки из «В поисках Дори».

Рецензия на Моану - фото 10
Рецензия на Моану - фото 11
Рецензия на Моану - фото 12

В общем и целом, мультфильм оставляет положительное впечатление, его просто жаль. Без всего этого трусливого мусора, этих подпорок, без которых, как студия решила, ему не жить, он смотрелся бы куда мощнее. Помните, насколько насильно втиснутой в историю выглядела в «Зверополисе» сцена разборок Хоппса и Уалда под дождем? Все эти задушевные разговоры, которые не срабатывали, не вышибали слезу, потому что шли не столько от персонажей, сколько от требований жанра и устоявшейся схемы. Здесь подобного ощущения искусственности и вторичности куда больше, но под ним все еще прячется красивая история и великолепные картины полинезийской жизни.

С детьми стоит сходить обязательно, без детей – с оглядкой на вышесказанное, но тоже скорее стоит. Дома это будет смотреться уже не так круто, все же все эти полупрозрачные зеленые волны в тридэ – прекрасны.

Комментарии 37
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Этот мульт настолько клише, что даже рецензия клише