Рецензия на «Космические войска». Иногда скучная, но добрая драмеди авторов «Офиса» о покорении Луны
Действие «Космических войск» начинается с того, что генерал Марк Нэйрд (Стив Карелл) получает четвертую звезду на погоны. А вместе с ней и головную боль — высшую должность в новом подразделении под названием Космические войска. Дело плевое: надо только переехать черт знает куда, построить тайную базу и запустить с нее ракету на Луну.
Жена Марка на эти планы реагирует нескрываемой истерикой. Самому герою, кажется, нормально: он марширует от кровати до ванной как по плацу и на страдания жены внимания не обращает совсем. Какие уж тут слезы, когда человеку надо в кратчайшие сроки вернуть американцев на Луну, которая им покоя не дает еще со времен «Аполлона-11».
Снова зрители встречают Марка через год. База в захолустье уже построена, но в жизни героя все идет наперекосяк. Четырехзвездный генерал держит себя в руках, хотя мир его вот-вот треснет по швам от переизбытка проблем и стресса. С одной стороны на Марка давит министр обороны, которому надо людей на Луне вот прям сейчас, а лучше вчера. С другой — ученый Эдриан Мэллори (Джон Малкович), который продвигает пацифистские установки и уверяет, что космос — это мол не о войне, а о дружбе.
Тем временем жена Марка обитает за решеткой за какое-то ужасное преступление. Какое именно, неизвестно, но точно ужасное — 40 лет просто так не дают. А еще у дочери переходный возраст в самой взрывной стадии, того и гляди детонирует. И она встречается с русским шпионом. Все это тоже на голову бедного Марка, который еще не сошел с ума только потому, что такого президент ему не приказывал.
По описанию и трейлеру кажется, что герой «Космических войск» оказался в ситуации, где у него одного есть здравый смысл и понимание обреченности идеи космического доминирования. Классическая история о нормальном человеке, который пытается объяснить идиотам вокруг, что они идиоты.
Но нет, в сериале все иначе, ведь за первые два эпизода мы понимаем — Марк тоже идиот. Он игнорирует слова экспертов и решение любой проблемы видит в бомбежке. Жена почти прямым текстом ему говорит, что спит с надзирательницей, но Марк и этого не замечает. Он анекдотический солдафон, который на полном серьезе приказывает шимпанзе починить спутник в открытом космосе. И на этом чудесном идиотизме строится комический аспект сериала на его старте. Но вскоре Марк начинает меняться, а вместе с ним и все шоу.
Уже в третьем эпизоде «Космические войска» поворачиваются к зрителю драматической стороной. Фокус переходит на возрастной кризис героя, который привык вдавливать эмоции как можно глубже и всегда следовать приказам. Чем сильнее раскрывается личность Марка как адекватного человека, тем сильнее сериал проседает в комедийном плане. Шутки продолжают появляться и в плоскости их не упрекнешь, но юмора к середине сезона становится все меньше. При этом и драму «Космические войска» до конца не вытягивают, зачем-то останавливаясь почти на самом пике проникновенности. В итоге выходит, что ни комедийный, ни драматический потенциал в полной мере шоу реализовать не смогло.
Все могло бы быть плачевно, если бы не актеры, которые масштабом своего дарования то и дело заслоняют от зрителя слабости сценария. Сцены, в которых Карелл поет; сцены, в которых Малкович матерится; сцены, в которых есть и Карелл, и Малкович — жемчужины «Космических войск».
Карелл изображает человека поразительного мужества и стойкости, которым стоит поучиться. Герой Малковича, напротив, склонен к обдумыванию и маневренности, а еще чрезвычайно полезен в подборе стильных сорочек. У каждого из героев есть черта характера, которой катастрофически недостает другому. Вместе они — и сила, и мудрость, и значительный аргумент в пользу того, что сериал и правда вышел неплохим. Вот только вышел бы он пораньше.
С таймингом ошибки нет: космические силы в США появились в конце прошлого года. Сериал, так сказать, по горячим следам. Но его политическая сатира устарела. Шутки о нездоровом пристрастии американского президента к Twitter и его же неспособности писать посты без ошибок были в повестке в 2016–2017 годах. Возможно, именно поэтому западные критики так холодно встретили сериал. Ожидали от Грега Дэниелса и Стива Карелла новых бомбических острот о Трампе перед его (возможно) уходом, а получили все то, о чем в соцсетях смеялись еще четыре года назад.
«Космические войска» зря позиционируют как комедию — это на 100% драмеди, где лирики даже больше, чем шуток. Благодатную тему бредовой затеи президента и ее последствий к середине почти забросили — сериал был слишком занят, показывая как тяжело человеку средних лет разобраться в современной сленге и примириться с понятием «открытый брак». Словно так и не решив, о чем он действительно хочет сказать, сериал не всегда удачно жонглирует жанрами.
Но пусть вас не пугает ни перечисленное выше, ни зеленая клякса и число 39 в рейтинге «Космических войск» на Rotten Tomatoes. Ощущение после просмотра все равно приятное. История вышла доброй, человечной, а ближе к концу даже увлекательной. Опишем без спойлеров: по состоянию на финал первого сезона Марка ждут большие проблемы на Земле, а у путешественников на Луну — большие проблемы уже сейчас. И очень хочется узнать, как они из всего этого будут выкручиваться.