Рецензия на «King’s Man: Начало»: тусклый трэш, которому не помог даже неубиваемый Распутин
В российских кинотеатрах вышел третий полнометражный фильм Мэттью Вона о британских шпионах, маскирующихся под элитных портных. Автор «Канобу» Анастасия Седова посмотрела кино и объясняет, почему у создателей «King’s Man: Начало» (The King’s Man) не получилось рассказать предысторию могущественной секретной организации, сохранив залихватский настрой предыдущих картин франшизы.
О чём франшиза
Впервые история о тайной шпионской службе Kingsman была опубликована на страницах комикса The Secret Service студии Marvel в 2012 году и спустя три года переехала на большие экраны в виде комедийного боевика «Kingsman: Секретная служба». Актёрский состав впечатлял: Колин Фёрт, Марк Стронг, Сэмюэл Л. Джексон, София Бутелла, Майкл Кейн, Тэрон Эджертон и другие.
Перевёрнутый вверх ногами сюжет о Золушке рассказывал о гопнике по прозвищу Эггси, которому выпал шанс стать секретным агентом. Историю удачно дополнили энергичным экшеном, старым добрым ультранасилием и карикатурными злодеями в лице одетого под рэпера Сэмюэля Л. Джексона и его помощницы Софии Бутеллы, эффектно расправлявшейся с врагами с помощью скрытых клинков в ножных протезах.
В сиквеле «Kingsman: Золотое кольцо» наметились проблемы для будущего франшизы. Фильм получился очень вторичным, обыгрывающим те же шпионские ситуации, что и первая часть. Вон со сценаристами попытались компенсировать самоповторы свежей локацией (из Великобритании герои вынуждены были перебраться в США), новыми антагонистами со склонностью к геноциду и очевидной психопатией, а также притянутой за уши любовной линией: шведская принцесса, в первой части пообещавшая Эггси секс за спасение мира, теперь стала его невестой.
В приквеле 2022 года зрителю наконец должны были рассказать, как создавалась столь могущественная шпионская организация, почему её участники берут себе прозвища рыцарей Круглого стола, откуда это всё финансируется и при чём тут вообще портные.
Сюжет «King’s Man: Начало»: коротко
Британские герцоги Оксфордские, отец и сын Орландо (Рэйф Файнс) и Конрад (Харрис Дикинсон) — исключительные джентльмены, много лет разделяющие скорбь по погибшей жене и матери. Та помогала «Красному кресту» и однажды попала под перекрестный огонь. Умирая на руках у мужа, женщина попросила его прекратить все войны в мире и защитить их маленького сына.
Спустя 12 лет между юношей и его родителем намечается разлад: Конрад жаждет служить, отстаивать честь и рисковать так, как говорит ему молодая кровь. Орландо же полон пацифистских идей, в силу титула и близости к британской короне он не может уйти от политики, но всячески отговаривает сына от геройства.
На дворе тем временем 1910-е годы. Германия, Россия и Великобритания оказываются на пороге Первой мировой войны. А за всем милитаристским злом в мире стоит тайная организация во главе с неким Пастырем— тот собирает вокруг себя тайных агентов вроде Распутина, Маты Хари, Ленина и Гаврилы Принципа, которые по указке своего лидера влияют на решения правителей по всему миру, подталкивая их к конфликту.
После убийства наследника австрийского престола Франца Фердинанда герцоги Оксфордские первыми догадываются о существовании злодейского объединения и пытаются предотвратить поражение Великобритании в войне. Для этого Орландо создает протошпионскую организацию: нанимает служанок и камердинеров, чтобы те докладывали ему о положении дел в высших кругах. Так и начинается противостояние настоящих джентльменов с неизвестным могущественным противником.
Плюсы фильма
Впечатляющий актёрский состав (снова)
В различных образах (даже самых второстепенных) в фильме задействованы британские актёры первой величины: Аарон Тейлор-Джонсон, Рис Иванс, Джемма Артертон и Мэттью Гуд. Том Холландер играет сразу три роли: британского короля Георга V, германского императора Вильгельма II и правителя Российской империи Николая II. Видимо, это нужно воспринимать как иронию — власть имущие тут буквально на одно лицо.
Некоторые звёзды появляются в фильме на считанные секунды, а их сценарная значимость стремится к нулю: например, персонаж Аарона Тейлора-Джонсона вообще заявлен лишь для того, чтобы показаться в финальной сцене как один из агентов новообразованной секретной службы. Кажется, во всей Великобритании уже не осталось актёров, которых Вон не снял бы в той или иной части «Кингсмена». И кого же теперь ждать в грядущем триквеле?
Минусы
Вопросы без ответов и общая абсурдность происходящего
Блестящий каст — это достоинство фильма. Других положительных черт у «King’s Man: Начало» обнаружить не удалось.
На месте основные крючки предыдущих картин вроде карикатурных злодеев. Но в приквеле теряется условность лент-предшественниц: шаржевыми антагонистами теперь оказываются вполне реальные исторические персонажи. Поиграть в альтернативную историю в стиле Тарантино у Вона не выходит.
Распутин пристает к юношам; орально лечит конечности незнакомцам; сражается в лучших традициях донского казачества и отказывается умирать даже после порции пирога с цианидом. В его компании — нарочито плохо загримированный Ленин и Мата Хари, которая начинает шантажировать американского президента, не успев войти в Белый дом. И все это было бы вполне уместно и даже остроумно, если бы не оказалось настолько неуклюжим и топорным. В отличие от злодеев в предыдущих фильмах, которым попробовали раздобыть мотивацию, нынешние антагонисты, включая их загадочного главаря Пастыря, руководствуются только собственной злодейской натурой.
От серии «Кингсмен» никто и не думает ждать реализма — но и на сатирический короткий метр «Кунг Фьюри» эти фильмы походить не должны. В «King’s Man: Начало» нет того, ради чего кино в принципе снималось — объяснения, каким же образом английским аристократам удалось создать целую шпионскую сеть.
К слову, почему прикрытием для секретной шпионской службы стало именно ателье элитной мужской одежды, а не любое другое место, мы тоже не узнаем. Просто так — герцогу Орландо нравились их костюмы, поэтому именно там он организовал штаб, и на другой ответ не надейтесь. Занавес. Овации.
Скучный экшен
Красочность и задорность первых двух фильмов франшизы в приквеле почти отсутствуют. Во многом это вроде бы объясняется тоскливостью времени действия — Первой мировой войной. Хотя и в этом сеттинге другие режиссёры находили способы разнообразить монотонность действия, вспомнить хотя бы тревожность длинных дублей у Сэма Мендеса в «1917» или сцену с погоней в лесу и взрывами пушечных зарядов у Гая Ричи во втором «Шерлоке Холмсе».
Мэттью Вон растерял даже собственные излюбленные приёмы с подвижной камерой во время искусных сражений. В «King’s Man: Начало» драки сняты практически статично. Единственная действительно интересная сцена поединка — убийство всё того же Распутина. Однако интересным её делают исключительно казачьи танцы антагониста и обыгрывание его практически полной неубиваемости.
Никаких взрывающихся голов или плазменных лассо в приквеле ждать не стоит. Место действия тут занимает драма, но и она развивается настолько быстро и искусственно, что переживаниями персонажей попросту не успеваешь проникнуться.
Вердикт: лучше подождать следующей части — даже самым большим фанатам франшизы
Сложно сказать, кому вообще можно посоветовать «King’s Man: Начало». Фильм почти наверняка разочарует и поклонников франшизы, и тех, кто пришёл на шпионский боевик, и даже фанатов Рэйфа Файнса. Наблюдать британца в амплуа заботливого отца, решившего вдруг стать секретным шпионом и спасти мир, как-то по-особенному неловко, и дело вовсе не в его уже почтенном возрасте и не в самой франшизе. В первых двух фильмах Колин Фёрт прекрасно вписался в образ спецагента, способного за пару мгновений разделаться с десятками прихожан в американской церквушке.
Приквел получился на удивление слабым — даже при самых заниженных ожиданиях он не может составить конкуренцию ни оригинальному фильму, ни даже сиквелу. Мэттью Вон, пытаясь смиксовать драму с сатирой про шпионов и трэшовым сюжетом, создал месиво, которое сложно и скучно смотреть.