Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на хит Netflix «365 дней». Эротический триллер по-польски

Хит Netflix «365 дней» (365 Days) Барбары Бяловас покоряет зрителей всего мира, перенося в эротическую плоскость очередную историю про метафорических Красавицу и Чудовище. Разбираемся, как новая вариация сюжета классической европейской сказки в 2020 году превратилась в пособие по унижению женщины.
Хит Netflix «365 дней» (365 Days) Барбары Бяловас покоряет зрителей всего мира, перенося в эротическую плоскость очередную историю про метафорических Красавицу и Чудовище. Разбираемся, как новая вариация сюжета классической европейской сказки в 2020 году превратилась в пособие по унижению женщины.

Кино начинается с убийства старого босса сицилийской мафиозной семьи. Пулю словил и его сын, Массимо Торичелли (Мишель Морроне — «Медичи: Повелители Флоренции»). Парень пропустил похороны отца, поскольку злая пуля отправила его в непродолжительную кому. Где-то на границе загробного мира ему постоянно мерещился образ некой женщины, которая смотрит на него, не произнося ни слова. Очнувшись, Массимо решает отыскать ее во что бы то ни стало.

Девушкой оказывается Лаура Бель (польская актриса театра Анна Мария Сиклуцка дебютирует в большом кино) — молодая дама, отмечающая день рождения с друзьями в небольшом ресторане. Отойдя попудрить носик, Лаура буквально натыкается на бравого сицилийца, который… крадет ее и увозит в свое имение.

Да, сицилийской мафией управлять — не мешки ворочать; нашел девушку — клофелин, такси, спальня. Очнувшись, девушка пытается разобраться, где она и как сюда попала, но память ее подводит. На помощь приходит Массимо, протягивая Лауре таблетку и стакан воды.

— Возьми в рот таблетку, у тебя побочные от седативных. Только не грызи, ее нужно сосать.

На что девушка ответит:

— Сам в рот возьми, придурок!

Рецензия на хит Netflix «365 дней». Эротический триллер по-польски

Замысел маскулинного самца тривиален до тошноты. Его план в том, чтобы дать девушке 365 дней, чтобы та его полюбила. При этом никакого секса и принуждения с его стороны не будет, только если Лаура сама захочет. Но запреты, как известно, вводятся для того, чтобы их нарушать. Жизнь у главной героини в заточении будет нелегкая.

«365 дней» — экранизация первой книги из трилогии Бланки Липиньской, польской писательницы aka косметолога и светской дивы. Роман издали в 2018 году, он, конечно же, стал бестселлером (было продано свыше 500 000 экземпляров). Сама Липиньска в прошлом году заняла второе место в рейтинге самых высокооплачиваемых писателей Польши.

Очевидно автор, а следом и Барбара Бяловас, взявшаяся за экранизацию произведения, ориентировались на успех «50 оттенков серого». Достаточно просто взглянуть на обложку книги, чтобы понять, откуда все ходы. Как и у Э.Л. Джеймс, здесь примерно такое же развитие событий.

Мужчина — обязательно богатое животное модельной внешности с кубиками пресса, разве что у Липиньской все богатства от грязного бизнеса (в диалогах героев упоминаются наркотики). Женщина — заурядная простушка, которая расцветает, стоит ей нарядиться в платье люксового бренда из дорогого бутика.

В польской экранизации имеется жесточайшее пренебрежение к женщине как к человеку. Собственно, таковым Лауру в кадре никто не считает. Обещание альфа-самца, управляющего мафией, нарушается в ловко подстроенных им обстоятельствах, чтобы со стороны ее желание выглядело естественным.

На деле же мы имеем дело с обыкновенным Стокгольмским синдромом, развитие которого усугубляется низкой самооценкой девушки, а позднее возникновением корыстного мотива в духе «Красотки» (героиня Джулии Робертс наслаждалась социальным и экономическим превосходством, ведь рядом был богатый Ричард Гир, бегающий за ней как наивный ребенок).

На протяжении событий фильма из-за идиотских действий Лауры мафия, во главе которой находится Массимо, то ввязывается в войну, то теряет деньги. На теле героя-любовника появляются все новые и новые метки от пулевых ранений. Лаура замечает их в пылу страсти и испытывает едва заметный эмоциональный шок.

Защитно-бессознательная травматическая связь между жертвой и похитителей таким образом укрепляется. Барбара Бяловас зачем-то ко всему этому добавляет разговоры о любви, но о зарождении подобного чувства говорить в данном контексте не вполне уместно.

Рецензия на хит Netflix «365 дней». Эротический триллер по-польски

Удивительный феномен, когда такие книги — что у Джеймс, что у Липиньской — становятся хитами, а их экранизации появляются в библиотеке стриминг-гиганта Netflix, привлекая к себе внимание широких масс. На том же Netflix говорят о важности культуре согласия в «Половом воспитании».

В мире обсуждают увеличение людей-синглтонов (те, что сознательно выбрали одиночество вместо построения социальной ячейки с партнером любого пола). С HBO (временно) убирают «Унесенных ветром» из-за расизма. А польское подразделение Netflix, видимо, существует в параллельной вселенной, до которой не дошли ни диалоги о #MeToo, ни элементарные права человека, ни здравый смысл. Век двойных стандартов, конечно.

Лаура в кадре — даже не тело, а просто-напросто вещь, которую глава мафии тупо присвоил. Уничтожил ее прошлое, разрушил отношения (да, парень ей изменял, но решение, бросить его или просить, у девушки просто украли), поместил в замкнутое пространство и всячески демонстрировал собственное превосходство.

Да, здесь даже есть условный аналог Красной комнаты, где становятся явью «сексуальные эксперименты» — читай, удовлетворяются любые мужские пожелания от элементарного минета до использования секс-игрушек.

Сложно в это поверить, но фильм, в котором унижают женщину, сняла тоже женщина. Причем для Барбары Бяловас подобное не впервой. В дебютной полнометражной ленте «Большая любовь» она также ведет речь о неуместной в нынешние времена объективации женщины, хоть и в весьма меньшем масштабе.

Это, конечно, может быть банальным плодом саморефлексии, на которую дали деньги, мягко скажем, не очень далекие продюсеры. Но выглядит начало трилогии (да, будет еще два фильма!) как едкая сатира на пресловутую новую этику с ее нетерпимыми стандартами.

Правда, авторы не учли, что даже великая актриса Катрин Денев, поначалу защищавшая право мужчин «приставать к женщинам», извинилась перед сообществом меньше чем через неделю. Куда уж там польским светским львицам, возомнившим себя литераторами и режиссерами, заявлять, что женщина в 2020 году из субъекта деятельности превратилась в объект, которым распоряжается кто-то другой.

Занятно, что в прошлом году такая же история, как и с «365 днями», приключилась с румынским мейнстримом «О, Рамона!» Кристины Якоб (некогда объяснять, взгляните на постер в виде вагины). Такой же ворох негативных оценок критиков и зрителей, при этом зашкаливающие цифры статистики просмотров. Кажется, не только наш русский народ любит всякое…