Рецензия на «Годзиллу против Конга»: неожиданно трогательное монстер-муви с отсылками к классике
Основной сюжет
Монстер-муви смотрят не ради сюжета а, собственно, ради гигантских монстров на экране. И все же создатели замахиваются на целую киновселенную, а интересная история помогает склеить все элементы хорошего блокбастера воедино. Особенно, когда нужно заставить публику переживать за огромных, сгенерированных на компьютере чудовищ, которые громят города и убивают тысячи людей.
«Годзилле и Конгу» удалось главное — фильм заставляет переживать и за того, и за другого титана.
Конг живет в вольере, который постепенно становится ему мал; ухаживающая за ним доктор Илен Эндрюс (Ребекка Холл) понимает, что его пора переселить. На связь с ней выходит давний знакомый, ученый Нейтан Линд (Александр Скаргард). Он предлагает интересную, хоть и рискованную идею: найти с помощью Конга так называемую Полую Землю. Там находится источник неисчерпаемой энергии, а потенциально — еще и его новый дом. Общаться с гориллой им помогает слабослышащая девочка Дия (Кейли Хоттл) — мы мельком узнаем, что Конг защищает ее после происшествия на Острове черепа и охотно идет с ней на контакт.
В тексте об истории Конга и Годзиллы мы рассказывали, что до «Острова черепа» образ Конга всегда был связан с любовной линией. В «Годзилле против Конга» случилось неожиданно трогательное возвращение «к корням». Здесь он не влюблен в женщину, а защищает ребенка, но из-за этих отношений за Конга сразу переживаешь больше. В сущности, он хочет, чтобы Дия была в порядке, а самого его оставили свободно жить в комфортном для него месте.
В свою очередь, Годзилла, как и в последнем сольном фильме, хочет остаться Королем монстров и главенствовать над остальными видами на Земле. Конг, как еще одна высокая ступень эволюции, — его главный, но не единственный противник. Едва Конга выпускают из вольера, кайдзю чувствует его присутствие и пускается в погоню.
В начале картины Годзи будто просто слетел с катушек и из защитника человечества решил стать серьезной угрозой. На деле у монстра есть веские причины для такого поведения: Годзилла не случайно нападает на завод корпорации Apex Cybernetics. Дальше рассказ невозможен без спойлеров, но по слову «кибернетика» в названии корпорации нетрудно угадать главный сюжетный поворот.
Монстры и сражения
В «Годзилле против Конга» больше отсылок к классической литературной фантастике, чем к фильмам про гигантских монстров. Странствия Конга вдохновлены Жюлем Верном, Артуром Конан Дойлом и Эдгаром По, которые упоминали в своих произведениях и Полую Землю, и затерянные миры. Фильм можно рассматривать как эпичное путешествие по тем затерянным уголкам нашей планеты, которые описывали в книгах еще до изобретения кинематографа.
Но настоящее сердце этого блокбастера — битвы и разрушения. Во-первых, авторы вернули Конга обратно на небоскребы, как в фильмах 1933, 1976 и 2005 годов. Небоскребы, рассыпающиеся в крошки, выглядят до того зрелищно и весело, что никто и не задумается о том, как Гонконг будут восстанавливать после финала картины.
Во-вторых, драки между монстрами ни на секунду не теряют напряженности. И чудовищ, и людей успевает изрядно потрепать, а техника ломается иногда до смешного реалистично. Схватка Годзиллы и Конга в океане получилась едва ли не лучше последней битвы, особенно, когда горилла запускает в своего врага самолеты с живыми людьми, будто сюрикэны или кинжалы.
На экране одни цифровые эффекты, но это позволяет создателям фильма творить вещи, которые в принципе нельзя было показать в старых монстер-муви с их куклами и людьми в костюмах горилл и динозавров. Монстры прорисованы так, что обладают даже мимикой и характером, их швыряние друг друга через препятствия выглядят вполне весомо и реалистично, а на особо эффектных моментах и вовсе хочется аплодировать, как борцам на ринге.
Люди и теории заговоров
Глупее всего на этом фоне выглядят приключения «вернувшейся» из предыдущего фильма Мэдисон (Милли Бобби Браун). В побочной сюжетной линии большую часть экранного времени она вместе с новым героем, подкастером и сторонником теории заговора Берни (Брайан Тайри Генри), пытается докопаться до реальных целей Apex Cybernatics. Реализовано это буквально так: персонажи бегают из одного помещения в другое и без труда раскрывают половину важных сюжетных моментов.
Это раздражает, но введение этой линии было нужно для того, чтобы установить связь с предыдущими картинами и объяснять большой кусок матчасти «Вселенной монстров». И вся линия с Мэдисон наверняка понравится аудитории помладше, эдакая лайт-версия «Детей шпионов», только с кайдзю.
Зато в главной сюжетной линии из Александра Скарсгарда и Ребекки Холл получились вполне приятные протагонисты. Вместо мачо-героя все проблемы решает немного неловкий, но обаятельный ученый — «Бояка», как его тут же прозвала Дия. А персонаж Холл просто с начала до конца заботится о Конге, который замешан в интригах людей совершенно случайно и своих страданий не заслужил.
Вердикт
«Годзилла против Конга» — развлекательное зрелище для единичного просмотра. Но полученные впечатления стоят потраченного вечера. Буквально в каждом кадре заметен высокий бюджет и все вложенные старания в виде отличного CGI: Warner Bros. не поскупилась ни на монстров, ни на погром в несчастном Гонконге.
В конечном счете фильм транслирует все те же ценности, что и более ранние монстер-муви. Высшие виды отстаивают право на существование, пока люди вредят сами себе. Жадность, алчность, безразличие к чужим проблемам никогда не победят. Эмпатия, сочувствие и способность разглядеть что-то хорошее даже в гигантском монстре — это самое важное человеческое качество.
В 2021 году технологии развиты достаточно, чтобы даже за цифровых Конга и Годзиллу можно было переживать, как за настоящих. Конечно, на этом фоне хотелось бы видеть поменьше людей и побольше сражений. Но «Годзилла против Конга» все равно дает все, что мы от него ждем: размах, зрелище и победу того, кто и должен победить.