19 марта 2020
Обновлено 19.03.2020

Рецензия на фильм «Тайная жизнь». Лучшая кинолента 2019 года, о которой вы ничего не знали

Сегодня в прокат вышла «Тайная жизнь» (A Hidden Life) Терренса Малика — вероятно, одна из заключительных кинопремьер марта в российских кинотеатрах. Разбираем последнюю работу живого гения и один из лучших фильмов 2019 года, который добрался до России только к марту 2020-го.
Сегодня в прокат вышла «Тайная жизнь» (A Hidden Life) Терренса Малика — вероятно, одна из заключительных кинопремьер марта в российских кинотеатрах. Разбираем последнюю работу живого гения и один из лучших фильмов 2019 года, который добрался до России только к марту 2020-го.

Американский режиссер взялся за реальную историю. В центре сюжета «Тайной жизни» — Франц Егерштеттер, ставший символом австрийского сопротивления после мученической смерти в 1943 году. С момента аншлюса Австрии нацисткой Германией Франц сопротивлялся оккупации.

В 1940-м он вступил во францисканский орден и открыто заявил, что воевать за нацистов противоречит его убеждениям. Во время очередной мобилизации австрийских граждан Егерштеттера заключили в тюрьму за отказ приносить клятву Гитлеру и служить Вермахту, а позднее приговорили к смертной казни за «саботаж военного призыва».

В трехчасовом эпосе Терренса Малика роль Франца досталась Аугусту Дилю. Ирония ли, до этого он играл нациста в «Бесславных ублюдках» у Квентина Тарантино. Экранный дуэт Диль образует с очаровательной Валери Пахнер («Земля под моими ногами») — женой Франца, которая живет без него в альпийской деревне под гнетом недоброжелательных соседей, проклинающих это семейство. Малик медленно и искусно погружает нас в пучину боли и безысходности.

Инфернальный Маттиас Шонартс («Красный воробей», «Мустанг», «Курск») играет роль коменданта, который различными способами пытается сломать нашего героя в тюрьме. Дезертирство и саботаж не в чести у граждан. Франц становится изгоем-одиночкой, который, по мнению персонажа Шонартса, просто обязан надеть военную форму, несмотря на свои убеждения.

Рецензия на фильм «Тайная жизнь». Лучшая кинолента 2019 года, о которой вы ничего не знали - фото 1

76-летний Малик, подаривший нам такие шедевры как «Пустоши», «Дни жатвы», «Тонкая красная линия» и «Древо жизни», продолжает будоражить сердца зрителей. Снимал новую ленту мэтра оператор Йорга Видмера, работавший ранее с живым классиком немецкого кино Вимом Вендерсом («Клуб Буена Виста», «Пина: Танец страсти»).

Малику удается, помимо человеческой драмы, запечатлеть драму природы, составляющую единую с человеком среду обитания. Так, на фоне бегающих по лугам трех дочерей Франца мельтешат хребты горных высот. У церкви альпийской деревни пасутся коровы, виднеются очертания деревянных построек. Важным атрибутом населенного пункта является ослик в упряжке — ненавязчивая отсылка к ленте «Наудачу, Бальтасар» Робера Брессона.

Режиссер не делает акценты на ужасах военного времени. Как и в «Молчании» Мартина Скорсезе, и в «По соображениям совести» Мела Гибсона, Малика больше волнует судьба человеческой души, нежели шепоты и крики сил зла. Его терзает вопрос, как человеку оставаться верным себе и своим убеждениям в жутком мире, который Бог, возможно, оставил.

«Мы можем обрести спасение, только если нас поймают и накажут», — писал Паланик в «Бойцовском клубе» еще в 1996-м, говоря, конечно, о вещах совершенно иного толка. Но неожиданно контркультурная проза конца прошлого века отлично рифмуется с моральной дилеммой «Тайной жизни».

Примечательно, что, в отличие от визионерских бессюжетных изысканий, наполненных навязчивой поэтичностью («Путешествие времени», «Древо жизни»), здесь Малик выстраивает повествование, отталкиваясь от последовательного сюжета. Конкретика в подобной истории выбрана неслучайно: противостоять злу и войне в бессценарных пируэтах не так эффектно для художественного произведения.

С одной стороны, Франц — реально существовавший человек, не сумевший стать частью общины, в том числе поэтому она его отвергла, а после нескольких десятков лет причислила к лику святых. С другой стороны, во вселенной Терренса Малика Франц не нужен этому обществу изначально. Перед ним не стоит вечный вопрос «Быть или не быть». За три часа повествования Малик из рассказчика в какой-то мере перевоплощается в философа, переключая внимание зрителя с линейной истории на темы жизни и смерти.

Рецензия на фильм «Тайная жизнь». Лучшая кинолента 2019 года, о которой вы ничего не знали - фото 2

Расшифровать свежее кинопослание непубличного творца-затворника, не ведущего светскую жизнь и практически не дающего интервью, можно (конечно, условно) с точки зрения библейских и исторических референсов. Поставьте вместо Франца Иисуса Христа, а героя Маттиаса Шонартса назовите Понтием Пилатом — получится всем известная трагедия Нового Завета. Назовите Франца Одиссеем, а персонаж Валери Пахнер Пенелопой — выйдет поэма Гомера. За 2000 лет история научилась двигаться по спирали — цикл за циклом, кадр за кадром.

На небе плывут облака, запечатленные Йоргом Видмером. Творческий дуэт Малика и оператором Эммануэлем Любецки, снимавшим его прежние ленты — «Между нами музыка», «Рыцарь кубков», «К чуду» — вероятно, дал трещину. Фермер Франц Егерштеттер на фоне альпийских лугов играет с дочками в прятки. Зло совсем скоро нарушит спокойный ритм деревенской жизни, но природа останется безучастна к людскому горю.

В письмах главных героев, которые зрителю доносит закадровый голос, Малик проговаривает основополагающую идею своей картины. Суть ее в том, что, будучи идеальным человеком, от зла все равно не спастись. Зато внутреннюю свободу никто у тебя не отнимет. Свободу незримую и непреложную, как природа, в чьем лоне рождается и умирает человек.

Комментарии 9
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Лев Макридичев
Лев Макридичев
"просто обязан одеть военную форму" - "надеть" форму. Не хочу жёстко негативить, но автор подобных рецензий ОБЯЗАН быть грамотным.
ColinLonn
ColinLonn
Тимур, мне очень нравится, как Вы пишете, приятно читать. Спасибо за работу. Фильм обязательно надо смотреть, люблю основанные на реальных событиях, тем более тема очень близка.