Рецензия на фильм «Тайная жизнь». Лучшая кинолента 2019 года, о которой вы ничего не знали
Американский режиссер взялся за реальную историю. В центре сюжета «Тайной жизни» — Франц Егерштеттер, ставший символом австрийского сопротивления после мученической смерти в 1943 году. С момента аншлюса Австрии нацисткой Германией Франц сопротивлялся оккупации.
В 1940-м он вступил во францисканский орден и открыто заявил, что воевать за нацистов противоречит его убеждениям. Во время очередной мобилизации австрийских граждан Егерштеттера заключили в тюрьму за отказ приносить клятву Гитлеру и служить Вермахту, а позднее приговорили к смертной казни за «саботаж военного призыва».
В трехчасовом эпосе Терренса Малика роль Франца досталась Аугусту Дилю. Ирония ли, до этого он играл нациста в «Бесславных ублюдках» у Квентина Тарантино. Экранный дуэт Диль образует с очаровательной Валери Пахнер («Земля под моими ногами») — женой Франца, которая живет без него в альпийской деревне под гнетом недоброжелательных соседей, проклинающих это семейство. Малик медленно и искусно погружает нас в пучину боли и безысходности.
Инфернальный Маттиас Шонартс («Красный воробей», «Мустанг», «Курск») играет роль коменданта, который различными способами пытается сломать нашего героя в тюрьме. Дезертирство и саботаж не в чести у граждан. Франц становится изгоем-одиночкой, который, по мнению персонажа Шонартса, просто обязан надеть военную форму, несмотря на свои убеждения.
76-летний Малик, подаривший нам такие шедевры как «Пустоши», «Дни жатвы», «Тонкая красная линия» и «Древо жизни», продолжает будоражить сердца зрителей. Снимал новую ленту мэтра оператор Йорга Видмера, работавший ранее с живым классиком немецкого кино Вимом Вендерсом («Клуб Буена Виста», «Пина: Танец страсти»).
Малику удается, помимо человеческой драмы, запечатлеть драму природы, составляющую единую с человеком среду обитания. Так, на фоне бегающих по лугам трех дочерей Франца мельтешат хребты горных высот. У церкви альпийской деревни пасутся коровы, виднеются очертания деревянных построек. Важным атрибутом населенного пункта является ослик в упряжке — ненавязчивая отсылка к ленте «Наудачу, Бальтасар» Робера Брессона.
Режиссер не делает акценты на ужасах военного времени. Как и в «Молчании» Мартина Скорсезе, и в «По соображениям совести» Мела Гибсона, Малика больше волнует судьба человеческой души, нежели шепоты и крики сил зла. Его терзает вопрос, как человеку оставаться верным себе и своим убеждениям в жутком мире, который Бог, возможно, оставил.
«Мы можем обрести спасение, только если нас поймают и накажут», — писал Паланик в «Бойцовском клубе» еще в 1996-м, говоря, конечно, о вещах совершенно иного толка. Но неожиданно контркультурная проза конца прошлого века отлично рифмуется с моральной дилеммой «Тайной жизни».
Примечательно, что, в отличие от визионерских бессюжетных изысканий, наполненных навязчивой поэтичностью («Путешествие времени», «Древо жизни»), здесь Малик выстраивает повествование, отталкиваясь от последовательного сюжета. Конкретика в подобной истории выбрана неслучайно: противостоять злу и войне в бессценарных пируэтах не так эффектно для художественного произведения.
С одной стороны, Франц — реально существовавший человек, не сумевший стать частью общины, в том числе поэтому она его отвергла, а после нескольких десятков лет причислила к лику святых. С другой стороны, во вселенной Терренса Малика Франц не нужен этому обществу изначально. Перед ним не стоит вечный вопрос «Быть или не быть». За три часа повествования Малик из рассказчика в какой-то мере перевоплощается в философа, переключая внимание зрителя с линейной истории на темы жизни и смерти.
Расшифровать свежее кинопослание непубличного творца-затворника, не ведущего светскую жизнь и практически не дающего интервью, можно (конечно, условно) с точки зрения библейских и исторических референсов. Поставьте вместо Франца Иисуса Христа, а героя Маттиаса Шонартса назовите Понтием Пилатом — получится всем известная трагедия Нового Завета. Назовите Франца Одиссеем, а персонаж Валери Пахнер Пенелопой — выйдет поэма Гомера. За 2000 лет история научилась двигаться по спирали — цикл за циклом, кадр за кадром.
На небе плывут облака, запечатленные Йоргом Видмером. Творческий дуэт Малика и оператором Эммануэлем Любецки, снимавшим его прежние ленты — «Между нами музыка», «Рыцарь кубков», «К чуду» — вероятно, дал трещину. Фермер Франц Егерштеттер на фоне альпийских лугов играет с дочками в прятки. Зло совсем скоро нарушит спокойный ритм деревенской жизни, но природа останется безучастна к людскому горю.
В письмах главных героев, которые зрителю доносит закадровый голос, Малик проговаривает основополагающую идею своей картины. Суть ее в том, что, будучи идеальным человеком, от зла все равно не спастись. Зато внутреннюю свободу никто у тебя не отнимет. Свободу незримую и непреложную, как природа, в чьем лоне рождается и умирает человек.