Рецензия на фильм-катастрофу «Туннель: Опасно для жизни». Вьюга фьорды пеплом кроет
Дело происходит в Норвегии — родине самого выдающегося биатлониста современности Уле-Эйнара Бьёрндалена и группы A-ha. Географическим положением страны обусловлено большое количество туннелей, соединяющих крупные города. В общей сложности горные массивы объединяются сетью из 1100 туннелей. С 2011 года, как гласит вводный титр фильма, в Норвегии произошло 8 крупных происшествий. Однако большого количества жертв не наблюдалось.
Секрет в том, что внутри норвежских туннелей оборудованы аварийные системы на случай пожаров и других экстренных ситуаций. Лента Пола Ойе основана на реальных историях, связанных с различными эксцессами, происходившими за годы эксплуатации этих сооружений.
Снежная буря завывает со всех сторон накануне Рождества. Норвежцы торопятся закупить подарки и вернуться домой — кто с экскурсии, кто с работы на вахте. Дорожные службы работают в усиленном режиме, только и успевая разгребать снежные завалы. Фоном идут выяснения детско-родительских отношений, усугубленное юношеским максимализмом. Режиссер, по ходу повествования вводя зрителей в курс дела, поверхностно знакомит нас с основными действующими лицами.
В центре сюжета бравый пожарный, выезжающий с нарядом на вызов об автомобильной аварии в туннеле. Волей случая в том же туннеле в салоне автобуса оказывается его дочь, покинувшая его после небольшой перепалки из-за погибшей матери. На втором плане ассистирует центральным героям: водитель фуры Анатолий, ставший свидетелем пожара бензовоза; группа подростков в автобусе; одинокая женщина с детьми в покореженной машине.
Если вы планировали, что норвежское кино в жанре «фильм-катастрофа» покажет, как маленький городок накрывает снежной лавиной, а параллельно с этим можно будет насладиться живописными видами фьордов — забудьте. Хоррор-мейкер Пол Ойе, отметившийся ранее двумя частями хоррора «Темный лес» о потаенном зле, живущем в том самом лесу, не разменивается на грацию и умиротворенность.
Саспенс, связанный с разворачивающимися в «Туннеле» событиями, нарастает постепенно. Да, местами он проседает, когда непонятно ради чего камера Сьюра Ортуна вместо демонстрации ужасных последствий разрушений застывает на крупных планах незначительных деталей. Поведение персонажей в фильме отчасти напоминает старый добрый русский «авось». Хотя понять их, конечно, можно: пока одни надышались угарным газом, другие поддались элементарной панике.
Перед нами довольно стандартный фильм-катастрофа европейского пошива, в центре которого авария в туннеле. Пол Ойе не чурается референсов в сторону корейского «Туннеля» Кима Сон-хуна — правда, там основная завязка катастрофы именно в обрушении туннеля — и голливудского «Дневного света» Роба Коэна с Сильвестром Сталлоне в главной роли.
При этом заметно, что большими бюджетами создатели «Туннеля» не располагали. Нет здесь ни глобальных разрушений, ни искрящихся спецэффектов. Также отсутствуют в кадре сотни машин и тысячи людей, застрявшие в своем транспорте, хотя их зачем-то используют российские локализаторы в слогане фильма.
Не может похвастаться лента Пола Ойе и универсальностью высказывания. Когда мы смотрим условное «Метро» Антона Мегердичева, легко допустить то же самое происшествие в любой подземке на свете. А вот «Туннель» Ойе сложно представить за границей норвежских фьордов. История довольно локальная и к тому же преисполнена национальным колоритом, периодически напоминающим, кто здесь страна-производитель.
Уходя от глобальности катастрофы, режиссер позволяет себе сконцентрироваться на частных личностных драмах персонажей, что идет фильму лишь в плюс. Правда, в некоторых случаях сюжетные перипетии связаны со взрывом в туннеле лишь опосредованно. Так, часть героев, совершенно не задействованных в катастрофе, примерно треть хронометража лишь наблюдают за развитием событий удаленно.
Обязательные атрибуты фильма-катастрофы в «Туннеле» на месте. Центральные герои идут на риск и толкают громкие речи, пока второй план работает на формирование драматизма, чтобы выжать из зрителя немного слез. Часть сюжетных линий обрываются на половине пути, равно как и некоторые персонажи второго плана, которых мы теряем из виду ближе к финалу.
Впрочем, ругать «Туннель» за перегибы резона нет. Фильм в целом все-таки неплохо справляется с главной задачей — передать атмосферу паники и аффект потерпевших, а также раскрыть необычные с точки зрения гражданских, но действенные механизмы оказания помощи со стороны соответствующих служб. Тем же, кто ждет от норвежского триллера бедствий невиданных масштабов, стоит умерить аппетит.