Рецензия на фильм «Дюна: Часть вторая»: мессия посреди визуального гедонизма
Дом Атрейдесов пал. Военный переворот, который устроили Харконнены при поддержке Императора, увенчался успехом. Прежние владельцы Арракиса, думая, что Пол и Джессика мертвы, вновь начинают добывать специю из песков Дюны.
Если от написанного выше у вас уже начинает кружиться голова, значит вам необходимо пересмотреть первую часть фантастического эпоса. Дени Вильнёв не тратит время на экспозицию, ведь три года назад она и так заняла два с половиной часа. Вторая часть начинается ровно с того момента, где мы и оставили главных героев. Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его мама Леди Джессика (Ребекка Фергюсон) присоединяются к народу фрименов, в лице которого быстро обретают поддержку в предстоящей войне.
В это время под чёрным солнцем предстаёт новый злодей — племянник барона Фейд-Раута Харконнен. Жестокий психопат в исполнении Остина Батлера больше похож на самые жуткие появления Билла Скарсгарда, чем на самого себя. Убивая каждого на гладиаторской арене в великолепном монохроме, Фейд-Раута еще не подозревает, что его главный бой за императорский трон свершится совсем скоро. И противником его будет Атрейдес. Не только выживший, но и признанный мессией из пророчеств — Лисаном аль-Гаибом.
Визионер Вильнёв исследует превращение Пола в аль-Гаиба, обрушивая на зрителей тонны песка и полностью лишая кадр даже намека на оттенки синего. Священная вода существует лишь в пророчествах, завлекая верующих, словно мираж в иссохшей пустыне. Пока же фримены вынуждены отбиваться от гигантских кораблей-жуков Харконненов и учить своего мессию использовать титанических песчаных червей как средство передвижения. Красота и опасность Арракиса уже впечатлила зрителей в первой части, а значит Вильнёву предстоит дать намного больше. И он дает.
Головокружительные сцены сражений под удары манка-колотушки, вторящие ударам сердца зрителя. Внезапные появления фрименов из песков, готовых точно вонзать свои ножи через щиты и плотные костюмы противников. Пол, седлающий лучшую песчаную волну на своем живом черве-серфе. Изумительный аттракцион, показывающий всю мощь дорогого кинематографа
«Дюна» могла остаться лишь визуальным пиршеством, если бы не её основные посылы. Заслуга это, правда, не Вильнёва, а автора оригинального цикла Фрэнка Герберта. Первая часть, изданная еще в 1965 году, до сих пор звучит до ужаса актуально: растрата природных ресурсов, колониализм, связь политики и религии. Вильнёву удается подсветить каждую из этих тем. Не в той мере, как в оригинале — постановщик идёт куда более короткими путями.
Главный из них заключается в более резком изображении возлюбленной Пола и его матери. Если Чани и Джессика кое-как находили общий язык в первоисточнике, то в сжатых возможностях хронометража они становятся оппозиционными друг к другу фигурами. Джессика представляет собой религиозную власть, подавляя волю и подчиняя людей вокруг. Женщина движима личными мотивами и жаждой звания матери самого Лисана аль-Гаиба. Чани же занимает позицию революционера. Человека, переживающего исключительно за свой народ. Она не видит смысла в войнах ради навязанной фигуры мессии. Особенно когда этот миссия — её возлюбленный, олицетворяющий собою власть, которая её отвращает.
Увы, в суммарные пять часов хронометража «Дюны» пробрались и далеко не самые лучшие сокращения оригинального текста. В книге становление Пола занимает несколько лет, за которые он не только завоевывает расположение фрименов и находит свой путь в пустыне, но и развивает глубокие отношения с Чани. В картине, как бы красивы и популярны не были Тимоти Шаламе и Зендея, их взаимодействия лишены и намека на химию. Кажется, что Пол решает быть с Чани, потому что видел её во снах. Ну, а раз всё предопределено, то нет смысла лишний раз тянуть резину, завоёвывая девушку.
Вильнёв — режиссер «холодных» пространств, что очень красиво вписывается в его научно-фантастические картины. Здесь же эмоциональная недоступность идёт во вред, учитывая сколь большая миссия по передаче главного конфликта возложена на плечи Чани. Именно она должна в финале недовольно поджать губы, вынося молчаливый приговор своему возлюбленному за избрания пути мессии. Но этот момент и дальнейшее развитие их отношений не вызывают сопереживания, настолько слаба связь между главными героями.
Под нож попали и процессы ассимиляции Пола в народе фрименов. Без изучения культуры и тренировок Полу всё дается с первого раза. Эта легкость сильнейшим образом влияет на восприятие угрозы со стороны Харконненов. Сколько бы противники не строили разрушительные планы, сколько бы Остин Батлер не скалился своим черным ртом, их исход предопредёлен.
Хоть «Хроники Дюны» состоят из шести частей, у Вильнёва был шанс подарить своему мессии красивый финал уже сейчас. Режиссер же предпочёл расширить дилогию до трилогии, и вновь оставил зрителя с клиффхэнгером перед титрами. Из-за этого решения героини Флоренс Пью и Леи Сейду имеют столь же скудный хронометраж, какой был у Зендеи в первой части. Что уж говорить об Ане Тейлор-Джой, чьё участие в картине выяснилось лишь на премьерном показе. Вильнёв опять расставляет на доске новые шахматные фигуры, создавая огромную вселенную, которая может стать «Звёздными войнами» нашего поколения.
Видеть зарождение этого фантастического мира — уникальное событие, но при этом пугающее, учитывая, сколь бессмертным маркетинговым продуктом с множеством спин-оффов стала далекая-далекая галактика.
В «Дюне» Вильнёва бьется чересчур ледяное сердце для столь жаркой пустыни, но не впечатлиться ею всё равно невозможно. Фильм достигает эпического размаха в движимых рамках великолепно построенного мира и даже при недостатках на несколько голов превосходит любой другой блокбастер современности.