Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
21 мая на Netflix вышел фильм «Армия мертвецов» (Army of the Dead) Зака Снайдера. Режиссер вернулся к теме зомби, с которой в 2004 году начинал в кино, сняв «Рассвет мертвецов», но на этот раз попытался скрестить её с фильмом-ограблением. Объясняем, почему вместо динамичного и развлекательного кино у Снайдера получился двухчасовой провал — пародия на худшие моменты сразу всех его предыдущих фильмов.
21 мая на Netflix вышел фильм «Армия мертвецов» (Army of the Dead) Зака Снайдера. Режиссер вернулся к теме зомби, с которой в 2004 году начинал в кино, сняв «Рассвет мертвецов», но на этот раз попытался скрестить её с фильмом-ограблением. Объясняем, почему вместо динамичного и развлекательного кино у Снайдера получился двухчасовой провал — пародия на худшие моменты сразу всех его предыдущих фильмов.

Испорченная концепция

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера

Идея Снайдера снять фильм о группе наёмников, которая грабит казино в наводнённом зомби Лас-Вегасе, кочевала по американским студиям с 2007 года. С одной стороны, такой проект требует не так много усилий от сценариста. Сложнее — с реализацией. В результате проект угодил в «производственный ад» — пока в 2019-м Netflix не выделил на съемки $90 млн.

Сценарием фильма занимался сам Снайдер наряду с опытным сценаристом Джоби Хэрольдом («Меч короля Артура») и сценаристом-новичком Шэем Хэттеном («Джон Уик 3»). Снайдер выступил продюсером и режиссером фильма — это авторский проект, на котором Снайдера никто не мог творчески сдерживать или контролировать. Он писал и снимал именно то, что ему хотелось увидеть, игнорируя все законы драматургии и хорошего кино. В итоге вместо простой и эффективной истории про зомби и наемников получилось повторение сразу всех творческих ошибок его предыдущих фильмов. При этом достоинств режиссуры Снайдера, которые могли бы придать концепции дополнительный шарм и кайф, в фильме практически нет — за исключением одного-двух эпизодов.

Месиво вместо истории

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера

По сюжету «Армии мертвецов» Лас-Вегас заполонили зомби, причем достаточно экзотические: это разумные, очень прыткие супер-мертвецы, которые своими укусами поднимают армию менее подвижных собратьев. Военные успели обнести город гигантской Стеной из контейнеров (далеко на самая бредовая концепция в фильме), а теперь, по случаю празднований Четвертого июля, собираются уничтожить баллистической ракетой с ядерной боеголовкой. У японского олигарха Танаки (Хироюки Санада) в сейфе его казино остались $200 млн, которые через сутки в буквальном смысле сгорят. Он нанимает бывшего спецназовца Скотта (Дэйв Батиста), чтобы тот собрал команду, которая бы проникла в город и вынесла деньги до атомного взрыва.

Сценарные проблемы фильма начинаются уже на стадии сбора команды наёмников — затянутый пролог, картонные образы, абсолютная непродуманность и необъясненность мира, в котором всё происходит. Мы не понимаем, по каким правилам функционируют супер-зомби (судя по всему, авторы предполагают, что все смотрели «Игру престолов»), как охраняется Вегас и как туда проникнуть.

Действие постоянно переключается между командой Батисты и лагерем беженцем неподалеку от Вегаса, где какие-то мексиканские женщины тоже собираются проникнуть в обреченный город, чтобы там немного помародерствовать. Формально линии связаны дочкой героя Батисты Кэйт (Элла Парнелл), которая не разговаривает с отцом и работает волонтером в лагере беженцев. Разумеется, в итоге и отец, и дочь попадут за Стену и получат там шанс решить свои семейные проблемы (мама стала зомби, а папа ее убил). Эту предсказуемость и топорность можно терпеть — в надежде, что, когда герои наконец доберутся до Вегаса, все искупит экшен, сцена ограбления казино и последующие попытки выбраться из города.

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера

Но этого не происходит — с каждым последующим актом фильм становится все более вымученным и статичным, распадаясь при этом на не связанные линии персонажей. Большую часть фильма герой Батисты или ходит с суровым видом с автоматом в руках или просто бездельничает, пока его коллеги в подвале казино, Вандерох и Людвиг (Омари Хардвик и Маттиас Швайгхёфер), пытаются пройти наполненный ловушками коридор и вскрыть сейф. Сценаристы не потрудились придумать дополнительные препятствия, чтобы создать ощущение серьёзности происходящего, ощущение нехватки времени. Добраться до казино можно, убив меньше десятка зомби, а потом – спокойно разговаривать с дочерью и боевой подругой (Ана де ла Регера).

Параллельно развивается еще одна, позаимствованная из фильма «Чужие» линия, в которой сотрудник службы безопасности олигарха Фрэнк (Гаррет Диллахант) пытается выполнить секретную корпоративную миссию. Цель — заполучить отрезанную голову одного из супер-зомби, с помощью которой можно наплодить целую армию местных Ходоков. Это происходит в отрыве от линии ограбления, причем Фрэнку тоже никто особо не мешает заниматься его темными делами.

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера

Самый скверный сюжетный момент наступает, когда герои проникают в ведущий к сейфу туннель и видят, что у стены лежат тела наемников, которых олигарх ранее послал по этому же маршруту. Персонаж Хардвика начинает рассуждать о временных петлях и о том, что это могут быть не просто трупы, а трупы самих героев, погибших в параллельных реальностях!

Больше к этой теме не возвращаются. Это могла быть просто очень тупая отсылка к видеоиграм в духе Dark Souls, где у игроков есть шанс наткнуться на тело своего героя, погибшего при предыдущем прохождении. Но в фильме Зака Снайдера все философские отсылки нужно принимать всерьез: на шее одного из трупов виден тот же ключ-медальон, что у еще живой героини де ла Регеры. Судя по всему, Снайдер искренне считает, что настолько грубым, смехотворным, неуместным образом он придает своему фильму дополнительную глубину.

Режиссерские провалы

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера

У Снайдера есть набор узнаваемых приемов: мрачная цветовая гамма, снятые в режиме замедленной съемки драки на фоне зеленого экрана, фетишистское внимание к случайным деталям вроде вылетающих из пистолета гильз, снятых крупным планом. В «Армии мертвецов» он добавил в свой арсенал трюков еще один — когда в фокусе находится только объект на одном из планов кадра.

То есть на первом плане, очень крупно и четко — лицо говорящего актера, а за ним — максимально замыленная картинка. Это то, что в видеоиграх называется depth of field effect и обязательно отключается в опциях при первом же запуске. В кино эффект не отключишь, и в результате изрядную часть экранного времени мы наблюдаем только говорящую голову Дэйва Батисты, за которой колыхаются цветные размытые пятна. Это уже не стилистический выбор режиссера, это визуальный дефект, из-за которого мы физически теряем огромную часть происходящего в диалоговых сценах.

Эффект расфокуса не используется в экшен-сценах, где видно, что происходит. Боевые сцены «Армии мертвецов» показывают, насколько Зак Снайдер плохой экшен-режиссер: он не способен выстроить цепочку органично перетекающих друг в друга боевых эпизодов. В его фильмах нет динамики, кинетики, аккумуляции действия — только отдельные экшен-клипы, которые выглядят, как подборка с YouTube.

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера

В «Армии мертвецов» есть одна широко задуманная и блестяще снятая боевая сцена — перестрелка в казино с настоящей армией зомби. Другой приятный момент — традиционно сильная для Снайдера клиповая заставка с титрами, в которой под кавер песни Viva Las Vegas зомби наводняют Лас-Вегас, с ними неудачно сражаются военные и нам представляют огромное количество персонажей, часть из которых гибнет, не дожив до конца заставки к фильму.

В остальном фильм распадается на множество мелких боевых эпизодов, которые заканчиваются, не успев толком начаться. Вот персонажи оказываются в коридоре со спящими зомби, которые вдруг просыпаются и начинают на них нападать. Режиссер зомби-фильма «Поезд в Пусан» Ён Сан Хо сделал из такой же задумки (только происходящей не в туннеле, а в вагоне) потрясающий, незабываемый, длящийся несколько минут эпизод, в котором саспенс от соседства с зомби несколько раз переходит в отчаянную борьбу за жизнь. У Снайдера герои с криками стреляют в зомби и убегают, потеряв одного члена команды — который, кстати, до сих еще не укушен, отстреливается, и которого при желании вполне можно было спасти! Даже без сравнения с куда более удачными фильмами трудно считать эти моменты чем-то, кроме пародии на зомби-экшен или опять-таки стилизации под видеоигру с очень неумелыми игроками.

Итог

Часть проблем «Армии мертвецов» можно назвать общими для любого позднего фильма Снайдера: затянутость (картина идет 148 минут), непропорциональность разговоров и действия, ненужные сцены и целые сюжетные линии, которые попали в фильм только потому, что режиссеру хотелось философии и социального комментария, а как их органично встроить в историю, Снайдер не представляет. Другие проблемы — вроде намеренного расфокуса картинки — новые для его творчества. В целом все это мешает воспринимать очень простую историю, которую мог бы неплохо снять любой американский или азиатский экшен-режиссер средней руки.

В 2020 году вышел «Поезд в Пусан 2: Полуостров», где использовался практически тот же сюжет о наёмниках, отправившихся за деньгами в наводненный зомби Сеул. Слабый сценарий режиссёр компенсировал благодаря отточенной картинке и динамике, чувствовалась концепция проекта – развлечь зрителя в каждой отдельно взятой сцене. В «Армии мертвецов» в каждой сцене чувствуется желание Снайдера выпендриться.

Если вы посмотрели режиссерку «Лиги справедливости» и намерены и дальше смотреть Снайдера, то я рекомендую вам пропустить «Армию» и обратиться к «Рассвету мертвецов». Там никому не известный Снайдер, тогда еще режиссер-клипмейкер, работал по очень качественному сценарию без всяких фирменных закидонов, и в итоге снял отличный зомби-фильм.

Смотреть фильмы и сериалы с максимальным комфортом можно на телевизоре LG OLED C1. Телевизор с экраном, сделанным с помощью технологии OLED, органично вписывается в окружающее пространство, подходит для ежедневного просмотра фильмов, трансляций и гейминга следующего поколения. Интеллектуальный процессор α9 IV поколения 4K использует алгоритмы глубокого обучения для анализа и оптимизации контента. Режим FILMMAKER MODE™ отключает сглаживание движения, сохраняя при этом исходное соотношение сторон, цветопередачу и частоту кадров, что позволяет увидеть фильм именно таким, каким его задумал режиссёр.

Узнать подробнее о новинке от LG можно по ссылке.

Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера