Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал

16 июня на more.tv завершился четвёртый сезон «Рассказа служанки» (The Handmaid’s Tale) – одной из лучших современных антиутопий. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему в десяти новых эпизодах сценаристы смогли снова выйти на высокий уровень первого сезона – и почему во втором и третьем сезонах  им это не удалось.<br />
16 июня на more.tv завершился четвёртый сезон «Рассказа служанки» (The Handmaid’s Tale) – одной из лучших современных антиутопий. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему в десяти новых эпизодах сценаристы смогли снова выйти на высокий уровень первого сезона – и почему во втором и третьем сезонах им это не удалось.

О сюжете

«Рассказ служанки» начинался как мрачная религиозная антиутопия, в центре которой стояла тема выживания главной героини – Джун (Элизабет Мосс). Последующие сезоны откровенно топтались на месте. Второй закончился неудачной попыткой Джун сбежать за границу, в Канаду. На третий она также осталась в Гилеаде, присоединилась к партизанскому движению и искала способы вернуть свою дочь. События развивались медленно, вместо этого много хронометража уделялось насилию и страданиям служанок.

Внимание в четвёртом сезоне сместилось с выживания Джун на более общую тему: войну Гилеада с внешними и внутренними врагами. Сбежав из-под стражи, Джун вместе с подругой Джанин (Мадлен Брюэр) идёт к границе с Канадой через глухие леса и опустошённые города. Бывшие Служанки получают помощь от посторонних людей, видят людоедские законы выживших в Бостоне, попадают под варварскую атаку армии Гилеада. В четвёртом сезоне впервые подтверждается, что Служанки и их «Мэйдэй» никогда не боролись против режима в одиночку. Сопротивление действовало в государстве годами, где-то за кадром. Это контекст, которого сериалу очень не хватало в предыдущих сезонах – он делает мир сериала более полноценным и реалистичным.

Но даже когда Джун наконец удаётся сбежать за границу к середине сезона, война продолжается – в зале суда, на переговорах, на уютной кухне её нового дома. В Канаде идёт суд над главными мучителями Джун, потрясающими антагонистами командором Фредом Уотерфордом (Джозеф Файнс) и его жена Сереной (Ивонн Страховски). За границей оказывается немало поклонников Фреда и Серены, которые верят в методы Гилеада. На суде Джун приходится перечислить все их преступления – а значит, заново пережить свои травмы. Да так, чтобы убедить в этом и судью, и расколовшееся на две части общество.

Сильные стороны: невозможные решения, которые вынуждены принимать герои

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал

Прошлые сезоны «Рассказа служанки» слишком часто и долго фиксировались на страданиях Джун. Теперь они стали не более чем фоном для других поворотных моментов сериала. Очень показательна сцена, в которой Джун пытается пересечь канадскую границу на корабле гуманитарной миссии. Миротворцы из Канады не могут позволить себе скрыть преступницу из Гилеада – это подорвёт сотрудничество двух стран. Но ни у кого не хватает сил и выдержки отправить Джун обратно, на верную смерть. Короткая перепалка миротворцев (одна из которых – лучшая подруга Джун) ставит жизнь одного человека против благополучия многих. Позже в сериале этот вопрос возникает снова, но уже перед самой Джун, когда ей предлагают вернуть дочь в обмен на десять других детей. То, как разные персонажи поступают в похожих ситуациях – едва ли не самая сильная часть «Рассказа».

Наряду с этим Джун, её близкие и союзники медленно понимают, что всегда были разменной монетой в чужих политических играх. Политики одновременно и оставляют Джун у себя, сохраняя ей жизнь, и идут на уступки военному преступнику Уотерфорду (в обмен на стратегическую информацию). На самом деле канадские власти не хотят ссориться с Гилеадом, а внешний мир не готов вмешиваться в дела чужого государства, даже если оно построено на страдании сотен тысяч людей. Американские журналисты сравнивают события с состоянием пост-трамповских США, но четвёртый сезон «Рассказа» несложно спроецировать и на другие страны.

«Рассказ служанки» в четвёртом сезоне показывает не только войну, но и её последствия. Джун не может начать мирную жизнь и оставить травмы позади. Её мучают посттравматический синдром, неспособность говорить честно, привычка решать все проблемы насилием и давлением на окружающих. Она одинаково срывается как на Джанин, так и на бывших врагов, Серену и Фреда. И авторы сериала наконец-то наказывают Джун за её неспособность держать себя в руках: её муж Люк (О. Т. Фагбенли) не знает, как наладить с ней общение, подруги резко ставят на место, отворачиваются от неё или просто напоминают, что она страдала не в одиночестве. Впереди остался последний, пятый сезон, и в нём Джун рискует потерять всё самое дорогое, что у неё есть в Канаде.

Слабые стороны: спорный финал и недостатки сценария

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал

Джун и другие Служанки часто отвечают насилием на насилие. Несмотря на ненависть к Гилеаду, они принимают библейский принцип «око за око». На нём построена вся последняя серия сезона – «Пустыня» (The Wilderness). Но когда Служанкам выпадает шанс жестоко отомстить абьюзеру, это не вызывает восторга, не вселяет надежду. Обычно «Рассказ служанки» объективно показывает каждую сторону конфликта, где высказываются и протагонисты, и злодеи. Однако в конечном итоге Джун нарушает закон, и авторы сериала, фактически, остаются на её стороне.

Этот спорный сюжетный поворот поддерживает мысль, что по-другому добиться справедливости невозможно. «Рассказ» уходит от идей гуманизма, которые, вроде как, пытается продвигать; по сюжету антагонистам никогда не выпадает шанс исправиться и быть прощёнными. Сцена расправы с обидчиком символична: Служанки окружают жертву так же, как их когда-то заставили окружить и забить насмерть другую Служанку. Но за ней скрывается неприятная и грустная идея о том, что Гилеад навсегда сделал их склонными к насилию. Цивилизованного способа отомстить бывшие Служанки уже не видят.

«Рассказ служанки» был настолько затянут в предыдущих сезонах, что сейчас сюжет движется даже слишком быстро. Местами авторы заторопились к развязке, стали нарушать логику (например, легко переводить персонажей через границу) и пропускать большие периоды времени. А некоторые сильные моменты хочется поменять местами с любой скучной, филлерной или откровенно лишней сценой второго и третьего сезона. Например, предысторию Джанин, – самой тихой, покорной и набожной Служанки во всем сериале, – которая снята великолепно и много добавляет к пониманию персонажей.

Вердикт

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал

В начале третьего сезона «Канобу» предполагал, что зрители наконец увидят в сериале настоящую революцию. Четвёртый сезон объясняет, почему она так и не случилась. «Рассказ» отличается от антиутопий в духе «Мы» (с грустной концовкой) и «451 градуса по Фаренгейту» (с более оптимистичным финалом). Это всё же не летопись революции, а личная история женщины на фоне религиозной фанатичности, политических интриг и войны разных идеологий.

Джун проходит тяжёлый, полный лишений путь, её травмированность и ответная жестокость в новых эпизодах наконец достигают высшей точки. Но авторы сильно затянули её рассказ, разбавили его ненужными сценами страдания и бесконечными повторениями. При этом «Рассказ служанки» нельзя начать смотреть с любого момента, как тот же «Почему женщины убивают». Это цельная история с великолепным началом и скучнейшей серединой. Уговорить зрителей вернуться к просмотру сложно – даже несмотря на то, что четвёртый сезон наконец сломал неверную траекторию сериала. Поэтому «Рассказ» выходит сильным, но неэффективным предупреждением о том, к чему приводит фанатизм.