Рецензия на 1 серию 5 сезона «Рика и Морти». Неплохая фантастика в обломках великого сериала
Сюжет
Четвертый сезон «Рика и Морти» завершился на интересном месте: в семье Санчесов встретились Бет и её клон, созданный её отцом, гениальным ученым Риком, для того, чтобы настоящая Бет могла спокойно путешествовать по другим изменениям, не беспокоясь о муже Джерри и детях Морти и Саммер. Бет и Бет-клон поладили, и вторая Бет тоже готова была остаться в семье. Это привело бы к любопытной динамике в отношениях обоих Бет с отцом, мужем и детьми.
Первая серия пятого сезона всё обнуляет: никакой Бет–клона нет и в помине, семья Санчеса существует в обычном составе из предыдущих сезонов. Рик и Морти опять возвращаются из смертельно опасного приключения, космический корабль вновь разваливается, Морти в очередной раз перед смертью решает позвонить однокласснице Джессике и признаться в своих чувствах. Она неожиданно соглашается прийти в гости, в результате чего в Морти пробуждается жажда жизни — он чинит рулевое управление и сажает космический корабль в океан. Это приводит к нарушению договора между Риком и его «немезидой» (заклятым врагом) — списанным с Аквамена Нимбусом, который решает заявиться к Санчесам на ужин, чтобы выяснить отношения с Риком.
Джессика приходит к Санчесам пообщаться с Морти. Он пытается добыть бутылку вина. Вино Рик получает через портал, ведущий в волшебную страну в духе Нарнии. Морти никак не может донести до Джессики вино, ему приходится возвращаться в «Нарнию» за новыми бутылками, что приводит к ужасающим и катастрофическим последствиям для фэнтези-государства.
Саммер большую часть эпизода остается за кадром, выполняя секретное задание для Рика в Марианской впадине, тогда как Джерри и Бет раздумывают над поступившим от Нимбуса предложением: повелитель океанов (и, как ни странно, полицейских) предложил им секс втроем.
Плюсы серии: деконструкция Нарнии и фантастическая анимация
Линия с волшебным королевством начинается как простой контакт Морти с местным фермером, а заканчивается философскими рассуждениями о природе прогресса и времени в обществе, достигшем технологической сингулярности (то есть вечной жизни через оцифровку сознания и использование тел-роботов). Эту арку можно отнести к самым достойным моментам всего сериала — и по непредсказуемости, и по глубине, и по качеству мультипликации. Каждый раз, когда Морти проходит через портал за новой бутылкой вина, мир вокруг меняется до неузнаваемости: ферма превращается в крепость в духе «Игры престолов», где дозорные на стенах вот уже которое тысячелетие ждут возвращения древней угрозы (мальчика из иного измерения), а когда после очередного визита Морти на земле остается ценный артефакт, общество из средневекового становится техногенным.
В каждой из отображаемых эпох поднимаются очень интересные вопросы веры и суеверия, преемственности поколений и конфликта как основного двигателя прогресса, не говоря уж об экшен-сценах, в которых местные жители изобретают все более продвинутые способы охоты на Морти, который в свою очередь прыгает в портал со все более тяжелым вооружением.
В каждом кадре боевой сцены происходит не меньше событий, чем в голливудском блокбастере, и в любом другом мультфильме это был бы предмет для отдельного разговора. В «Рике и Морти» фантастическую работу мультипликаторов, помноженную на креативность сценаристов, мы видим в каждой второй серии. Другой вопрос, вызывает ли это хоть какие-то эмоции или снова оказывается красивой и остроумной побочной историей, не оказывающей никакого влияния на судьбы героев мультфильма? В новой серии жители средневекового мира вызывают сочувствие — чего не скажешь о заскакивающих к ним через портал Морти и других персонажах.
Минусы: бесконечные самоповторы и слабый основной сюжет
Технически вся линия с Нарнией побочная. Её задача – увеличить хронометраж серии, то, что называется «Историей Б». «История А» — ужин Рика с Нимбусом, пародирующий известный фильм французского режиссера Луиса Маля «Мой ужин с Андре» (на что намекает название эпизода). Рик пытается разобраться в отношениях со своим вечным врагом — да и вообще в том, почему у него столько недругов.
Если побочная арка с Нарнией демонстрирует все лучшие качества «Рика и Морти» (остроумие, насыщенность картинки и креативность сценаристов), то арка с Нимбусом подчеркивает, каким пустым и поверхностным стал сериал. Сколько раз мы уже видели серию, в которой Рик в очередной раз встречается с заклятым врагом и через общение с ним разбирается в собственных недостатках? Авторы даже не пытаются придать истории свежую закрутку, сделать уникальным самого противника или отношения Рика с ним. Вместо этого они развлекаются диалогами, в которых слово «девушка» заменяется на слово «немезида» («а ты знал, что у Рика есть немезида?»), и буквальными цитатами из фильма Маля о развале дружеских отношений.
Некоторый интерес вызывает то, что История А тут подключена к Истории Б — рано или поздно Рик с Нимбусом тоже окажутся в Нарнии. Но произойдет там лишь самое банальное разрешение ситуации с двумя старыми врагами, сначала разругавшимися, а затем помирившимися. Саммер остается за кадром большую часть серии, а вопрос секса с Нимбусом не ведет Джерри и Бет к какому-то конфликту или озарению: даже если они переспят с Нимбусом в сцене после титров, в сериале от этого ничего не изменится.
Единственное развитие персонажа происходит не с членом семейства Санчес: Джессика попадает в Нарнию и полностью меняется под влиянием пережитых там тысячелетий ужасов. И сразу вслед за этим покидает серию, прекратив отношения с Морти! И тут произошел откат к исходному состоянию героев — авторы выбрали самый легкий путь вместо того, чтобы показывать сложные отношения между Морти и его «богиней времени».
Смотреть ли дальше?
«Рик и Морти» (Rick and Morty) — всё ещё уникальный сериал, способный порадовать и любителей фантастики, и фанатов анимации. Но каждая его последующая серия оставляет все меньше надежд, что мы увидим что-то уровня «Риклантидической Неразберихи» или «Напитка Рика № 9» — по-настоящему великих эпизодов, после которых начинаешь иначе смотреть на возможности мультипликации как таковой. Они развивали персонажей, как это делают серьезные драматические сериалы вроде «Во все тяжкие», при этом оставаясь смешным и жестоким экшен-мультфильмом — и единственным художественным произведением, сумевшим оправдать концепцию бесконечного множества миров, в каждом из которых существуют копии главных героев, с которыми может произойти, что угодно.
Возможно, что в пятом сезоне еще будут выдающиеся серии. Ведь даже в странном четвертом сезоне был отличный «Эпизод с чаном кислоты». Но это, скорее всего, будут обособленные эпизоды без привязки к общей мифологии.