Рецензия на «007: СПЕКТР»
Этот фильм дал мне понять, насколько сильно я устал. От современных блокбастеров, от разочарований не просто в конкретном фильме или Голливудских продуктах – от разочарований в способностях человека. За этот год несколько фильмов нанесли ряд ударов в одну точку, явив собой гимн беспомощности и безыдейности.
Я устал не только смотреть эти фильмы, но и писать о них, потому что мы давно с вами разучили это упражнение для ануса – я ругаю блокбастер, а вы – меня: за снобизм, за покушение на ваш заслуженный кайф, за предъявление слишком высоких требований к развлекательному кино.
Если вы тоже устали, давайте не томиться. Фильм – красивый пакет с дерьмом, в котором даже дерьма нет, потому что создатели не могут выдавить из себя ничего, даже этого.
Теперь можете написать мне, что я мудак. Только учтите, что остальные рецензии тоже не намазали «Спектр» на хлеб с повидлом в большинстве своем.
Если у вас не хватило самоорганизации побороть инерцию и бросить читать или вы готовы принять жестокую правду о том, что «Спектр» оказался вовсе не той вкусняшкой, которой представлялся, давайте разбираться.
Признаюсь сразу, я люблю «Казино Рояль» и не люблю «Скайфол», если мягко («Кванта» просто не было, давайте сразу договоримся). Для меня «Скайфол» воплотил все неправильное, что можно было сделать с блокбастером в общем и с Бондом в частности. Но его снимал легендарный оператор и не восхититься тем, что выжала из него камера Дикинса невозможно. Финальный бой в поместье снят божественно: свет, ракурс, динамика, эффект присутствия – вне конкуренции. Но речь не о «Скайфоле», при всей моей нелюбви к нему я вынужден признать, что в сравнении со «Спектром» он прекрасен.
Заглавная песня и начальные титры, злодей и уровень сочувствия героям, экшен и интрига – «Спектр» проигрывает во всем. С «Казино Рояль» его сравнивать просто жестоко.
Нет, это не привычное нам «блокбастеры тупые», тупыми они были всегда, но при этом они сохраняли связность и свою внутреннюю, пусть больную и примитивную, но логику, здесь же мы видим совершенно новый вирус, мутировавший. Фильмы, которые пытаются казаться, а не быть.
Это видно в каждой сцене – она изолирована от всего остального и создается как вещь в себе, причем построение ее идет явно снаружи, от визуального и от «а вот круто будет чтобы вертолет в-ж-ж-ж», а не от общей идеи истории, от внутреннего стержня. Из-за этого лента словно предназначена для детей с дефицитом внимания (возможно, Голливуд всерьез верит что из-за смартфонов и соц.сетей мы неспособны удерживать в голове мысль длиннее 140 символов).
Пораженные этим вирусом фильмы постоянно делают обещания, которые и не собирались сдерживать, их задача – выжать из вас «Ах!», создать впечатление великой интриги, а затем можно и провалить ее в сопли, подсунув какой-то невероятно дешевый и примитивный ход, избитый за десятилетия, неожиданный только потому, что никто уже не ожидает, что современная лента решится использовать этот троп, высмеянный в десятках пародий. Это даже не «Я твой отец, Люк», это «Я вижу мертвых людей».
У меня ломит виски, только что я писал это о «Багровом пике» – отличный режиссер, великолепная картинка, и все это насажено как на утренний колышек на шокирующе вторичный и убогий сюжет.
Не знаю, вина ли здесь сценаристов, у которых невовремя кончился кокс, а с ним и свежие идеи, или же продюсеров, которые бездумно пропихивают сверху «клевые идеи» и «просчитанные гайдлайны». Давайте Сильва даст себя поймать как Джокер (в «Скайфоле» вообще очень много «Темного рыцаря», это видно невооруженным глазом), давайте сделаем «Спектр» из «Миссия невыполнима: Племя изгоев» и «Капитана Америка: Другая война» (обеим лентам «Спектр» сливает в ноль, он сливает даже пародийным агентам «Kingsman» и «А.Н.К.Л.»). Ну а че, у них спрут, у нас тут в лоре тоже где-то был спрут. Расчехляй тентакли.
И идея та же – давайте в разведке все старое упраздним, а новое – внедрим, глобальная интернет-слежка – наше спасение. Естественно, предательство и заговор, никому верить нельзя и только горстка верных патриотов внутри МИ6/Щ.И.Т./ОМН/Kingsman способна спасти мир и свою собственную подгнившую структуру.
Да, вторичность в «Спектре» зашкаливает, что еще хуже – он пожирает предыдущие фильмы Крейга, обесценивая их достижения, «переосмысливая» суть событий, как какой-нибудь крайне неудачный комикс-ивент. Не в одном, а как минимум в двух моментах хочется заорать «Вы серьезно? ЭТО ваш огромный твист? Вы из Санта-Барбары его взяли что ли?». Такое ощущение, что сейчас кто-то забеременеет и сляжет с амнезией, пока Кодзима не спасет все нанотехнологиями.
На эту невменяемую беспомощность больно смотреть, но вы ведь снова напишете мне, что я требую от фильма свежести и новых идей, а блокбастер может затащить и без них. Может, наверное, но не тащит.
Я не требовал от «Спектра» многого, после «Скайфола» я сильно занизил планку ожиданий. Хотелось спокойно повзрываться, постреляться, посмешиваться, не взбалтываясь, два с половиной долбанных часа, но куда там. «Спектр» мучительно скучен, бессвязен, набит пафосными диалогами, которые, прочитай вы их с листа, вызвали бы у вас гомерический хохот, потому что так не пишут и на прозе.ру.
Когда мы смотрим трейлер и нас цепляют какие-то яркие моменты, мы жаждем увидеть в фильме не только и не столько эти самые моменты, а контекст, я уже писал об этом. Нас тянет узнать, что подвело к этой сцене, что кроется за этой фразой, как они смогут создать ситуацию, в которой вот это… Все это строится на наивном убеждении, что фильм все это сделает – все, что обещает. Так вот главная проблема нового Бонда в том, что он кладет на это беретту с резьбой.
Между всеми вкусностями, что вы видели в трейлерах нет нихрена. Пафосные голожопые пляски вокруг главы Спектра – циничная замануха, они умудрились сделать героя Вальца еще более смехотворным, чем старый Блофельд, с его шрамом и белым кошаком. Он не делает ничего впечатляющего, лишь несет ересь о своей мотивации, которая требует визита к детскому психологу, и присваивает себе заслуги других, куда более удачных злодеев.
It was me all the time!
Что этот Оберхаузер Бонду после колокольной пытки Шифра, нежных коленных ласок зубастика-Сильвы?
Идея «расследования прошлого Бонда» – тоже фикция, фильм проносится по ней, как Нико Беллик по проститутке, поехали дальше. Идея таинственной организации, стоящей за всем в мире (привет, Изгои, хайль Гидра), вырождается в «а где тут у нас может быть сходка самой неуловимой организации в мире, а, вот она».
Складывается ощущение, что фильм скипает все эти куски и сюжетные линии, которых мы так ждали, чтобы поскорее добраться до чего-то самого главного и вкусного. Которого нет. Как ребенок под елкой второпях разрывает мелкие подарки, чтобы дотянуться до главного, самого большого, в котором обнаруживается новая школьная форма. С Новым Годом, долдон, ты думал там Xbox? Ты б свою рожу видел.
Актерский состав, конечно, тоже заюзан на сто процентов. У Моники Беллуччи от силы минута экранного времени – привет, пока. Видите, наш Бонд может и вуманайзер, который женщин в грош не ставит, но хоть старухами не брезгует – на знамя феминизма его.
Дейв Батиста вообще получает роль всей карьеры. Если вы думали, что в «Стражах Галактики» ему уделили мало внимания и дали мало реплик, то здесь он говорит вообще одно слово. Да и роль сама «главного хенчмана» потрясающая, он не делает ничего внятного и запоминающегося, у него нет шляпы и железных зубов, он простой парень Дейв Батиста, который шишел-вышел и, как и все остальное, вышел, до свидания.
Леа Сейду, по иронии, только недавно снималась в «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», и уже страдала от рук Кристофа Вальца в «Бесславных ублюдках», она была одной из убитых сестер прекрасной Шошанны, Шарлоттой. Бонд-гел из нее вышла крайне странная. Персонаж ни о чем.
После великолепной героини «Нации изгоев», которая умела жопы как рвать, так и зашивать петельным швом, такой подход кажется абсолютно доисторическим. И нет, не возвратом к классике, в прошлом бон-гелз были мастубаторным пособием, не больше, но и не меньше, а здесь – красивая и чувственная Леа, чьи сцены из «Синий – самый теплый цвет» тяжело изгнать из памяти, предстает ходячей вешалкой для платьев.
Сраная мышь запоминается больше нее. Реальная, твою мать, мышь. Хотя даже хорошая шутка с этой мышью теряется в общем водовороте бреда и пустоты.
Ну хрен с ним со смыслом – катается у вас в голове – хрен с ними с героями, экшен-то хоть збс? Нет. Не збс. Просран экшен как колхозный сортир рядом с Макдоналдсом.
Для экшена, к сожалению, тоже нужен контекст, он не работает сам по себе – ну не те времена, зажрались мы уже сверх меры, нас не заманишь мясистыми вертолетными петлями, которые не ложатся ни на что и бьют логику головой о штурвал каждую секунду.
Как уже заметили критики, вся эта потасовка в вертолете со своим безбожно палящимся гринскрином выглядит до слез убого рядом с Томом Крузом, всамделишно висящем на внатуре взлетающем самолете. Камон, бро, ну камон.
Да и первое, что делает Бонд, влезая во взлетающий вертолет – хреначит пилота. Ну, чтобы вертолет потерял управление и покромсал толпу невинных граждан. Это же мексиканцы, кто их считает, а не ударишь пилота – вертолет не будет делать смешные петли. Агенты с двумя нолями простых путей не ищут. И так во всем.
Драки, как обычно у американцев – вместо красиво поставленных хореографом балетных кий-йя мы видим потасовку в баре при гольф-клубе, мутызим, таскаем за шкибот, портим друг другом мебель. Перфект, охренвандерфул. «Рейда» на вас нет. Он сильно подпортил кривую средней успеваемости, не то слово.
В итоге, «Спектр» оказывается тем самым потрескавшимся анусом со своего постера (не зря мы над ним издевались тогда). Это новый уровень бреда, который всплывает в последнее время все чаще. Фильм так пыжится и раздувается от пафоса – я, мол, про то, я про это, я мрачный и атмосферный – что абсолютно забывает про это быть.
Да это и не нужно. Мы же все равно все больше 140 символов не воспри#Спектр #WhiteCat #ВернитеЗвездочкиОниМнеКакСемья.