Понравился ли хоть кому-нибудь фильм «Звездные войны: Скайуокер. Восход»? Круглый стол «Канобу»
Егор Парфененков, постоянный автор
IX эпизод пострадал от той же проблемы, что и VIII — фильм напичкали всем подряд, превратили в двух-с-лишним-часовой полнометражный TikTok, за которым практически невозможно уследить. Буквально каждой минутой «Скайуокер. Восход» насыщает хайпом, но не дает его переварить — что-то вечно происходит, на экране появляются новые персонажи, локации, но по итогу практически никто и ничто не западает в память.
Джей Джей Абрамс будто не хочет тратить ни единой секунды впустую: показывает твист, экшен, выкрикивает панчлайн в каждом кадре, но по факту замыливает каждое событие на экране последующим, отчего банально перестаешь понимать, что вообще происходит.
Я до сих пор считаю VII эпизод лучшим во вселенной «Звездных войн» — Абрамс снял максимально эффектный ремейк, фактически возродил серию, о существовании которой до 2015 года помнили разве что люди за тридцать (речь идет о киновселенной — молодое поколение все же впитывало «Звездные войны» через видеоигры). И чисто объективно, IX эпизод — это грамотное завершение трилогии сиквелов, где чувствуется накал по всем фронтам: апогей скайуокерской драмы, одновременный залп из всех орудий, бластеров, выход на поклон всех актеров, как из старых трилогий, так и новой.
Однако как обособленное произведение «Скайуокер. Восход» воспринимать сложно: это фильм-событие, но никак не цельная история, которую можно обсуждать в рамках конкретно эпизода. В рамках трилогии — да; арка Рей и Кайло Рена показывает лучшую драму со времен любовного треугольника Хан-Лея-Люк. За ней интересно наблюдать все три фильма, а в особенности — эволюцией героя Адама Драйвера, в голове которого будто на репите прокручивается «Бойцовский клуб», в то время как Дейзи Ридли становится новой иконой девочек, которых тошнит от Барби-кукол.
Больше о новой трилогии:
Обособленно каждый фильм новой трилогии — это громкие, яркие, хлесткие ремиксы, от которых невозможно оторвать глаз, однако смотреть их приходится с раскалывающейся головой. Слишком громко, ярко и хлестко, Слишком эпично. Слишком сумбурно и фансервисно. Но смотреть все равно хочется, даже сквозь ноющую боль. Потому что «Звездные войны» слишком важны, чтобы пропускать их мимо — равно как и серию «Мстителей», каждую часть которых можно было воспринимать как всемирный межнациональный поп-культурный праздник.
Конечно, хочется посмотреть «Звездные войны» и цеплять из них что-то комплексное — многогранную историю, сюжет и диалоги на миллион, в которые хочется вникать снова и снова, раскрывать новые смыслы, подхватывать темы, которые могут подвести к идее для материала в духе «Почему „Мандалорец“ — это „Джокер“ от мир „Звездных войн“».
Однако «Скайуокер. Восход» не дает такой возможности — с точки зрения интересности фильм максимально пресный и пафосный. Но с точки зрения места во вселенной «Звездных войн» — максимально великий. Поэтому как критику мне хочется разругать IX эпизод, заклеймить его одним из самых слабых фильмов саги, который вызывает кринж каждой второй фразой и кадром. А как фанату — сходить на повторный сеанс в оригинальной озвучке, перед этим пересмотрев два предыдущих сиквела. Билет, кстати, уже куплен.
Дмитрий Кинский, редактор отдела новостей
Не буду скрывать: мне понравились седьмой и восьмой эпизоды, особенно «Последние джедаи» Райана Джонсона. Серьезные огрехи были, но они не сильно испортили впечатления. А потому всеобщего негодования по поводу якобы слитой франшизы я не испытывал. И оттого гораздо обиднее, что «Скайуокер. Восход» получился… таким.
Во-первых, фильм действительно напоминает перетягивание каната (или, может быть, светового меча) между Джонсоном и Джей Джей Абрамсом. Последний в этом состязании побеждает, но радоваться здесь нечему. Во-вторых, некоторые критики писали, что в новых «Звездных войнах» есть ответы на все ваши вопросы — чушь. Напротив, по ходу сюжета вопросов становится только больше, чаще всего к сценаристам. А то, что авторы пытаются объяснить, вызывает сомнения.
Да и в целом есть ощущение, будто они сильно торопят события. Говорить о том, что получилось плохо, можно бесконечно долго. А вот положительных моментов в «Скайуокере. Восход» мало. Например, в фильме есть потрясающая дуэль на Звезде смерти, которую нам тизерили еще в трейлерах. Увы, это единственная хорошая экшен-сцена, остальные — бездушные и стерильные. Даже CGI не всегда впечатляет, а финальную битву и вовсе было стыдно смотреть.
Зато я еще раз убедился, что Адам Драйвер — прекрасный актер. Из всего каста он единственный, кто пытался вдохнуть жизнь в этот бизнес-проект. Другое дело, что его персонаж отвратительно прописан, так что исправить что-либо он просто не мог. С другой стороны, на фоне остальных героев Кайло Рен кажется самым правдоподобным: от фильма к фильму он эволюционировал, и девятом эпизоде его метаморфоза наконец закончилась. Не знаю, что там насчет Скайуокеров, но для Бена Соло это действительно восход. Жаль, что Абрамс упустил шанс сделать из него главного героя в новых «Звездных войнах». Но я все еще не откажусь от спин-оффа про него в виде какого-нибудь сериала, было бы интересно поподробнее ознакомиться с его прошлым.
Больше о новой трилогии:
Сергей Уланкин, главный редактор
С одной стороны, девятый эпизод — это ремейк фрагментов других «Звездных войн» вроде очевидной рифмы «я твой отец» и «я твой дед». С другой — типичные диснеевские штампы, от которых даже в анимации уже отказались, вроде всесильного поцелуя. Про режиссеров и войну творческих эго было много сказано, поэтому только замечу, что игры в буриме могло бы не случиться, если, во-первых, Disney не ограничивала себя форматом трилогии.
Посмотрите, например, как гремит сейчас «Мандалорец» — а ведь это сериал с максимально короткими сериями. Новая трилогия стала заложницей формата, кажется, что если попробовать уложить историю в два фильма, то могло бы выйти лучше — как минимум, не нужно было бы высасывать из пальца конфликт третьей части. Во-вторых, Disney пошли на поводу у фанатов, и дали им ровно то, что просили. Будьте осторожны со своими петициями по смене режиссера, они имеют свойство исполняться.
Вышел самый стерильный фильм в году, который вызывает минимум эмоций, и уж точно не грандиозное завершение сорокалетней саги. Сравнивать можно с другим диснеевским продуктом — «Мстителями». Там авторы смогли подготовить такую базу для «Финала» и при этом не растерять по пути привязанность к персонажам, что «Звездным войнам» остается только завидовать и учиться. Увидимся через 15 лет! Если Disney не догадается, что можно обойтись и без обязательных X, XI и XII.
Александр Башкиров, руководитель отдела «Кино и сериалы»
Rise of the Skywalker умудрился вобрать в себя все худшее, что накопилось во вселенной «Звездных войн» за ее более чем 40-летнюю историю. Тут и дешевые эмоциональные твисты из детских сиквелов гениального оригинала, и постыдная в своей пошлости и ненужности «любовная линия» из приквелов, и вторичность «Пробуждения Силы», и небрежное отношение ко всему, что шло раньше, из моих любимых «Последних джедаев». Достойное завершение саги, другими словами!
Иначе в современном Lucasfilm и быть не могло. Руководитель студии Кэтлин Кеннеди, с одной стороны, вот уже 5 лет выпиливает из франчайза все авторское и креативное. С другой — она не в состоянии в одиночку поддержать творческое видение Райана Джонсона, единственного режиссера и сценариста, которому просто в силу хороших отношений с руководством разрешили снять нормальное кино в новейшей истории Star Wars.
В итоге новый фильм пишет и ставит Джей Джей Абрамс, выкорчевывая из наследия «Джедаев» все, что там было нестандартного и интересного, и одновременно предлагая свою версию происхождения Рей и прочих оставшихся тайн киновселенной — самый беспардонный, беззубый, вульгарный фэнсервис, что мне только доводилось видеть на экране.
В 9 Эпизоде сбываются все худшие кошмары о «Звездных войнах» — фэнбойские теории из интернета, «шиппинг» персонажей из написанных школьниками фэнфиков, «отсылки» к предыдущим частям, заключающиеся в пересказывании их огромных кусков с менее интересными персонажами… и даже воровство ходов из фильмов Лукаса и Спилберга, не имеющих отношения к «Войнам».
Если без спойлеров: единственный момент во всем фильме, дающий надежды хоть на какую-то драматичность событий и расставание еще с одним полюбившимся зрителям героем, — это прямая цитата из «Охотников за утерянным ковчегом».
Больше о новой трилогии:
В остальном тут не за кого и незачем переживать — Финн, Рей и По мало что лайтовые эрзац-версии Люка, Леи и Хана, они тут еще и за весь фильм умудряются не попасть ни в одну интригующую ситуацию, выхода из которой им бы пришлось искать самостоятельно, за счет собственной сообразительности, изворотливости и смекалки, а не потому, что у Абрамса в сценарии кончилось отведенное на ситуацию время и настала пора переходить к следующему эпизоду.
Все решается очень просто: или у Рей открывается очередная выносящая весь баланс вселенной сверхспособность (в 9 Эпизоде она лечит гигантских песчаных змей и молниями сбивает корабли — и это только начало), или же появляется какой-то неизвестный ранее персонаж или камео из старых фильмов, которые все решат, объяснят и предоставят персонажам все необходимые технические средства для достижения их цели.
Цели тоже чисто условные — что-то найти, до куда-то добежать. Злодеи легко меняют стороны и мотивацию: самый легкий способ доставить бесценную Рей в распоряжение Императора — это всем приказывать убить ее при каждом удобном случае! Какое-то подобие актерских работ демонстрируют только Адам Драйвер, в очередной раз и физически, и душевно вложившийся в крайне непрописанный и неблагодарный образ Кайло Рена, и всегда великолепный Иэн Макдэрмид, сумевший привнести волдемортской жути в роли срочно воскрешенного на место покойного Верховного лидера Сноука главзлодея.
Все это придумано на коленке, задним числом, это даже не script doctoring в привычном понимании, а script triaging — попытка спасти истекающую кровью (по мнению армии фанатов) после Джонсона вселенную, торопливо громоздя экшен-сцену на экшен-сцену и твист на твист в военно-полевых условиях. Зато на помощь к попавшим в безвыходную ситуацию персонажам спешит не один, а сразу два комплекта орлов, и каждому вуки достается по давно забытой медали в совершенно омерзительной попытке угодить каждой фэнбойской претензии из интернета.
Работа сценариста — не в том, чтобы закрывать гештальт зрителям, не являющимся профессионалами в оценке драматургических механизмов художественного произведения, им ни в коем случае не стоит идти на поводу у обывательских «нравится» и «не нравится». Иначе бы зрители и читатели могли сами себе рассказывать эти истории без помощи авторов, не правда ли? А именно этим Абрамс и Крис Террио на протяжении всей картины и занимаются — вместо того, чтобы демонстрировать хороший вкус, воображение и интеллект в переосмыслении своего и чужого материала.
И все столь же поспешно и вымучено снято. В одних сценах актеры играют, словно на детском утреннике — неестественность голосов и интонаций особенно режет ухо при просмотре в оригинале под стоны Jesus fuckin’ Christ, Abrams! от попавших в задние ряды российского кинотеатра американцев.
В других сценах спецэффекты на десятки миллионы долларов использованы для создания ничего не говорящих зрителю фантастических задников, густонаселенных абсолютно неизвестными нам персонажами (то ли воскрешенные Ситхи, то ли клоны Императора, то ли назгулы с Пожирателями Смерти), которых очень скоро сотрет из повествования другая волна спецэффектов. Во многочисленных флэшбэках особенно режет глаз, как красиво, авторски и величественно были сняты «Последние джедаи» — на фоне телевизионных крупных планов из «Пробуждения Силы» и нового фильма, перемежающихся совершенно бездушными драками компьютерных человечков со световыми мечами на плане общем.
Меня по-прежнему пугает всеядность некоторых критиков, видящих в лишенном сюжета, зрелищности, правды характеров и режиссерского стиля месиве «идеальное завершение Саги». Те же вопросы были и к зрителям — но у меня на сеансе одна-единственная зрительница смотрела фильм с улыбкой на лице и слезами на глазах, отважно хлопая в ладоши на самых кринжовых камео и сюжетных поворотах, вызывавших у остального зала дружный гомерический хохот. Так что теперь я примерно понимаю, какую аудиторию зацепила Disney этим фильмом — 1 человека из 300.
Нам внушают, что развлекательные киноистории не надо рассказывать компетентно, что халтура со стороны сценаристов — это совершенно нормально, а требовать от постановки хотя бы минимальных элементов связного, цельного кино — значит забыть оставить свой мозг за дверью кинотеатра. Я всегда считал, что любое кино лучше смотреть с мозгами в голове, что хороший отдых вовсе не обязательно должен быть отвратительно написан и бездарно снят. В Disney — и во всех поддержавших фильм рецензиях, — считают иначе. 9 Эпизод — анти-кино уровня «Трансформеров» Майкла Бэя, оскорбляющее зрителя каждым кадром и каждой строчкой диалога, наглядное олицетворение всего того, что не так с современным развлекательным кинематографом.
Больше о новой трилогии:
Алексей Егоров, постоянный автор
Не знаю, чего я ждал от «Скайуокера». Еще по трейлерам было понятно, что ждет нас максимально беззубое приключение надоевших полтора фильма назад бревен с кучей отсылок к классике и провальными сюжетными ходами. Так, собственно, и вышло.
За все два с лишним часа экранного времени сопереживать получилось всего одному герою, все же остальные вызывали спектр эмоций от раздражения до глухой ненависти. Тут Абрамсу, конечно, респект — нужно было очень постараться, чтобы набор формально «светлых» героев бесил сильнее, чем их антагонисты.
Слитый сюжет в итоге подтвердился процентов эдак на восемьдесят, и большинство его изменений — небольшие и косметические. Там удалили сцену, здесь расширили, еще где-то поменяли местами диалоги или действия героев. Самое серьезное изменение — в финале, и там у меня натурально отвалилась челюсть. Заменять одно клише другим — это еще куда ни шло, но делать так чтобы это клише вышло хуже предыдущего? Высший уровень мастерства.
Адам Драйвер, которого многие зрители поначалу восприняли весьма прохладно, в девятом эпизоде отдувается, кажется, вообще за весь актерский ансамбль. Все самые сильные сцены «Скайуокера» связаны именно с ним (хотя хватает и максимально тупых, имейте это в виду), хотя сценарий Абрамса и не позволяет герою раскрыться до конца. Слишком уж быстро разворачиваются события, слишком много надо засунуть в два с половиной часа хронометража. По итогу Рен оказался единственным персонажем новой трилогии, который проходит хоть какую-то эволюцию. Мы видим на экране, как он шаг за шагом меняется, пусть под конец эти шаги и превращаются буквально в прыжки.
Что кроме тупого сюжета можно отнести к грехам девятого эпизода? Да много чего. Совершенно ненужные и бессмысленные сцены самопожертвования (помните сцену с C-3PO из трейлера? Ее сводят на нет буквально за двадцать минут экранного времени). Слишком много героев, что главных, что второстепенных, из-за чего каждому уделено слишком мало времени. Крайне неуклюжие попытки создателей ввести хоть какое-то подобие романтических взаимоотношений между персонажами. В общем, список можно продолжать еще довольно долго. Не получится придраться разве что к графике (она все еще смотрится замечательно) и к работе оператора — в фильме хватает очень красивых кадров и планов, которые не убил даже местный монтаж.
Вообще, я даже не знаю что тут еще можно написать. «Скайуокер. Восход» выветривается из памяти сразу же после выхода из кинотеатра, не оставляя примерно никаких эмоций. После «Пробуждения силы» как минимум хотелось обсудить героев и потенциал новой трилогии. После «Последних джедаев» — перемыть все косточки Райану Джонсону и твердо пообещать себе никогда больше не смотреть этот фильм. А после «Скайуокера»… ничего не хочется. Ну да, завершили новую трилогию. Закончили с «историей семьи Скайуокеров». И что дальше?
Дальше, я надеюсь, франшизе дадут уже отдохнуть, а заодно уйдут как можно дальше от истории Скайуокеров и всего, что с ней связано. Пусть прошлое останется в прошлом — дайте ему уже упокоиться с миром.