Почему вам обязательно надо посмотреть 1 серию аниме Goblin Slayer (если вам 18+)
Александр Башкиров
Каждый раз, включая в свое произведение откровенные сексуальные элементы, авторы рискуют напороться на неприятности. Ведь существует целевая теневая ниша массовой культуры — я бы назвал ее сюжетной гуро-порнографией — где показанный в пилоте Goblin Slayer контент считается общепринятым.
А вот в мэйнстрим с изнасилованиями, убийствами-изнасилованиями и убийствами после изнасилований лучше не соваться. Нам, пожалуйста, одни убийства, без всякой грязи! Но можно побольше крови.
Первая серия серия Goblin Slayer — изящное минималистское произведение, практически все действие которого происходит даже не в подземелье, а в одном туннеле одного подземелья. Автор оригинальной light novel Кумо Кагю серьезно задумался над вопросом, на что бы походила цивилизация низкоуровневых монстров в мире среднестатистической MMORPG, как бы они защищали свои владения от постоянно вторгающихся героев и что им могло бы понадобиться от большого, светлого мира снаружи. На каждый из этих вопросов он дал предельно честный и откровенный ответ.
Goblin Slayer — это не только обыгрывание штампов культуры RPG и конкретных игр. Да, в образе главного героя трудно не узнать рыцаря с обложки Dark Souls, а в показанном мире — Monster Hunter и The Witcher 3: Wild Hunt. Но у самого произведения больше общего с чудесным хоррор-вестерном Крэйга Залера «Костяной томагавк» (тоже вызвавшим массу недовольства своим контентом в третьем акте).
По замыслу Кагю народу низкоуровневых гоблинов, пушечному мясу из вашей любимой ММO, от внешнего мира нужно только одно — юные девушки для размножения. Это вызвало бурю негодования у западной аудитории: авторов обвиняли в пропаганде rape culture, а сценарий серии — в том, что он словно бы «написан 14-летним».
На самом деле это взрослый, трезвый и смелый взгляд на встречу двух цивилизаций со взаимоисключающими циклами развития. Именно так выглядела большая часть конфликтов кроманьонцев и неандертальцев, ковбоев и индейцев, Чужих и колонистов в фильме Джеймса Кэмерона (пусть способ размножения у ксеноморфов и был несколько более изощренный). То, что большая часть аудитории предпочитает ханжески закрывать глаза на половую составляющую дуэли цивилизации с варварством, не проблема автора.
Вопрос в том, как подойти к такому материалу, показать судьбу целой партии приключенцев (в которую входят три девушки) в цепких лапах гоблинов так, чтобы это не выглядело дешевой порнографией. Хентайные и полухентайные вставки далеко не всегда смотрятся уместно в серьезном аниме и чаще портят, чем как-то продвигают или обогащают сюжет. Ситуация та же, что и с плохо поставленными боевыми сценами: такой экшен и такую эротику хочется проматывать.
В Goblin Slayer откровенный контент важен для итогового драматургического эффекта: потрясающие кадры с окровавленным мечом и разбитыми очками не производили бы такого впечатления, если бы мы не знали, ЧТО гоблины сделали (и продолжают делать) с бывшими владельцами этих предметов.
Другое дело, что на судьбу героев можно было намекнуть, а не показывать «открытым текстом». Но тут я тоже встану на защиту авторов. Хороший вкус важен во всем, даже в хентае с убийствами и расчленениями. И в визуальном плане все эти сцены решены студией White Fox и режиссером Такахару Одзаки отменно, без столь частой для японской массовой культуры вульгарности. Я бы даже сексистскими эти сцены не назвал: от рук нечисти погибают не просто «кавайные девушки», а сражающиеся до последнего вздоха профессионалы. Точно так же гоблины поступили бы и с заглавным рыцарем, если бы сумели его завалить. Такое равноправие в аниме встречается редко.
Кровищи и секса показано не так уж много, прекрасно использована кромешная тьма, окружающая героев, и гаснущие источники света, оставляющие зрителей во мраке отчаяния. Тут у аниме больше общего не столько с третьим актом Bone Tomahawk (где дело тоже происходит в туннелях), сколько с культовым хоррором «Спуск» Нила Маршалла. В общем и целом первый выпуск Goblin Slayer достоин самой высокой рекомендации и не заслуживает свалившейся на него критики.
Это образцовое аниме с ориентацией на лучшие достижения аналогичных западных работ, 20 минут напряженной, сверхкачественной мультипликации и сценарной работы без единого лишнего слова или кадра.
В плане сценария меня больше всего порадовали емкая немногословность заглавного рыцаря-героя и экономия, с которой действие переносится с представления персонажей к жутким событиям во тьме подземного лабиринта. Рекомендовать Goblin Slayer можно и нужно по тем же соображениям, по которым в свое время защищали «Лолиту» и «Госпожу Бовари». Это в первую очередь художественное произведение с четко поставленными и прекрасно выполненными целями и задачами. Все остальное (неважно, как лично вы относитесь к поднятой авторами теме) — вторично.
Никита Казимиров
Глядя на то, как многих западных «фанатов» аниме корежит от Goblin Slayer, становится понятно, почему индустрия восточной анимации сейчас переживает не лучшие дни. Пока зрители с радостью превозносят насквозь вторичную «Геройскую академию», которая просто хорошо использует чужие наработки, и сходят с ума по дешевым адаптациям популярных манг, по-настоящему достойный сериал вдруг стал причиной споров и возмущений. Потому-то нам и нельзя доверить ничего хорошего.
И ладно бы в адаптации одноименной серии ранобэ действительно показали нечто экстраординарное и эпатажное, так нет же! Буквально по той же причине, по которой сейчас многие презрительно бросают просмотр одной из главных премьер осени, когда-то возносили «Берсерка».
«Ничего себе, подругу главного героя изнасиловали прямо у него на глазах, а ему самому пронзили глаз насквозь когтем! Как смело!»
Видимо, новое поколение фанатов аниме отдает предпочтение бесконечным гаремникам, бессмысленным битвам и глупому юмору, а не настоящей анимации как виду искусства.
Ведь Goblin Slayer совершенно не о бесконечных изнасилованиях, разжигании расовой ненависти к гоблинам или провокации зрителя. В его основе лежит нестандартная концепция, которая старается раскрыть «пушечное мясо» любой стандартной фэнтези-истории с необычных сторон. В аниме баланс сил смещен настолько, что именно главный герой выступает самой беспощадной и неостановимой силой, в то время как мелкие «злодеи» только и успевают, что умирать.
Первоисточник в принципе любит разрушать ожидания. К примеру, в японских произведениях щепетильно относятся к именам героев, пытаясь заложить в них сразу несколько подтекстов. А в «Убийце гоблинов» имен нет вообще, вот вам Жрица, Высший эльф и прочие. Миловидная на первый взгляд картинка оборачивается бесконечными потоками жестокости и оторванных конечностей. Роман и две манги по его мотивам (а теперь вот и аниме) берут знакомые штампы и выворачивают их наизнанку, словно главный герой — пойманных гоблинов.
При этом все не превращается в насилие ради насилия, в снафф-муви или порно-хоррор с элементами фэнтези. Пример подобного у нас есть — это «Ганц», в котором заняться сексом могли от безысходности прямо в коридоре, а людей убивали, кажется, всеми известными истории способами. Но за возвышающейся горой трупов скрывалась никакущая история, спотыкающаяся о саму себя каждые несколько глав/серий.
Но «Убийца гоблинов», к нашему счастью, в значительной степени умнее. Студии White Fox малыми средствами и относительно небольшим бюджетом удалось создать такую драматургию, о которой многим более громким аниме и мечтать не приходится.
Каждый кадр тут служит какой-то цели, изящно ведет зрителя от сцене к сцене, будто танцуя с ним самый грациозный вальс. И это у произведения, интерес к которому держался на одних заслугах первоисточника. Зато сколько сомнений успело накопиться!
Можно выдохнуть спокойно — японцы вновь показали, за что многие так любят аниме и почему все попытки превзойти их подход к анимации тщетны. Дело не в жестокости, провокационности, сексуализации женских персонажей и edgy-настроениях (хотя, будем честны, уже ради них многие с удовольствием смотрели бы Goblin Slayer). Просто White Fox создала просчитанный до мельчайших подробностей анимационный алмаз, который осталось только огранить последующими сериями, чтобы закрепить однозначный успех.
«Технолайз» начался сценой секса, в которой женщина хотела ногтем выколоть глаз героя. Более отчаянного произведения с 2003-го не создали ни в одной из сфер искусства. В «Конце Евангелиона» Синдзи в первые же минуты хронометража эякулировал себе на руку, глядя на голую грудь своей коматозной подруги. Это не мешает аниме-фильму Хидэаки Анно до сих пор считаться одним из столпов аниме-культуры.
Goblin Slayer начался с изнасилования, жестокости и многочисленных «фи» западных неженок. Быть может, и его мы через несколько лет будем обсуждать минимум как самую лучшую адаптацию японских light novel или хотя бы вечный шедевр, который будут советовать всем, кто только знакомится с удивительным миром аниме.
Пока ничего интересного. Всё это было, включая дешёвые трюки типа "эти бравые ребята мечтали о светлом будущем, но их убили через 5 минут".