Почему Streets of Rage 4 — одна из лучших игр про боевые искусства
Ниже я расскажу, почему перед нами не совсем сиквел именно этой серии. А также — почему это одна из лучших игр года, обратить внимание на которую стоит, даже если вы никогда не слышали об оригиналах и в целом не очень интересуетесь аркадными драками.
Возвращение в зону комиксов
Streets of Rage 4 заимствует часть механик и множество визуальных образов из 16-битной трилогии Streets of Rage, не говоря уж о стилизованном саундтреке, первую тему к которому написал композитор оригинала Юдзо Косиро. Но по проработке и анимации персонажей, разнообразию уровней и постмодернистскому подходу к происходящему игра куда ближе не к классическим beat 'em up с видом «в три четверти», а к одной из культовых и крайне недооцененных аркад на «Сеге» — боевому платформеру под названием Comix Zone.
Взять хотя бы очень крупные спрайты и подробные анимации персонажей, с которыми рядом не поставишь даже Streets of Rage 3 (самую слабую часть трилогии, все силы дизайнеров которой ушли в потрясающую на то время графику). Это не уровень «Сеги» и даже не уровень игровых автоматов 90-х с их специализированным железом. Это новое слово в пиксель-арте, самые живые, естественные и мягко перетекающие из позы в позу и движения в движение герои по эту сторону полномасштабных 2D-файтингов.
Причем это касается не только положительных героев-бойцов, но и врагов — столь же разнообразных, сколь и естественно ведущих себя в движении. Я опять-таки не могу вспомнить ни одну другую игру с несколькими соперниками на экране, которая уделяла бы такое внимание мультипликации боевых поз и движений, — помимо Comix Zone, дизайнер которой практически в одиночку нарисовал огромных, подвижных, использующих реальные приемы восточных единоборств персонажей.
Вот только в Comix Zone у автора хватило сил и ресурсов на три уровня с 5-6 видами противников. В Streets of Rage 4 уровней двенадцать, а бестиарий негодяев (со всеми вариациями) приближается к паре десятков.
И если первая стадия сознательно копирует «улицы разбитых фонарей» из оригинальной серии, то в дальнейшем разработчики пародируют и переосмысляют лучшие уровни из вообще всех известных beat 'em up — от канализации из Teenage Mutant Ninja Turtles до замка из Golden Axe. Тут будет и знаменитая драка в додзе из сверхсложного (и, на мой взгляд, лучшего на NES) Double Dragon 3, и массовое выкидывание противников за борт (только самолета, а не вертолета) из самой известной сцены куда более попсового Double Dragon 2.
Уровни и драки из лучшего beat 'em up всех времен — первой части Final Fight — тоже есть. Но тут сферы влияния разделить труднее, поскольку авторы оригинальной Streets of Rage тоже вовсю цитировали Final Fight. И, знаете, по итогу всех двенадцати стадий FF придется потесниться на пьедестале. Игра вышла в 1989 году и 30 лет оставалась непревзойденной как по механике, так и по динамике. Но это тот же случай, что с Zelda 2 и Hollow Knight, Mega Man 1-3 и Mega Man 9 или Gunstar Heroes и Cuphead — стилизованная под прошлое игра на современных технологиях тут полностью затмевает оригинал.
Большие боссы против кулаков ярости
Любой beat 'em up состоит из двух частей. Это поединки с большим количеством рядовых противников и схватки один на один (плюс наскакивающие со спины мобы) с боссами. Формально механика используются одна и та же, но на самом деле игры такого рода делятся на три большие группы.
Первая, самая распространенная, требует заучивания новых навыков прямо во время схватки с боссом, причем для всех боссов эти навыки разные. Это элементарное выжимание жетонов из игрока за аркадным автоматом через постоянный метод проб и ошибок.
Вторая — из топовых представителей жанра — предлагает в схватке с боссом полагаться на все те умения, что вы вынесли из драк с мобами, но использовать их по-иному. Ведь вам противостоит куда более быстрый, сильный и/или подлый соперник, тут надо переучиваться с массового окучивания в индивидуальный обмен движениями, шахматный поединок в духе настоящих файтингов на две персоны.
Третья — самая элитная, в которую для меня лично входят только первый Final Fight в версии для игровых автоматов и третий Double Dragon в версии для NES Она предлагает несколько вариантов тактики боя с каждым из боссов. Хотите — учите наизусть паттерны, желаете — используйте элементарные приемы в новом контексте. А если совсем захотелось креатива — на ходу изобретайте новые механики, что-то среднее между эксплойтом слабостей игрового движка и гениальным использованием особенностей окружений и доступных инструментов из игр серии Dark Souls.
В то время как другие попытки переосмысления классических beat 'em up (в духе абсолютного позорища под названием Battletoads (2020)) не дотягивают даже до первой категории, Streets of Rage 4 использует вторую… с переходом в третью на паре-тройке особенно удачно задуманных главных врагов.
Боссов, полубоссов и мини-боссов на 12 уровнях много, они постоянно переходят из одного злодейского ранга в другой, выступают в роли рядовых противников и атакуют сериями (так называемый boss rush) или одновременно. За весь этот креатив игре можно простить некоторую простоту и однообразие поединков, каждый из которых — одноразовый пазл, где соперник представляет серьезную опасность лишь до того, как вы поняли, какую именно уникальную механику тут нужно эксплуатировать.
Поединки с рядовыми врагами доставляют не меньшее удовольствие за счет плавности и разнообразия механик. Это одна из немногих игр, в которых прерывание врагом вашего эпичного комбо, подлый захват или еще более коварная подсечка сзади или удар в спину в прыжке вызывают не ярость, но одобрительную усмешку и даже уважительное покачивание головой в адрес типового панка, сумевшего превзойти себя и дать серьезный отпор. Streets of Rage 4 смотрится — и играется — как хорошо поставленная драка из боевика с умелой хореографией, в котором ни одна победа не дается слишком легко.
Я сознательно не стал упоминать примерно миллион отсылок к различным экшен-фильмам и кунгфу-боевикам, которыми нашпигован каждый уровень. Игра связана с миром боевых искусств куда глубже — при всей мультяшности и комиксовости происходящего здесь используются реальные приемы, включая борцовские техники.
Путь перехватываемой рукоятки
Для игры, в арсенале которой нет кнопки «блок», Streets of Rage 4 требует просто феноменального умения переключаться между стилями. Нужно «быть как вода» — особенно на высоких уровнях сложности.
Отвечать броском на удар, прыжком с ударом на бросок, уходом в сторону на прыжок с ударом — причем делать все это быстро…, а потом еще быстрее… и еще… и еще… не забывая при этом осыпать как можно большее количество враждебных физиономий как можно большим числом самых жестких и эффективных ударов, связок и комбинаций.
Эту игру одобрили бы и Брюс Ли, и те ранние японские разработчики beat 'em up и файтингов, у которых не было игр, что можно было копировать. Им приходилось полагаться на собственный жизненный опыт из школьных драк и уличных разборок (почитайте биографию создателя серий Kunio-Kun и Double Dragon Еcихисы Кисимото). Если новая серия EA UFC — это тупейшая аркадная игра про как можно более быстрый перебор кнопок, то Streets of Rage 4 демонстрирует куда более глубокое понимание философии единоборств.
Хотя это не значит, что в игре не надо быстро перебирать кнопки. Это beat 'em up, ради которого я советую вам приобрести аркадный стик — специализированный орган управления из ручки и 6 больших кнопок. Обычно такие устройства покупаются для индивидуальных файтингов и стоят довольно дорого (от 10 000 рублей). Но в случае с Street of Rage 4, не требующей набора комбинаций сложнее чем вперед-вперед-удар, вам подойдет любая, пусть самая бюджетная модель. Если вы, как и я, играете на Switch (лучший на сегодня формат для игры в SoR4 хотя бы из-за того, как круто она выглядит в портативном режиме), то Hori Fighting Stick Mini за 3000 рублей будет более чем достаточно.
Игра на стике увеличивает удовольствие от процесса если не в два, то точно в полтора раза. Когда вы в принципе не можете «не прожать» комбинацию (это не позволяет сделать само устройство контроллера), то «люлей» в адрес неприятеля вы сумеете навешивать на порядок больше и быстрее. Из самых сложных тактических ситуаций вы будете выходить с честью, будто главный герой инструкционных YouTube-видео «Что делать, если на вас напали 15 гопников». Можно даже покрасоваться перед друзьями — позволить панку поднять оброненный нож, а потом заставить его горько об этом пожалеть.
К слову, Streets of Rage 4 поддерживает онлайн-мультиплеер до 2 (и офлайн — до 4) человек — и с каждым новым участником все вышеописанное становится в два, три или четыре раза интереснее и менее предсказуемым. В игре достаточно уровней сложности, секретов и дополнительных режимов, чтобы у вас был повод перепройти ее в одиночку, вдвоем или в компании при каждом удобном случае даже через полгода после выхода.
Streets of Rage 4 — один из главных, если не главный претендент на звание «Игра года». Это ретро-проект с современным сердцем, который удовлетворит и самые прихотливые запросы энтузиастов, и развлечет впервые зашедших в жанр новичков на долгие вечера. Это превосходное капиталовложение при своей сцене (даже на Switch) и игра, полностью оправдывающая свою репутацию и родословную, одно из лучших приобретений, что вы можете сделать прямо сейчас на любой платформе.