Плохое кино под хорошую музыку. Как мы ходили на «Елки новые»
По здравому размышлению сам хейтуочинг нам тоже показался скучным. Зачем тратить время, деньги и нервные клетки на картину, которая вам совершенно точно придется не по вкусу? В случае с самыми экстремальными проявлениями российского кинематографа можно ДЕЛАТЬ ВИД, что вам смешно на сеансе — но в этом и загвоздка, что только делать вид.
В фильмах, написанных и снятых настолько некомпетентно, да еще с такими бюджетами, ничего смешного нет. Попадают ли «Елки новые» в эту категорию — отдельный разговор, к которому мы вернемся в конце материала.
Но изначальный посыл у нас был такой: что можно сделать на сеансе потенциально невыносимого фильма, что вышло бы за рамки обычного высмеивания и поменяло минус на плюс, преобразовало бы ненависть в любовь, hate-watching — в новый, изобретенный нами процесс love-watchingʼа?
Ключом к пониманию концепции для нас стал один из эпизодов сериала «Мистер Робот» (да и, в общем-то, весь сериал), в котором главный герой, страдающий шизофренией хакер Эллиот, волевым усилием «отключает» саундтрек реальной жизни.
Мы решили провести подобную «коррекцию реальности» прямо на сеансе — не страдать от бессилия, а поменять фильму на экране… ну, хотя бы весь звуковой ряд! Поскольку до уровня Эллиота мы пока не доросли (или просто не страдаем шизофренией), выправление реальности производилось с применением технических средств: наушников, айфона и заранее составленного тематического плейлиста.
Плейлист рассчитан ровно на весь хронометраж фильма. Подборка не составлялась по какому-то жанровому критерию, тут есть и рок-, и поп-, и рэп-композиции под стать каждому типу слушателя. Сам плейлист представлен ниже. При желании вы можете повторить наш эксперимент и тоже почувствовать себя хакером Эллиотом, убирающим невыносимую звуковую дорожку реальной жизни и заменяющим ее своей собственной. Но сначала мы рекомендуем дочитать текст до конца и убедиться, точно ли вам следует пытаться повторить это дома.
До сеанса (Александр Башкиров и Егор Парфененков)
«Елки» давно стали частью российской культуры. Просмотр ежегодной семейной комедии — традиция вроде оливье, речи президента и концерта на «Первом». Эта франшиза настолько прочно укоренилась в сознании нации, что приставку «фран» в этом случае вполне можно отбросить.
Пересмотрев самые первые «Елки» Тимура Бекмамбетова, мы с некоторым удивлением обнаружили, что перед нами просто очень глупая, конвейерная мелодрама, прицепленная к предстоящему празднику и внушающая какие-либо позитивные эмоции именно за счет его календарной близости. То же и с сиквелами.
Каждый год нам показывают один и тот же сборник историй — и Россия радостно попадается на одну и ту же предновогоднюю приманку.
Ургант, Светлаков и прочие всем знакомые тв-личности вылезают на большие экраны, чтобы подарить зрителям то самое «праздничное» (после первых пяти раз кавычки более чем уместны) настроение.
Самое печальное тут то, что рождественский и новогодний кинематограф вызвал к жизни абсолютную классику мирового кино: «Квартиру» Уайлдера, «Эту прекрасную жизнь» Капры. Да даже «Ирония судьбы» Рязанова — все еще превосходная режиссерская, сценарная и актерская работа, несмотря на всю ежегодную телевизионную затасканность этой картины.
«Елки» — довольно халтурная попытка осовременить «Иронию», предпринятая Бекмамбетовым после крайне коммерчески успешного (но не менее халтурного) прямого сиквела «Иронии судьбы», выпущенного в 2007 году.
В итоге вместо новогодней классики нам из года в год просто предлагают глупую и безвкусную хайповую подделку.
Шестая часть была передана в руки самого Жоры Крыжовникова, одной из основных движущих сил сериала «Кухня» (это, наверное, хорошо) и режиссера и сценариста таких кинокартин, как «Горько!», «Горько 2» и «Самый лучший день» (а вот это как раз очень плохо).
Словом, наш автор Егор Парфененков решил отправиться в опасную экспедицию, подвергая немалому риску свой киновкус, чувство прекрасного и любовь к западному авторскому кино. Остается только пожелать ему удачи!
На сеансе (Егор Парфененков)
Ну, пошла жара!
Мой сеанс «Елок» начинается с этой случайно выкрикнутой из полного (суббота, все битком) зала фразы — потом все отрезает запущенный самопальный саундтрек. Признаюсь: я не смотрел все части этой (фран)шизы, однако на пару «Елок» меня все-таки смогли затащить в кино. Впечатления были самые разные, от простого «скучно» до полного фейспалма в случаях, когда концентрация бреда на экране набирала критическую массу.
От новых «Елок» я ожидал чего-то подобного: наполовину драму, наполовину абсурдную комедию в суровых (зато — новогодних!) реалиях современной России. Однако в этот раз у меня появилась звуковая защита — иммунитет от любых глупых шуток и написанных на коленке диалогов, отчего просмотр (возможно) хотя бы наполовину станет сносным.
Первые 15 минут: довольно скучно. Нас знакомят с ключевыми персонажами, от чего на экране одни диалоги и бытовые сцены (или бытовые сцены с диалогами). Но тут в наушниках начинает играть Get Out группы Archive, а фильм — генерировать монтаж YouTube-мемов.
Насколько я понимаю, одна из сюжетных линий (всего их 5) рассказывает о примерно 10-летнем мальчике-блогере. Он со своим папой клепает смешные видео, чтобы стать популярным и найти себе маму (умерла или просто ушла настоящая — в наушниках не ясно).
Да, маленький мальчик ищет себе случайную фейковую маму, записывая косплеи на Oven Kid и Waterflip Challenge. Почему бы и нет?
Смотрим дальше!
Трек: The Wombats — Kill the Director. Смысл песни идеально передает мое душевное состояние. Дед Мороз-киргиз вместе с беременной снегурочкой едут на тракторе справлять детские утренники. Сам утренник снят на камеру GoPro. Вся сцена — примерно 5-7 минут смачного, развесистого бреда. Пьяные тела отдали своих детей на попечительство двух авантюристов. Сами дети в основном поют, танцуют и бьют пришедших гостей.
Я начинаю мысленно подпевать The Wombats, ежесекундно скандирующим: KILL THE DIRECTOR, KILL THE DIRECTOR, PLEASE… и, совсем как хакер Эллиот, ловлю себя на опасении, что подпеваю вовсе не мысленно.
Гвоздь (во всех смыслах) программы в фильме — определенно Дмитрий Нагиев, причем это дебют телеведущего и звезды «Кухни» в серии «Елки». Его сюжетная линия связана с добычей настоящей, живой ели в лесу на пару со своим пасынком (природу связи между героями мне удалось разгадать по выражениям лиц). Пасынок — молодой тролль, который ТОЖЕ записывает Интернет-видео, на сей раз — видеоблог под названием «Выживание в диких условиях с дядей Юрой» (Юра — это Нагиев). Здесь также присутствуют определенные жир и вакханалия: то дядя Юра устраивает пожар, то валяется полуголый в снегу, то проваливается в прорубь.
В наушниках как раз — песня Avocado, Baby британской инди-поп группы Los Campesinos! , поэтому сцена получилась вдвойне забавной. Она как минимум сопоставима с официальным клипом на песню. Вот, кстати, посмотрите.
На других фронтах — елочные ветераны Ургант и Светлаков. У Евгения (героя Светлакова) в доме пожар, поэтому он вынужден перебраться к Борису (герою Урганта). В доме Урганта тоже начинают твориться… вещи. Дети Сергея понемногу разрушают новые аппартаменты, жена Бориса-Ивана бесится и хочет поскорее избавиться от непрошенных гостей.
Затем в квартиру вламывается медведь (из каких соображений, я не совсем понял), против которого персонаж Светлакова выходит с топором.
Как мне показалось со «своим» саундтреком, это прямая отсылка к «Сиянию» Стэнли Кубрика. Дело в том, что плейлист как раз добрался до Deadcrush из последнего альбома Alt-J. Представьте себе медведя, беззвучно орущего Светлакова с топором и вот этот трек. В конце этой арки квартира Урганта тоже сгорает, а Новый год герои отмечают на улице со спасенным из пожара телевизором, на котором зачитывает речь Президент РФ Владимир Путин.
Я медленно выхожу из зала под сингл Pixies — Where Is My Mind, — что не только идеально ложится на картинку, но и как нельзя лучше подытоживает все мероприятие.
После сеанса (Егор Парфененков)
Непатентованный метод Эллиота Алдерсона по снятию порчи и сглаза с окружающей действительности не подвел: отрицательных, болезненных ощущений у меня шестые «Елки» не вызвали — вообще никаких. В чем-то это заслуга наушников, в чем-то — Крыжовникова, решившего сделать акцент на драме, а не на комедии.
Между тем огнем, о котором я рассказывал выше, было очень много разговоров и скучных моментов. Но по тому же принципу я не испытал и положительных эмоций: большую часть «лора» я не понял, поэтому так и не смог до конца вникнуть в суть происходящих на экране событий.
В общем и целом эксперимент удался. Пусть я не получил от новых «Елок» сверхярких эмоций, но задачу-минимум выполнил.
Целью нашего опыта было доказать чисто техническую возможность сравнительно безболезненно высидеть сеанс, пока друзья и родные покатываются с приторных шуток Светлакова.
Лично мне всегда казалось глупой концепция «хейтуочинга»: нарочно смотреть плохие фильмы, чтобы затем поливать грязью в соцсетях или просто обсуждать со знакомыми. Зачем это все? Уж лучше и правда такой «лавуочинг», стремящийся к противоположному эффекту. Пусть «лав» в этот раз у нас не вышло (подкачал сам видеоматериал), плохое кино по крайней мере стало сносным.
В кино всего два компонента: картинка и звук. При помощи наушников мне удалось абстрагироваться от одного из них (а в «Елках» оба компонента провальны), тем самым понизив градус исходящего негатива примерно до порога терпимости.
Дальнейшие исследования в этом направлении, как мне кажется, могут вестись при помощи изоляции другого компонента, или даже двух сразу.
Хакер Эллиот из сериала «Мистер Робот» (который вам обязательно нужно посмотреть — не важно, как вы относитесь к «Елкам» и к нашей идее), несмотря на биполярность и шизофрению, научился «настраивать» свое окружение.
Отключение звука в шумных местах — только одна из его «сверхспособностей». Эллиот способен и на замену картинки на образы из собственного воображения, и на полный уход от реальности.
Поэтому в следующий раз мы можем сходить на какой-нибудь одиозный российский (да и не только) фильм, завязав себе глаза и улавливая лишь звуковой ряд и одновременно представляя, что он принадлежит фильму Тарантино или Дэвида Линча.
И это не предел! Возможен и просмотр с изоляцией и органов слуха, и органов зрения — в «наглазниках» и наушниках, — с попыткой уловить информацию о сюжете, саундтреке и видеоряде через вибрации пола и впереди стоящих кресел, или путем обнюхивания зала и находящихся в нем зрителей.
А что вы думаете по поводу подобных экспериментов «Канобу»? Следует ли их продолжать? Или с нашей стороны это безответственно и слишком опасно для будущего всего человечества? Делитесь в комментариях!