Первый взгляд на сериал «Последний министр». Политическая сатира от экс-кинокритика Романа Волобуева
В 2015 году Роман Волобуев написал сценарий и снял пилот сериала «Завтра» для телеканала «Дождь». Амбициозная черная комедия об оппозиционной левой партии, которая неожиданно побеждает на выборах в вымышленном 2018 году, позиционировалась как первый политический сериал в России. «Дождь» с помощью краудфандинга хотел привлечь на этот проект 18 млн рублей, но собрал лишь 1,3 млн, поэтому дальше пилота дело не двинулось.
Спустя 5 лет экс-кинокритик, теперь известный в большей степени как сценарист, Роман Олегович выпускает-таки политический сериал. Но не про оппозицию (повестка сменилась, времена не те), а про госслужащих. Впрочем, заглавная идиома «хотели как лучше, а получилось по-российски» осталась прежней.
Поклонник Аарона Соркина, в «Последнем министре» Волобуев взял лучшее — концепцию «Западного крыла» и идейных персонажей «Службы новостей». Однако бездушной калькой Запада сериал назвать язык не повернется.
Итак, 2016-й. Евгений Александрович Тихомиров, персонаж Яна Цапника («Праздник», «Братство», «День выборов»), неспешно шагает по дороге. Следом идет журналист с камерой и спрашивает у мэра города Малая Пышма, что произошло.
Судя по сирене «скорой» и дыму вокруг, случилось что-то серьезное, причем с целым городом. «А я знаю?» — вопрошает Тихомиров. — «Вчера ложился спать, он был: там улица Ленина была, а там памятник космонавту какому-то». На возмущение журналиста мэр бросит «Так получилось». Как узнаем позднее, город утонул.
И стиль общения с прессой, и словарный запас, и манера речи, и владение, так сказать, ситуацией выдает в Евгении Александровиче образ государственного чиновника средней руки. Мы видим таких же людей на фоне логотипов Госдумы, Совета Федерации и других госструктур, названий которых и не упомнишь. «Последний министр» с первых же минут старается играть по правилам: пытается быть понятным зрителю, работать в привычной для него системе символов.
2020-й. Из города Малая Пышма, улицы Ленина которого мы так и не увидим (во всяком случае в пилоте), равно как и памятника безымянному космонавту, наш герой переносится в настоящее.
В вымышленном министерстве с длинным названием «Министерство перспективного планирования и развития социально-экономической политики» освобождается вакантное место. Ну, как освобождается… Прямо на работе умирает прежний министр (Борис Невзоров — «Майор», «Дурак»).
Кому придет в голову назначать неудачника Тихомирова, загубившего целый город, на столь важную должность? Логичный вопрос, но логика — как в российской политике, так и в сериале о ней — не работает.
Балом правит Набережная и Площадь — две вышестоящие структуры, подозрительно напоминающие правительство и администрацию президента соответственно. Хотя любые совпадения случайны, сериал-таки художественный, а потому жонглирует метафорами.
В рамках заданной траектории Волобуев в «Последнем министре» иронизирует над всем подряд. Не так матерно, как Илья Куликов в «Мылодраме», но не менее дерзко. К слову, на фоне «Мылодрамы» сериал Романа Олеговича не выглядит вторичным. Однако замысел на первый взгляд похож: откровенного дурачка ставят во главе крупной структуры с целью ее развалить.
Отдельно Волобуев демонстрирует механику распространения слухов о назначении нового министра. От случайного слуха, подслушанного в лифте, информация проходит все стадии игры «Сломанный телефон» и превращается в факт, сомнений в котором ни у кого не возникает. Кажется, режиссер таким образом хочет закинуть удочку к своему следующему проекту для КиноПоиск HD «Кликбейт» — сериалу о деятельности Telegram-каналов.
Без стеснения и самоцензуры (благо на онлайн-платформы, в отличие от кино и ТВ, никто пока бочку не катит) в диалогах персонажей «Последнего министра» достается всем. Под раздачу попадут и «глупые» реформы Медведева, и деятельность министерств в принципе, и зашоренность служащих госаппарата, и пресловутая «мода» на семейные ценности. В первых двух сериях, помимо этого, вырисовывается линия смены старого на новое и последствий этих изменений.
На самоотверженной идейности героя Цапника и молодой практикантки Сони (Софья Лебедева — «МакМафия», «Бывшие», «А зори здесь тихие…») во многом, вероятно, и будет выстраиваться юмор ситкома Волобуева. Хотя и второй план с его неординарным колоритом образов и актеров, их воплощающих, также может вылиться в увлекательные второстепенные сюжетные линии.
Наверняка в новых сериях зрители больше узнают о двух заместителях министра Тихомирова — умной и волевой Нечаевой (Ольга Сутулова — «Троцкий», «Содержанки»), а также высоком и болтливом Викентьеве (Сергей Епишев — «Блокбастер», «Кухня»).
Какие еще инициативы придут в голову Тихомирову в новых сериях, дабы сделать жизнь русского народа еще лучше и, как следствие, веселее — остается только гадать. Человек, который читает ЖЗЛ Столыпина и вешает в своем кабинете портрет Петра Аркадьевича в момент его убийства анархистом Богровым, заслуживает внимание. Надеемся, первый сезон не закончится эпизодом, в котором Тихомиров идет в театр и повторяет судьбу знаменитого предшественника.