Первые впечатления от «Противостояния». Как самый эпичный роман Кинга сжали до миниатюры
Экранизации произведений Стивена Кинга давно пора выделить как отдельное направление кино. За долгие годы его творчества их накопилось столько, что хватит на энциклопедию. Далеко не все из них, к сожалению, выходят удачными.
Объемные повести и романы кажутся идеальным материалом если не для фильмов, то хотя бы для сериалов. На выходе зрители получают либо слишком много отсебятины («Под куполом»), либо точный, но скучный пересказ («Чужак»). Прошлая экранизация «Противостояния» 1994 года была снята по сценарию самого Кинга и вышла невероятно нудной (за исключением открывающей сцены).
Чтобы снова не потерпеть поражение, шоураннер Джош Бун сделал правильную вещь – умерил свои амбиции. Никаких вторых, третьих и десятых сезонов здесь не предвидится. У мини-сериала будет девять эпизодов, на которые в романе более чем достаточно материала.
Завязка проста: новый вирус выкосил почти все население США. Выжившие люди с иммунитетом собираются по зову некой матушки Эбигейл, обладающей телепатическими способностями. В видениях к ним приходит некий «темный человек», который желает переманить всех на свою сторону.
Создатели сериала выполнили два важных пункта: справились с огромным первоисточником (разные версии романа содержат больше 1000 страниц) и подобрали такой актерский состав, который вывез бы своим талантом интересных персонажей.
«Противостояние» вполне могло пострадать от той же проблемы, что и «Чужак» — быть невыносимо, зубодробительно скучным сериалом. К сожалению, неправильный темп может убить любую историю, даже если ее написал Стивен Кинг. Но The Stand двигается довольно бодро, хотя временами cюжету и стоило бы ускориться.
Тут, правда, стоит отметить, что развитие сюжета в сериале на вкус и цвет. Если вы не любите рваное нехронологическое повествование, постоянные флэшбэки скорее будут раздражать.
Проблема в том, что хронологический порядок событий в книге был использован не случайно. Кинг тоже постоянно переплетает линии разных персонажей, показывает эпидемию со многих точек. И это работает на общее напряжение, хоть сколько-нибудь накаляя обстановку.
В сериале с самой эпидемией как-то не задалось. Болезнь с ласковым прозвищем «Капитан Торч» не пугает ничем, кроме некрасивого второго подбородка. Конечно, смотреть на то, как герои хоронят своих близких, тяжело, но и это происходит слегка скомкано и не особо драматично. Как можно НЕ вызывать у зрителя дискомфорт и тревогу посреди реальной пандемии – загадка, но режиссерам и сценаристам это удалось.
Общая проблема «Противостояния» в том, что его масштаб не дотягивает до оригинала. Может, нас просто пресытили блокбастерами с массовой паникой и огромными пустыми городами — но середина сериала близится, а апокалипсиса все нет.
Ни один герой не испытывает реального одиночества или отчаяния, зловещие планы правительства показаны как-то мельком, а жизнь выживших в Колорадо вообще кажется раем. Все происходящее вызывает только одно слово-ассоциацию – техничность.
Поэтому конец света превратился в бурю в стакане, а эпичное противостояние кажется просто войной двух небольших коммун. Хотя у следующих эпизодов еще есть шанс это исправить.
Но, несмотря на все проблемы с размахом сериала, несмотря на общую стерильность и суховатость, он цепляет. Даже зная – а может, именно что зная — сюжет заранее, интерес все равно есть. Хочется увидеть следующие серии, дождаться Пиромана в исполнении Эзры Миллера, побольше посмотреть на главного антагониста и, наконец, получить реальную схватку.
Разнообразные герои — настоящее сокровище сериала, и тут одинаково хорошо постарались и сценаристы, и актеры. Одно перечисление каста способно поднять настроение: Александр Скарсгард против Вупи Голдберг, Джеймс Марсден, Джован Адепо, Нат Вулф, Кэтрин МакНамара, Дэниел Сунджата и еще много примелькавшихся в сериалах лиц.
Благодаря хорошему кастингу удались и типичный скучный протагонист, и инцел-писатель, и каннибал поневоле. Причем образы, написанные Кингом в 70-е, ничуть не устарели – в современном контексте они смотрятся даже лучше.
Из-за большого количества флэшбэков есть возможность как следует проникнуться всеми героями и насладиться актерской игрой. Не все линии одинаково интересны, а главные из них – условно, «доброго» и «злого» лидера – наоборот, несправедливо урезаны. Но Кинг основательно подошел к действующим лицам романа, и в целом они хорошо транслируются на экран.
Ради потрясающей харизмы Флэгга и интересного взаимодействия персонажей можно простить некоторые минусы новой экранизации. Главное, чтобы эти ожидания не обманули, но об этом можно будет судить уже только к концу февраля.