Первые впечатления от «Обломков». Простой, но изящный sci-fi-процедурал от создателя Almost Human
Добрая часть sci-fi жанра держится на взаимодействии землян с пришельцами всех сортов, мастей и настроений. Иногда человечество учится доминировать над ними, как в «Районе №9», иногда инопланетное вторжение совершенно необратимо, как в «Аннигиляции» Алекса Гарленда.
«Обломки» каким-то образом занимают нишу между «Аннигиляцией» и, как ни странно, «Секретными материалами». Это одновременно и неплохая интерпретация «злых и странных пришельцев из космоса», и интересный процедурал с напряженными моментами. Хотя саму сюжетную завязку сериала легче всего объяснить «Пикником на обочине» Стругацких (которых прекрасно знают за рубежом).
Задумка довольно проста: где-то над Землей (полностью похожей на нашу, обычную Землю) потерпел крушение космический корабль. Обломки разнесло по всей планете, и у них довольно быстро обнаружились необычные свойства. Месяцы спустя все земные спецслужбы поспешно собирают остатки корабля по разным углам Земли, чтобы они «не попали не в те руки».
В центре сюжета команда из двух таких оперативников, охотящихся за обломками – Финолы Джонс (Риэнн Стил) из Ми-6 и Брайана Бенвенети (Джонатан Такер) из ЦРУ. Международное сотрудничество оказывается приятнее, чем они оба ожидают: в первой же серии Финола с Брайаном говорят по душам и отлично ладят, так что есть больше времени на их интригующие приключения.
Дела для них действительно подбираются интересные, в меру пугающие, странные, но без перегибов. Дело в том, что каждый обломок корабля имеет свою особенность: например, в одной из первых сцен горничная отеля случайно трогает этот артефакт и тут же проваливается на четырнадцать этажей вниз. Так что фрагменты корабля несут опасность для окружающих – и очень ценны на черном рынке, который активно за ними охотится.
Создатели «Обломков» не перебарщивают с графикой, не эксплуатируют самые распространенные клише из подобных фильмов и сериалов. Телеканал NBC вряд ли может похвастаться бюджетом блокбастеров, так что все эффекты здесь расходуются скупо и с умом. Даже самих пришельцев в кадре нет, по крайней мере, в первых двух сериях.
Зато есть не слишком страшные, но определенно щекочущие нервы вещи – летающие над поверхностью земли тела, ползущий через весь город холодильник или встреча один на один со своим двойником.
Главные герои «Обломков» делятся, как это часто бывает, на так называемых «скептика и верующего», но очень условно. Персонажи пусть и получились немного одномерными, но здорового скептицизма и одновременно способности удивляться, чувствовать и сопереживать обоим хватает. Так что из Финолы и Брайана не выйдет вторых Малдера и Скалли, но это и к лучшему.
Разделяют их другие факторы: опыт и род деятельности. Отец Финолы был одним из первых ученых, увидевших обломки. После его смерти женщина решила продолжить его дело, рассматривая все происходящее под научным углом. Из-за этого Финола не всегда успевает вовремя остановиться – в первой серии она попадает под воздействие осколка (впрочем, во второй достается и Брайану).
А вот ее напарник-американец давно работает на ЦРУ и имеет за плечами военную карьеру. Это делает Брайана более собранным и жестким, но не черствым. На проводе у него постоянно коллеги, которые параллельно ведут секретное расследование – настолько секретное, что о нем не должен знать никто, даже Финола.
Это еще одна легкая смута и интрига, которой хватит максимум на сезон. И все-таки, из-за нее наблюдать за взаимодействием героев интереснее. А Джонатан Такер гениально выдерживает все моменты, когда напарница открывается его персонажу – а он в ответ нет-нет да притормаживает, будто хочет раскрыть ей неприятный секрет. Но потом Брайан моргает, вздыхает и стряхивает этот момент, как ни в чем не бывало.
Огромный плюс «Обломков» именно в ставке на игру актеров и относительной простоте сюжета. На одну серию приходится одно дело, одна главная интрига и цельная история – этим и хороши процедуралы. Причем построены эпизоды действительно хорошо, цепляя на уровне крепкого триллера; чего стоит одна только сцена с параллельным страданием трех клонов.
Потенциал таких шоу обычно иссякает не раньше 2-3 сезона, поэтому сейчас «Обломками» наслаждаться самое время. Кроме того, это идеальный бенефис для Такера. Актер и так находит шанс блестяще себя показать, например, в «Королевстве», «Американских богах» или «Мире Дикого запада».
Но роль Брайана – роль первого плана – практически написана под него. И даже если нагнетание интриги в «Обломках» в итоге разрешится слабым финалом, сериалу стоит дать шанс хотя бы ради Такера.