Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
15 ноября на Netflix вышел 4 сезон грандиозной британской эпопеи «Корона» (The Crown). Джиллиан Андерсон достался нетипичный для нее образ Маргарет Тэтчер — знаменитой Железной леди. Оглядываемся на актерский путь Андерсон и в хронологическом порядке вспоминаем главные роли, за которые мы ее любим.
15 ноября на Netflix вышел 4 сезон грандиозной британской эпопеи «Корона» (The Crown). Джиллиан Андерсон достался нетипичный для нее образ Маргарет Тэтчер — знаменитой Железной леди. Оглядываемся на актерский путь Андерсон и в хронологическом порядке вспоминаем главные роли, за которые мы ее любим.

Дана Скалли — «Секретные материалы» (The X-Files)

Есть ли жизнь после Скалли? Лучшие сериалы Джиллиан Андерсон, включая «Корону»

В самом известном ее сериале Джиллиан Андерсон досталась неблагодарная роль. Скалли – вечный скептик, что уже после пары «монстров недели» выглядит очень глупо, не говоря уж о постоянных встречах с инопланетянами (и вообще – Неведомым) в той мыльной опере, что творится в основном «сюжете» The X-Files.

Это можно было как-то компенсировать интересными личными отношениями героини, но и в этом плане Дана Скалли – абсолютная пустышка. Она ведет такой же монашеский образ жизни, что и ее коллега Малдер, и худшие серии «Икс-файлов» связаны с попытками сценаристов навязать Скалли мужчину или вообще – сексуальные отношения.

Что же остается, из чего сделан этот, возможно, самый известный женский образ на мировом телевидении? Почему персонаж Скалли и игра Андерсон завораживают даже сейчас, в 2020-м? Почему она остается непревзойденной после всех имитаций и последовательниц вроде героини Анны Торв в «Грани» и «Охотнике за разумом» или Мирей Инос в «Убийстве»? Дело в том, что Андерсон — молодая, талантливая, театральная актриса, оказавшаяся в практически безвыходном положении — выстроила всего персонажа на нюансах, на мельчайших деталях поведения. На этом держится настолько же психологически комплексный, насколько и беспрецедентный для ТВ и кино образ.

Скалли – это поворот головы, манера скрещивать руки на груди, своеобразная минимальная мимика, в которую за 11 сезонов сериала входит, насколько я помню, всего одна невеселая кривоватая улыбка. Это одежда, прическа, макияж, которые выстроили вокруг этого потрясающего перформанса создатели сериала (на то, чтобы сделать из Джиллиан Скалли, в гримерном трейлере уходило по несколько часов). Это голос — интерпретация сухих медицинских терминов и откровенного бреда на странице сценария, с которой настолько успешно справлялся разве что Хью Лори в «Хаусе».

Ну и внешность, конечно, – на мой взгляд, в 3-5 сезонах «Материалов» Андерсон была не просто самой красивой актрисой, но самой красивой женщиной мира. Но личная красота – последний гвоздь, который Скалли забивает в голову зрителя. Мало ли было красивых актрис в сериалах. А вот настолько узнаваемых больше и не было.

Автор: Александр Башкиров

Стелла Гибсон — «Крах» (The Fall)

Есть ли жизнь после Скалли? Лучшие сериалы Джиллиан Андерсон, включая «Корону»

Сразу оговоримся, что весь образ Стеллы Гибсон в британско-ирландском криминальном шоу – это анти-Скалли еще на уровне сценария. Это сознательная полемика Андерсон с собственным самым известным образом, в который ей помогает шоураннер сериала Алан Кубитт (писавший Стеллу специально под Джиллиан).

Суперинтендант Гибсон – блестящий профессионал, ищейка, компетентно и неутомимо идущая по следу отмороженного маньяка в Белфасте. При этом она ведет беспорядочный образ жизни – выпивает, цепляет в баре случайных мужчин и вообще производит шокирующее впечатление на женщин-коллег, которым приходится «избавляться от доказательств» бурных вечеров Стеллы. Образ выстроен куда более реалистично, чем в «Секретных материала» — давление ужасов, с которыми Гибсон каждый день встречается на работе, получает разрядку в ее ночных похождениях.

Если бы это был персонаж-мужчина, никто бы и бровью не повел – но для женщин подобные образы для того (да и нашего времени) были настолько редкими, что Стеллу называли главным феминистским персонажем на телевидении и лучшим героем ТВ со времен Тони Сопрано.

Трудно представить, что двух таких разных женщин, как Скалли и Гибсон, может сыграть одна и та же актриса. Причем Андерсон не то чтобы создала радикально другой образ – Стелла не сильно отличается от поздней Даны в плане одежды, прически или сдержанности мимики (даже в самых неформальных и нерабочих ситуациях). Она с нуля перестроила всю актерскую технику, на которой держится персонаж – на протяжении многих лет избавлялась от «костылей», на которых стояла Скалли, чтобы снова создать образ из полутонов и нюансов, но теперь – совсем другой направленности.

Приятный бонус – аутентичный ирландский акцент Андерсон, которая провела в Британии не меньше времени, чем в США, и является чуть ли не единственной американской актрисой, способной убедительно играть британок (обычно, как мы знаем еще по Скарлет О’Харе, все обстоит наоборот).

Автор: Александр Башкиров

Беделия дю Морье — «Ганнибал» (Hannibal)

Есть ли жизнь после Скалли? Лучшие сериалы Джиллиан Андерсон, включая «Корону»

На самом деле, после успеха «Секретных материалов» Андерсон не уходила с экрана – но популярность все-таки приходила к ней в две волны. Неплохие работы в фильмах и британских сериалах («Последний король Шотландии», «Большие надежды») все же сложно назвать заметными. «Крах» удачно напомнил, что талант у актрисы рассчитан на большее, чем одно-два амплуа.

Еще один важный шаг в ее своеобразном камбэке – роль Беделии дю Морье в «Ганнибале». В отличие от Стеллы, героиня изначально была написана под другую актрису, но Андерсон умело и элегантно сделала ее своей. Хотя в сериале уже есть Уилл Грэм, героиня все равно похожа на своеобразный оммаж на Клариссу Старлинг – единственную женщину, способную бросить вызов Ганнибалу Лектеру. Фуллер поднял ее на один уровень со злодеем и сделал психотерапевтом.

С первого появления в сериале становится понятно, что Беделия гораздо ближе к поздней Клариссе в исполнении Джулианны Мур. У той героини тоже установилась более интимная, более порочная связь с Ганнибалом: в конечном итоге они стали любовниками. Эта интерпретация, кстати, сильно не понравилась автору книг о Лектере Томасу Харрису, но дю Морье в книгах и нет.

Андерсон наполнила образ Беделии одновременно бурной сексуальностью и сдержанностью. Их отношения с Лектером замешаны на мнимой дистанции между доктором и пациентом и крайнем любопытстве, граничащем с безумием. Вместо попытки понять или вылечить психопата, который попал ей в руки, Беделия ему потворствует. Эта героиня постоянно балансирует между нейтральным наблюдателем, жертвой Ганнибала и его сообщницей.

Выделяться на фоне Миккельсена тяжело, но Андерсон с этим успешно справилась: у нее та же спокойная, но тяжелая энергетика и присутствие, заставляющее прилипнуть к экрану. Они выгодно выделяют ее на фоне других женских персонажей cериала. Хотя к ним, надо сказать, сценарные решения были более жестоки.

Джин Милберн — «Сексуальное просвещение» (Sex Education)

Есть ли жизнь после Скалли? Лучшие сериалы Джиллиан Андерсон, включая «Корону»

Можно сказать, что большинство образов Джиллиан держится либо на рациональном скептицизме, либо на ее привлекательности. А чаще всего и на том, и на другом сразу.

Джин Милберн тоже поставила галочки по обоим пунктам, но однозначно стала очень расслабленным образом для Андерсон. Подростковое шоу, обходящее стороной инопланетян, серийных убийц и напряженный психологизм – отличный повод сменить направление и разбавить фильмографию.

В сериале она играет раскрепощенного секс-терапевта и по совместительству маму главного героя (Эйсы Баттерфилда), которая предельно с ним честна и открыта. Ирония в том, что Джин вырастила идеального клиента своей профессии — закомплексованного девственника с сексуальными фобиями, который не может мастурбировать, а при попытке заняться сексом вообще страдает от панических атак.

Актриса в кои-то веки показана в семейной обстановке, хоть и довольно нестандартной: дом завален фаллосами и картинами из камасутры, а стоны матери прекрасно слышны в комнате сына. При этом жанр комедии очень идет Андерсон: Джин вышла самоироничным секс-символом, эдаким ответом всем ее фанатам еще со времен Скалли.

С одной стороны, поклонники получают обучающее видео с любимой актрисой и огурцом, с другой – в персонаже при этом достаточно глубины и драмы, которые сложно игнорировать. А те самые мелкие, но очень важные нюансы в актерской игре Андерсон не дают ей скатиться в типичную MILF.

В какой-то момент Джин Милберн становится заложницей своего образа жизни, и это очень похоже на саму Джиллиан, слегка застрявшую в старом амплуа. А еще отлично подходит общему тону сериала – в каждой его шутке есть только доля шутки.

Маргарет Тэтчер — «Корона» (The Crown)

Есть ли жизнь после Скалли? Лучшие сериалы Джиллиан Андерсон, включая «Корону»

Первая женщина-премьер в Европе, главный критик королевской семьи и невероятно жесткий реформатор – все это Маргарет Тэтчер. Ее долгое пребывание на посту (1979—1990 годы) постоянно приводило к забастовкам, недовольству и волнениям, пусть и здорово повлияло при этом на экономику Великобритании.

Смерть Тэтчер для ее противников была таким радостным событием, что оно получило своеобразный гимн в виде песни «Дин-дон, ведьма умерла!» (Ding Dong! The Witch is Dead) из фильма «Волшебник страны Оз».

Ее появление в британской исторической эпопее «Корона» было вопросом времени и подходящего сезона. Выбрать на роль Тэтчер одну из самых обаятельных и привлекательных актрис из этого возрастного диапазона – неожиданное и сильное решение. На YouTube легко найти интервью с самой премьер-министром: сухая, сдержанная женщина, образец британской чопорности, смешанной с напористостью рабочего класса. Словом, полная противоположность актрисы.

И все же Андерсон справилась с задачей блестяще. В самом начале сезона Тэтчер побеждает на выборах, приступает к своим обязанностям и тут же разочаровывается в королеве и ее окружении. Пока страна отчаянно нуждается в переменах, ее самые важные представители развлекаются в Шотландии и бездействуют (как им, на самом деле, и положено). Это противопоставление монархии и реальной власти в основном держится на двух актрисах, Андерсон и Оливии Колман, играющей королеву Елизавету II. И от их противостояния сложно оторваться, даже если не симпатизировать ни одной из сторон.

Американка по происхождению, Джиллиан Андерсон в очередной раз показала потрясающее умение имитировать британский акцент. Только тут задача была сложнее, чем в «Крахе»: актрисе нужно было воспроизвести знакомый всем надрестнутый голос и специфическую манеру речи Тэтчер. По возможности стоит смотреть «Корону» без озвучки, игра актеров и попадание в прототипы в сериале потрясающее. Одна принцесса Диана в 4 сезоне может составить конкуренцию всему касту.

Андерсон не очень похожа на Тэтчер внешне, но созданной «Короной» реальности это и не нужно. Здесь важнее внимание к деталям, умение уловить суть исторической личности и сделать нечто большее, чем удачную карикатуру или пародию. Кому еще с этим справиться, как не нашей Скалли, узнаваемой по одному повороту головы.