21 декабря 2020

Рецензия на «Полночное небо». Слабый голливудский sci-fi от Джорджа Клуни

23 декабря на Netflix выходит научно-фантастическая драма Джорджа Клуни «Полночное небо» (The Midnight Sky). Помимо режиссуры он играет одинокого ученого Августина, выжившего в постапокалипсисе. Августин должен выполнить свою последнюю миссию и спасти экипаж космического корабля. Посмотрели фильм и объясняем, почему он удался по части драмы голливудских масштабов, но сильно отстает в жанре научной фантастики.
23 декабря на Netflix выходит научно-фантастическая драма Джорджа Клуни «Полночное небо» (The Midnight Sky). Помимо режиссуры он играет одинокого ученого Августина, выжившего в постапокалипсисе. Августин должен выполнить свою последнюю миссию и спасти экипаж космического корабля. Посмотрели фильм и объясняем, почему он удался по части драмы голливудских масштабов, но сильно отстает в жанре научной фантастики.

Отношения человека с космосом и самим собой – это благодатная почва для кино в наши дни. Если раньше исследование Вселенной было более «гиковой» темой, то сейчас полеты в космос стали банальной реальностью. Поэтому и режиссеры стали больше засматриваться на звезды, упражняясь с их помощью в разных жанрах. О постапокалипсисе и говорить нечего – ему посвящены сотни фильмов.

Поэтому у «Полночного неба» заранее была большая конкуренция. Тем более, что фильм падает в неясную нишу между «Гравитацией» с тем же Клуни и «Светом моей жизни» Кейси Аффлека. По сюжету мир поразила неизвестная катастрофа, которая сделала Землю практически непригодной для жизни.

Единственный известный зрителям выживший – Августин (Джордж Клуни), оставшийся на полярной станции с маленькой девочкой. Он сам отказался покидать свое место работы, подумав, что кому-то может понадобиться его помощь. Все остальные работники станции эвакуировались.

Августин как в воду глядел: к земле летит исследовательский космический корабль «Эфир». Экспедиция в составе Салли (Фелисити Джонс), Тома (Дэвид Ойелоуо), Майи (Тиффани Бун) и еще нескольких астронавтов изучала спутники Юпитера. Теперь их миссия завершена, и они готовы вернуться домой. И только Августин может рассказать им, что дома больше не существует.

Основой для сюжета стала книга Лили Брукс-Долтон «Доброе утро, полночь». И банальное «книга была лучше» заставляет особенно придираться к фильму. У адаптации не получилось зачерпнуть так же глубоко; Джордж Клуни и сценарист Марк Смит очень сильно сместили акценты. Из-за этого смещения картина резко потеряла в качестве по многим пунктам.

В романе Брукс-Долтон очень дотошно – местами даже слишком – рассказывается о переживаниях двух главных героев. Августин и Салли на протяжении всей книги связаны друг с другом, их пути развиваются параллельно. Но все их мысли, чувства и метаморфозы теснейше связаны с другим главным героем – космосом.

С одной стороны оказывается черствый, никогда не знавший реальных чувств ученый, с другой – женщина-астронавт, не уверенная в своем выборе жизненного пути. При этом оба они очарованы мыслями о бескрайней вселенной, оба находят в звездах личное спокойствие.

Рецензия на «Полночное небо». Слабый голливудский sci-fi от Джорджа Клуни - фото 1

Роман заставлял недоумевать, почему из всех жителей Земли выжить удалось именно этому, прямо скажем, малоприятному мужику. Но Августин в фильме гораздо добрее и человечнее, к тому же, его снабдили онкологической болезнью – придется сочувствовать. Это делает его линию скучной: типичный протагонист, который сквозь физическую боль идет спасать человечество.

Линия с экипажем «Эфира» удалась больше. В книге у них был настоящий «медовый месяц» с Юпитером. Экспедиция на долгое время думать забыла о родной планете, побросала свои обязанности и находилась в своеобразном трансе. Его смогло прервать только то, что командные центры с Земли неожиданно замолчали.

Вместо этого Салли и другие астронавты хотят вернуться домой. Они мыслят обычными, человеческими категориями: никаких интимных и глубоких отношений с космосом здесь нет. К сожалению, с тем же успехом они могли бы возвращаться, например, после миссии на глубоководной станции. И это большой минус с точки зрения жанра. Видно, что создатели фильма тоже мыслили обычными категориями.

Рецензия на «Полночное небо». Слабый голливудский sci-fi от Джорджа Клуни - фото 2

Тем не менее, Джордж Клуни как режиссер умеет построить и драму, и экшен – критики любят его «Мартовские иды», а мини-сериал «Уловка-22» вышел просто блестяще. К фильму сложно, да и бессмысленно придираться относительно темпа, визуального сопровождения или атмосферы. Операторская работа и виды полярной ночи бесподобны, как и изображение космоса. «Полночное небо» может умилить, где нужно, подержать в напряжении, дать надежду – в общем, он правильно и красиво играет на чувствах.

Актеры отлично справляются со своими ролями, а у Фелисити Джонс получился в какой-то мере нетипичный образ. В отличие от других женщин в космосе (включая, кстати, ее Джин Эрсо в «Изгое»), Салли получилась более мягкой и человечной. Джорджа Клуни тоже вряд ли кто-либо назовет плохим актером, а его Августин выполняет ровно ту функцию, что заложена по сценарию.

Рецензия на «Полночное небо». Слабый голливудский sci-fi от Джорджа Клуни - фото 3

Но спустя уже полчаса после просмотра появляется слишком много неулаженных технических вопросов. Возможно, обычный зритель не будет их задавать – хотя хочется верить, что у массовой аудитории достаточно опыта, чтобы почувствовать неладное.

Условия постапокалипсиса очень шаткие, и даже сам факт того, что Земля, фактически, умерла вместе с ее жителями, вызывает у героев удивительно мало рефлексии. Если даже героев конец света не впечатляет, то почему должен впечатлить нас?

В качестве отвлеченной драмы «Полночное небо» вполне работает. Однако смотреть его сложно, если у вас есть любовь к космическим фильмам и желание посмотреть действительно сильный sci-fi. И на фоне гораздо более продуманных фильмов-соперников фильм Клуни просто теряется – он только заигрывает с жанром, но так и не заводит с ним роман.

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Messiah
Messiah
Рецензию прочитал кусками, ибо заинтриговали фильмом, прочту нормально когда оценю кинокартину сам) Заочно коза, за знакомство с произведением и за Клуни.
Obe 1 Kanobu
Obe 1 Kanobu
Одному мне уже по трейлеру показалось, что Клуни сильно копирует Оскара Айзека из Ex Machina?Так же привлекло внимание, что астронавтку играет "та баба из Изгоя Один". Спасибо Канобу, напомнили имя актрисы - Фелисити Джонс.