Первые впечатления от «Ниер: Автомата — Версия 1.1а».Самый лучший экзистенциальный кризис стал аниме
Игра NieR: Automata, разработанная PlatinumGames под руководством автора серии Йоко Таро, и выпущенная Square Enix в 2017 году – проект непростой. Помимо 2B и A2 в открытых нарядах, из-за которых героини стали в интернете мем- и секс-символами одновременно, в сюжете было много других персонажей и подтекстов, затрагивающих множество тем. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев, хорошо знакомый с оригиналом, рассказывает о том, удалось ли аниме-адаптации «Ниер: Автомата — Версия 1.1а» (NieR: Automata Ver 1.1a) передать всю комплексность игры.
Важно отметить, что на момент написания статьи вышло только 3 серии сериала. Всё остальные пришлось перенести из-за пандемии коронавируса. Йоко Таро, также работающий над аниме-сериалом, прокомментировал ситуацию, попросив фанатов подождать.
О чём была игра NieR: Automata
NieR: Automata, на первый взгляд, – простой экшен, в котором главными героями выступают обворожительная 2B и её помощник 9S. Персонажи в плотных чёрных костюмах являются андроидами, отвоёвывающими планету ради человечества, скрывшегося на Луне. Бежали люди из-за того, что когда-то давно на Землю прилетели инопланетяне, оставив после себя разрушения и полчища смертоносных роботов. На первый взгляд может показаться, что это типичное японское произведение – намешано всего понемногу. С одной стороны, это действительно так. Но NieR: Automata не просто игра про сексуального андроида в фетишистком наряде (это лишь один из элементов проекта, но далеко не единственный и не главный). NieR – целая франшиза, в которой выстроен сложный драматический и философский мир.
У NieR: Automata есть предшественник, получивший переиздание в лице NieR Replicant ver.1.22474487139. Автор серии, Йоко Таро, работал и над другими проектами франшизы, поэтому истории этого мира представлены на разных медиа. Например, в театральных постановках и аудио-драмах. Но и это ещё не всё! Сама серия NieR появилась из «шуточной» концовки одной из игр в серии Drakengard. Поэтому в приключениях 2B и 9S очень много отсылок и намёков на иные произведения – игра получилась интертекстуальной. Из-за чего природа NieR может показаться сложной, а для кого-то и вовсе непостижимой.
Но NieR: Automata построена так, что в неё сможет играть и втянуться абсолютно незнакомый со вселенной игрок. В каждом творении Йоко Таро есть новый герой, для которого «пасхалки из прошлого» незнакомы. И если ему важно узнать о них подробнее, то он погружается в них одновременно с игроком.
NieR: Automata полна философских размышлений на абсолютно разные темы. Повествование, пусть и сосредоточено на какой-то борьбе каких-то андроидов с какими-то роботами, наделено огромным количеством подтекстов и смыслов. Для кого-то это упростит погружение в сюжет, а некоторых может только оттолкнёт. Однако игра не требовательна к большому количеству знаний, начитанности или насмотренности. Но те, кто знаком с философией и многими произведениями (не конкретными, а вообще) будет очень сильно вознаграждён.
NieR: Automata – это искусство. Это пример того, как видеоигры могут обладать удивительным геймплеем, но быть чем-то большим, чем просто развлечением.
Игроки пытаются разложить смысл и пасхалки игры во множествах видеоэссе и разборах, об игре говорят и помнят спустя годы, а это большое достижение – не каждый проект может похвастаться таким успехом.
NieR: Automata не так проста ни в плане формы, ни в плане содержания. Поэтому самая большая загадка в том, удалось ли студии A-1 Pictures передать всё то, что делало игру столь особенной. Ведь у аниме и игры разные инструменты для вовлечения, и то, что работает в одном медиа, не работает в другом.
Как работает адаптация «Ниер: Автомата — версия 1.1а»
Судя по всему, сериал NieR: Automata Ver 1.1a пошёл по единственному верному пути – аниме одновременно покадрово воссоздаёт сцены из игры, и при этом меняет ход сюжета. Некоторые события представлены иначе, ряд сцен идёт в иной последовательности, меняя и обновляя знакомый сюжет. А часть персонажей получила больше экранного времени. В общем, проект делает всё то, что и должна хорошая адаптация – даёт чему-то знакомому расцвести в новом формате.
Первая серия представляет собой один большой фансервис, потому что полностью повторяет события пролога из Nier: Automata. 2B и 9S встречаются на заводе, где сталкиваются с сильным сопротивлением машин. Ситуация выходит из под контроля, поэтому они жертвуют собой. Но это не убивает их, ведь они не люди: их данные просто загружаются в Бункер, убежище Yorha, – космический корабль элитного подразделения андроидов.
Но дальше различий между игрой и аниме становится больше. Во-первых, ещё в первом эпизоде содержится пара новых сцен, а 2B говорит другие сюжетно-важные фразы. Во-вторых, NieR: Automata содержал в себе катсцены с кукольным театром. В игре они задавали контекст для происходящего и были раскиданы на протяжении всей истории, будто это бонус за прохождение. Аниме же объединило сразу несколько постановок, посвятив половину второй серии другим персонажам. И это абсолютно потрясающий ход, который только укрепляет нарратив: повествование становится более цельным и даже понятным, несмотря на множество скрытых подтекстов.
В-третьих, в сериале больше времени уделено знакомству с обычными андроидами. В игре они представлены болванчиками, сидящим в одном месте. А в аниме они активнее взаимодействуют с миром и героями, что делает их «живее», а также лучше их раскрывает.
То, откуда растут эти изменения, догадаться нетрудно: нет сомнений в том, что ко всему причастен Йоко Таро. Создатель этой франшизы очень её любит и ценит, а потому вряд ли бы позволил кому-то ещё вносить правки в его произведение. Его участие в работе над аниме подвергнуть сомнению невозможно – он даже принимает участие в миниатюрах с куклами. Эти дополнительные сцены разворачиваются после эндинга, и они выполняют сразу несколько задач: куклы прямым текстом раскрывают некоторые подробности мира и сюжета, а заодно… Шутят. Подобное было в одном из сериалов в серии Ghost in the Shell, в котором машины Татикомы имели целую рубрику. Смотрится весело, а что самое главное – так A-1 Pictures адаптировали множество концовок в игре, так как в NieR: Automata можно «шуточно» завершить сюжет раньше положенного.
Как аниме использует разные элементы игры
Сериал не стал придумывать ничего нового, а потому полностью перенёс музыку из игры в свой собственный саундтрек. Для фанатов оригинала это просто сказка – события на экране буквально погружают в такое чудное состояние, в котором вспоминаешь то, как всё это уже проходил. Просто на этот раз всё динамичней, изящней, герои сами знают что делать, да и камера не прикреплена к спине персонажа, а выбирает самые лучшие ракурсы. Даже несколько сцен перерисованы чуть ли не покадрово! Но для тех, кто в NieR: Automata не играл, аниме подарит возможность просто насладиться отличными композициями. И, скорее всего, в шоу по-новому представят финальные титры с потрясающей заключительной песней. Ведь она даже спустя годы будоражит воспоминания и вызывает самые яркие эмоции у тех, кто знает, с чем она связана.
Шутки шутками, но при просмотре NieR: Automata Ver 1.1a не стыдно предаться ностальгии и, глядя на экран, ляпнуть что-то в духе: «Я был там».
Один огромный и смешной слон в посудной лавке – графика. Аниме, кажется, настолько сильно решило повторить игру, что местами демонстрирует уникальной убогости картинку. Касается это большинства 3D-моделей, которыми представлены летательные аппараты персонажей. Но это было бы не так страшно, если бы внутри этих машин не демонстрировали главных героев, которых тоже заменили на неказистые модельки.
Выглядит это ужасно — будто портативные истребители переносят с собой труп. Это настолько плохо, что не вызывает ничего, кроме смеха.
У авторов были все возможности избежать этой ситуации. Разумеется, отрисовывать сложные механизмы не просто, поэтому добавить их компьютерной графикой было правильным решением. Неправильным было демонстрировать 2B и 9S внутри этих махин! Неужели никто во время работы над проектом не подумал об этом, а в итоговом варианте попросту не заметил? Если у A-1 Pictures не получалось красиво отобразить героев внутри своих летательных аппаратов, то сцене было бы достаточно просто изменить ракурс. Это, пожалуй, лишнее доказательство того, что студия Mappa с Chainsaw Man на несколько голов превосходит большинство японских студий, решивших использовать 3D-модели. Исключением можно назвать только аниме Trigun: Stampede от Orange, но о нём стоит подробно рассказать в другой статье.
Итог: многообещающая экранизация
На данный момент аниме полностью не вышло — все «благодарности» стоит адресовать пандемии коронавируса. Однако, вышедших трёх серий достаточно для того, чтобы оценить подход авторов к адаптации игры. Получилось, одним словом, восхитительно.
Первые три серии и дружелюбнее к новичкам, и для фанатов припасли много сюрпризов. A-1 Pictures не побоялась как своими силами перерисовать одни сцены, но полностью изменить другие. Это смелый, правильный подход, ведь авторы используют своё преимущество: время.
У них была возможность оценить то, что работало в игре, как это перенести в сериал, что можно улучшить или изменить. И на данный момент видно, что подобная работа была проделана и выполнена она хорошо.
NieR: Automata Ver 1.1a выглядит и звучит отлично. Бои красивые и выразительные, ведь A-1 Pictures раньше работала над франшизами Sword Art Online: Memory Defrag и «Госпожа Кагуя: в любви как на войне — Первый поцелуй никогда не заканчивается» (Kaguya-sama wa Kokurasetai: First Kiss wa Owaranai). В SAO, несмотря на большую динамику и частые бои, качество изображения часто было удручающим. А в «Кагуе», пусть аниме и про романтику, местами бывали абсолютно безумные моменты — шуточные зарисовки часто выглядят отменно, а один из эндингов просто очень красивый.
Судя по всему, адаптация NieR постаралась унаследовать лучшее из прошлых проектов студии. Единственная существенная проблема кроется в некоторых 3D-моделях, которые настолько плохи, что вызывают смех.
Тем не менее, пока что ощущения от сериала очень хорошие. Если так дальше и продолжится, то A-1 Pictures может создать выдаюшийся проект. Опять же, это мнение основано на первых трёх сериях — NieR: Automata Ver 1.1a может продолжить держать планку качества, повысить её или вовсе уронить. О качестве проекта стоит судить только после его релиза, что было доказано на примере «Аркнайтс: Прелюдия к рассвету» (Arknights: Reimei Zensou), у которого тоже первые три эпизода хороши, а последующие оказались вялотекущим и некрасивым зрелищем, способным усыпить что кривыми боями, что нелепыми диалогами.
Я немного рассуждал о том, с чем можно сравнить NieR: Automata Ver 1.1a для лучшего понимания у тех, кто с серией не знаком. Первая же мысль, которая пришла прямо во время просмотра, а потом укоренилась: NieR: Automata Ver 1.1a — это более динамичный и понятный «Эрго Прокси» (Ergo Proxy). Потом уже появились ассоциации с «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), «Евангелион» (Shin Seiki Evangelion) и ещё парочка аниме, схожими с «Ниер» лишь некоторыми элементами. Опять же, в будущем могут появиться новые идеи для сравнений, но пока что других аналогов подобрать не удалось.