Первые впечатления о сериале «Комплекс бога»: красивый психологический триллер о желаниях и пороках
Третьего февраля на Kion начался показ психологического триллера «Комплекс бога». Редактор «Канобу» Карина Назарова делится своими впечатлениями от просмотра первых двух серий и подробно рассказывает, как шоураннерам удалось из вполне типичной для криминального жанра завязки сделать нечто интересное.
«Комплекс бога»
Премьера: 3 февраля
Режиссёр: Флюза Фархшатова
В ролях: Кирилл Кяро, Даниил Страхов, Шамиль Хаматов, Николай Шрайбер, Михаил Тройник, Ольга Лерман, Ирина Леонова
Кому смотреть? Поклонникам криминального жанра и сериала «Ганнибал», ценителям нуара и адептам психоанализа
О чём?
В «Комплексе бога» мы наблюдаем за детективом, расследующим исчезновение девочки и психотерапевтом потенциального маньяка. Это отличное соседство для криминального сюжета, ведь оба героя используют дедуктивный метод, чтобы построить цепь причинно-следственных связей. Они оба выявляют скрытые мотивы человека, обращаясь к уликам его бессознательного – к поступкам и словам.
Но если детектив работает с невидимым образом преступника и может отстраниться от злодея, у психотерапевта и его пациента во время сессий создаётся одна психическая реальность на двоих – они становятся неразрывны.
История начинается со сцены скучного ужина. В ресторане собрались пианист мирового класса Константин Зобнин, его бывшая беременная жена, их дочь Соня и парочка близких друзей. Пока взрослые болтали о своём, девочка сбежала за пределы ресторана. Побег ребёнка показан урывками – это лишь представленные воспоминания свидетелей, оказавшихся на скамье допроса. Стилистически удачный ход, который представляет событие с субъективных точек зрения, позволяя истине ускользнуть и остаться незамеченной. Но в одном из воспоминаний камера успевает поймать странный взгляд отца, словно одобряющий действие девочки, но кому принадлежит эта рецепция событий остаётся загадкой.
Вскоре девочку найдут мёртвой на городской свалке, а в морге не досчитаются пары частей её тела. Это не первый случай подобной жестокости за последнее время – в городе орудует маньяк. Константин сразу попал под подозрение. Отец не кажется расстроенным, он продолжает давать большие концерты, жить прежнюю жизнь. Но на детекторе лжи на вопросах о насилии над дочерью покрывается потом, нервничает, трясётся и врёт.
Параллельно следствию развивается основная сюжетная линия, посвящённая амбициозному психотерапевту Алексею (Кирилл Кяро) и его новому пациенту – успешному бизнесмену Владимиру Нестерову (Даниил Страхов). Незадолго до обнаружения тела Сони, Нестеров решил начать психиатрическое лечение. Его мучают деструктивные желания и галлюцинации. Он хочет найти источник проблемы и поскорее исцелиться, а главное – исповедаться без последствий. Но в правилах о психиатрической тайне есть одно веское исключение – её можно нарушить, если пациент совершил преступление.
Владимир отказывается от лечения, оставив доктору Алексею единственный вопрос на проверку доверия: «Если бы я убил вашу дочь, вы бы обратились в полицию?» Не столько вопрос пугает психотерапевта, сколько потаённые ужасы бессознательного в мрачном взгляде его пациента. У Алексея не остаётся сомнений, что он встретил опасного человека. Мысли о новом пациенте пробираются ему в голову и охотятся за ним по пятам.
Плюсы
Работа с пространством: иллюзии против реальности
Реальность «Комплекса бога» тревожна и паранойяльна. Кроме интуиции и аффектов у здешних следователей нет доступа к объективности: детектив кричит, оскорбляет, срывается – ведь на кону жизнь ребёнка, психиатр нарушает врачебную этику, приглашает пациента в свой дом. Нестабильным персонажам вторит окружающий мир, полный иллюзий.
На сеансе Алексей просит Владимира нарисовать ассоциации к словосочетаниям «голодающий человек», «смелый поступок», «девочка мёрзнет» и другим, а после сессии Владимир обнаруживает на полотне улиц свои ожившие рисунки – вот человек идёт вверх по стене дома, змея обвивает фонарь, постер пианиста Зобнина оживает – маэстро бьёт по клавишам, покрытым вязкой кровью. Намёки на связь Владимира с убийствами подчёркивают и другие образы, например, в его стерильно чистой квартире летают символы разложения и грязи – мухи, которых видит только он.
Пространство вокруг психотерапевта также построено специфически. Дома его ждёт жена-психолог, недавно вылечившаяся от рака, сын-подросток и маленькая дочь. Между мужем и женой стоят преграды, оба существуют словно в разных мирах, она – в мире тепло освещённом красной лампой, он – в холодно-зелёных тусклых тонах. Оператором-постановщиком выступила Елена Иванова, ей удалось увидеть в пространстве драматургический потенциал, который активно используется в сериале для придания психологизма сюжету. Иванова работает не только со светом, но и с архитектурой.
Здесь много зеркальных и прозрачных поверхностей, первое помогает усилить диссоциацию героев, второе метафорично выразить угрозу разоблачения их секретов. Например, Алексей принимает пациентов в кабинете с прозрачными стенами, комната следователя также соединена стеклом с коридорами здания. Нестеров наблюдает за жизнью своего психотерапевта, подглядывая через панорамные окна фитнес-центров, видит иллюзии, путь к которым часто преграждает стеклянная поверхность дверей или окон.
Прозрачные поверхности привносят в пространство больше воздуха, пустот и визуально подчёркивают присутствующую в нарративе глубину, которой только предстоит стать видимой – особый эстетический саспенс.
Звуковой ландшафт
Звук, созданный композитором и саунд-продюсером Иваном Волковым, – важный инструмент высвобождения бессознательного героев. Звуковая композиция становится носителем их безумия. Например, в яркой сцене, не то иллюзии, не то воспоминании Нестерова, герой преследует Соню по дороге к метро. По безлюдным коридорам и полу-лиминальным пространствам их сопровождает напряжённый шумный саундтрек из скрежетов и пульсаций. Соня бежит вдоль жёлтых стен, спускается на жёлтую станцию метро и остаётся наедине с её преследователем. Камера наезжает на бешеный взгляд Нестерова, его аффективное состояние эксплицируется в звук – сквозь музыку слышится тяжёлое дыхание похожее на животный рык. Он кричит Соне: «Беги», а сам разбивает руку в кровь о пол метрополитена. Так мы узнаём о его связи с пропавшей девочкой и о его неконтролируемых маниакальных фазах.
Химия отношений
Персонажей сериала объединяет общий поиск границы между желанием и действием, стоит ли считаться с добросовестными поступками, если во снах и мыслях человеку является только противоположное? История держится на этом противоречии, а её героям сложно всерьёз выносить вердикт. Антагонистов и протагонистов здесь искать не стоит – злодей по всем параметрам может оказаться уязвимым и хрупким, а условный «герой» противоречивым и яростным.
Главным украшением сериала стали Даниил Страхов и Кирилл Кяро. Актёрам удалось увидеть в своих героях двуликость, представить их отношения как многоголосную музыкальную пьесу, но только их голоса принадлежат разным тональностям. По рассказам самих актёров, их персонажи содержат в себе романтическую катастрофичность. Их взаимодействие в кадре действительно обретает опасную магнитуду за счёт удачных «восьмёрок» и ракурсов камеры, которая подчёркивает гармонию в диссонансах их отношений, дисбаланс силы во время их встреч на сеансах психотерапии или в городе.
Алексей не скрывает, что напуган внутренним миром своего пациента, он жертвует своим профессионализмом, выстраивая с пациентом нездоровые отношения. Владимир начинает пользоваться уязвимостями своего врачевателя и затевает с ним интригующую игру: он втирается в доверие к его семье, под влияние его природного обаяния попадает и дочь, и жена Алексея. Отношения становятся действительно опасными, а происходящее на экране всё более тревожным. Но до конца неясно насколько Нестеров жесток и опасен, симптомы его нестабильной психики ещё не доказательство вины.
В построении химии взаимоотношений героев уместными кажутся театральная жестикуляция и мимика, которые помогает прочесть в сценах сеансах психотерапии именно сцену, на которой разыгрываются пороки и желания. Повествование наращивает интенсивность предчувствия приближающегося фатума – вот-вот вскроются тайны, вот-вот разразится гром. Вот-вот в детективном сериале разыграется возвышенная трагедия.
Стоит ли продолжать просмотр? Да, ради интригующего расследования и ярких характеров
Интрига первых серий сосредотачивается вокруг «смелого поступка»: решится ли доктор заявить о своих интуитивных подозрениях в соответствующие органы? Второй эпизод завершается клиффхэнгером, но это отнюдь не единственная причина остаться с сериалом подольше. Несмотря на классические элементы психологического триллера в лице хитрого маньяка, талантливого психотерапевта, жестокого и запутанного преступления, сериал цепляет взгляд – он эстетически и драматургически хорошо выстроен. Здесь нет зазоров между интенсивным сюжетом и способом его развёртывания.
Режиссёром проекта выступила Флюза Фархшатова, сумевшая верно интерпретировать сценарий и героев, придуманных Алёной Званцовой, известной по работе над сериалом «Оттепель». Темпорально выверенные крупные планы и ракурсы, позволяющие распределить позицию силы и власти внутри отношений героев, уместная музыка, расставляющая акценты, создают эмоциональное и зрелое телесериальное кино, за развитием которого хочется наблюдать.