Первой «Пиле» — 15 лет! Вспоминаем начало одного из самых популярных хоррор-франчайзов
История «Пилы» начинается с девятиминутной короткометражки, снятой парой молодых австралийцев, — Ли Уоннеллом и Джеймсом Ваном — за 5 тысяч австралийских долларов.
Парочка сняла одну из сцен сочиненного Уоннеллом по идеям Вана хоррор-сценария в надежде привлечь средства для полнометражной экранизации.
Предприятие удалось: фильм привлек внимание студии Lionsgate, выдавшей Уоннелу и Вану 1,2 миллиона долларов (на сей раз — американских) на первую «Пилу», которая оказалась крайне коммерчески успешной в прокате и стала началом одного из самых успешных хоррор-франчайзов, принесшего создателям 873 $ млн… Оригинальную короткометражку приложили к изданию первой «Пилы» на DVD.
Оригинальный фильм действительно впечатляет. Там использована единственная приличная сцена из сценария Уоннелла, в которой одна из третьестепенных героинь после похищения приходит в себя со странным устройством на лице. В фильме это молодой мужчина, которого играет сам Ли Уоннелл (сэкономили на актрисе).
Включается телевизор, в котором озвученная зловещим голосом кукла объясняет, что устройство — «капкан обратного действия», который разорвет герою челюсти, если его не открыть вовремя.
Из-за общей бюджетности постановки Уоннеллу на лицо прикрепили настоящий, очень ржавый капкан… он выглядит так впечатляюще, что при его виде забываешь даже про абсолютную абсурдность концепции «обратного капкана» (пружина, пусть даже двойная, — далеко не самая опасная часть охотничьего устройства).
Больше о «Пиле»:
Дальше все как в полнометражном фильме: ключ к капкану — в животе у лежащего в комнате мертвеца, который оказывается живым, но парализованным человеком… Ван всю сцену очень качественно и атмосферно снял: и панику Уоннелла, и его попытки освободиться, и решающую сцену вскрытия.
Трудно создать такую динамику, такое ощущение экстремальной ситуации без всякого бюджета, профессионального актера и при совершенно бредовой общей идее маньяка, который пытается что-то кому-то доказать настолько смехотворными средствами.
Saw 0.5 — единственная часть «Пилы», к которой нельзя предъявить каких-то серьезных претензий с драматургической точки зрения… Ах да, одну все-таки можно: ну причем тут «Пила» в названии? Уоннелл и Ван попытались это хоть как-то замотивировать, показав в самом финале короткометражки не имеющий отношения к действию крупный план глаза, подглядывающего через дыру в кафельной стене. Ведь saw на английском — это не только «пила», но и «видел».
Первая полнометражная «Пила» — очень противоречивый фильм, в котором сполна проявились как режиссерские таланты Вана, так и абсолютная сценарная бездарность Уоннелла.
Оригинальную Saw нельзя с чистой совестью списать в тупой ленивый torture porn, который представляют собой все остальные части франчайза. Здесь есть очень эффективные сцены… точнее, завязки, наметки и наброски эффективных сцен. Чем-то это все напоминает сериал Lost: создатели сумели грамотно привлечь внимание зрителей интересной завязкой и заработали на этом миллионы долларов. Когда пришло время развивать ситуацию и давать какие-то ответы на поставленные вопросы, все задействованные в проекте лица расписались в полнейшем креативном банкротстве…, но это уже никого не волновало, кроме скрежещущих зубами критиков.
«Пила» собрала порядка 103 $ млн при бюджете в 1,2 $ млн и стала самым успешным фильмом ужасов со времен «Крика» 1996 года.
Общая идея первой «Пилы» просто идеальная для малобюджетного хоррора: два человека прикованы к трубам в одном помещении, у них есть ножовка, которая не берет сталь наручников…, но которой можно отпилить себе ногу, чтобы освободиться. Это отличная, хоть и не новая концепция: помните, что Роршах предлагает сделать прикованному к трубе маньяку в одном из самых запоминающихся выпусков Watchmen Алана Мура?
Больше о «Пиле»:
Ручаюсь, именно из этого гениального комикса Уоннелл и позаимствовал всю концепцию, поменяв конечность, за которую прикован герой.
Идея экстремального испытания с возможными увечьями, которое ненормальный человек предлагает пройти нормальному, использовалась в рассказе Роальда Даля Man From the South (известному у нас как «Пари») и снятом по его мотивам эпизоде сериала «Альфред Хичкок представляет», впоследствии обыгранному Тарантино в «Четырех комнатах».
Но даже несмотря на всю вторичность концепции, в чистом хорроре до «Пилы» ничего подобного не было, и Ван в своем характерном стиле мог бы снять настоящую классику жанра. Двое мужчин, одна ножовка… кто из них первым решится попробовать отпилить себе стопу? Что его может к этому вынудить? Как на это отреагирует второй герой? Все ли в этой комнате так просто, как кажется?
К сожалению, тут ответственность переходит на плечи Уоннелла, который сходу принимается давать самые предсказуемые, примитивные и непродуманные ответы на все поставленные вопросы.
«Пила» — типичная дебютная работа начинающего сценариста, который использует самые убогие, не требующие ни малейшей творческой работы штампы.
Почему один из героев должен отпилить себе ногу? Потому что неизвестный маньяк ПОХИТИЛ ЕГО СЕМЬЮ (худший возможный сценарный штамп, первое, что приходит на ум ленивому драматургу вместо нормальной мотивации) и убьет их, если он как-то не освободится и не прикончит другого героя до шести часов вечера.
Это типичное сценарное дилетантство, переусложнение эффективной ситуации: достаточно было, чтобы одному из героев по какой-либо причине нужно было во что бы то ни стало сбежать. Переусложняет Уоннелл и все остальное, еще больше замутняя благородную чистоту концепции: комната, в которой сидят герои, буквально завалена всяким сюжетным хламом (труп, револьвер, плееры, ножовки, зажигалка, сигареты, мобильный телефон, по которому почему-то нельзя вызвать помощь, и так далее). Кандалы, которыми прикованы герои, Адам и Лоуренс, оказываются электрифицированными (?!).
У убийцы в фильме неограниченные запасы времени и ресурсы, чтобы подготовить происходящее и предусмотреть ВСЕ ВООБЩЕ.
У создателей фильма отсутствует чувство меры, уместности, они тащат в свой сценарий первые попавшиеся объекты и идеи: зачем убийце использовать криповатую куклу, если у него уже есть маска свиньи? Потому что кукла уже придумана, и как ее можно не вставить в наш дебютный фильм! Почему именно маска свиньи? Ну, эээ… неважно!
Вместо того, чтобы разбираться в ситуации и искать из нее выходы, персонажи тратят время на чудовищное количество флэшбэков, которые вместо того, чтобы складываться в одну цельную картину, пытаются рассказывать нам три разных фильма одновременно.
Больше об экстремальных ужасах:
Во-первых, это история Jigsaw (в нашем прокате — Конструктор), маньяка, устраивающего людям испытания при помощи всяческих хитроумных приспособлений. Уоннелл явно написал большую часть сценария, не имея ни малейшего представления о Конструкторе, и придумал его тогда, когда нужно было давать какие-то ответы о том, как герои попали в настолько скверную ситуацию. Ситуация с Лоуренсом и Адамом не имеет никакого отношениях к другим преступлениям Конструктора, который никого и ни к чему не приковывал, предпочитая использовать устройства вроде «обратного капкана» и прочие ловушки.
Это сцены из совершенно разных фильмов, различных неоформившихся концепций, которые собрали вместе, чтобы нагнать требуемое для полнометражки количество страниц.
Во-вторых, это история о бывшем полицейском, который охотится за Конструктором и подозревает, что один из прикованных к трубам мужчин и есть Jigsaw. Детектив Дэвид Тапп (Дэнни Гловер) умудряется провести все реальное экранное время фильма, наблюдая за местом, где держат семью Лоуренса и самих Лоуренса с Адамом, а во флэшбэках действует максимально тупо и непрофессионально, демонстрируя непонимание Уоннеллом элементарных принципов полицейской работы. В одной из сцен Тапп с напарником находят логово Конструктора. Вместо того, чтобы спокойно вызвать подкрепление и произвести задержание, эти двое профессиональных полицейских:
- Прячутся от Jigsaw, как пара испуганных школьников
- Решают арестовать маньяка рядом с очередной жертвой, давая ему возможность активировать очередную бредовую ловушку
- Даже не пытаются как можно быстрее обезвредить подозреваемого и удостовериться, что в рукавах его просторного халата не прячется холодное или огнестрельное оружие
- Умудряются 3 раза промахнуться по неторопливо ковыляющему Конструктору из пистолета с близкой дистанции и один раз — из дробовика в узком коридоре
Больше о «Пиле»:
Если вам интересное, почему вся линия с Гловером смотрится настолько хуже всего остального в фильме: все сцены с участием приглашенной звезды нужно было отснять за два дня.
Разумеется, все это абсолютно ничего не добавляет к основному действию фильма и должно было выпасть из сценария на втором-третьем варианте, в процессе переписывания…, но в «Пиле» никто и ничего и не собирался переписывать.
В-третьих, нас всегда-таки иногда ненадолго оставляют наедине с Лоуренсом и Адамом, биографии которых кое-как пристегнуты к личности Конструктора и его деятельности. После череды взаимных обвинений герои худо-бедно придумывают план по отвлечению внимания Конструктора… то есть, человека, который похитил семью Лоуренса и которого мы (и Тапп) считаем Конструктором. Все начинают бегать, кричать, стрелять, забивать друг друга до смерти крышкой от сливного бачка…
От полного провала «Пилу» спасают очень сильное начало и не менее сильный финал, последние секунды фильма, когда звучит мелодия Чарли Клоузера, известная как Hello Zepp, и перед нами раскрывается истинная личность Конструктора.
Эта действительно крутая и эффектная сцена заставляет забыть, что большую часть фильма мы провели за черновыми сценарными набросками к так никогда толком и не написанным сценам, что вся линия с детективом Таппом была совершенно не нужна для этого финала, и что линия с семьей Лоуренсов была не только очень дешевым сюжетным приемом, но и кончилась колоссальным пшиком. Мы думаем о том, как ловко нас провели, и каково пришлось актеру в роли Конструктора, который вынужден был весь фильм маячить у нас перед глазами, ничем не выдавая своей личности.
Хорошее начало и сильный финал, минуты три чистого экранного времени: этого оказалось достаточно, чтобы запустить один из самых кассовых хоррор-сериалов всех времен.
В оригинале опубликовано в материале «Киномарафон: обзор всех частей «Пилы»
- Перезапуском «Пилы» занимается Крис Рок
- Эссе о философии Конструктора от Дениса Варкова