24 ноября 2023Игры

От исторической фантастики к простому фэнтези: Как менялась Assassinʼs Creed?

Assassinʼs Creed Mirage
Assassinʼs Creed Mirage

В октябре вышла Assassin’s Creed Mirage — тринадцатая часть серии про войну ассасинов и тамплиеров, которая обещала вернуть франшизу к её истокам. Однако знакомые с творениями издателя Ubisoft игроки сразу заметили в трейлерах ряд изменений. Например, герой Басим ибн Исхак телепортируется к врагам, а сюжет погружается в мистику, что скорее отдаляет игру от первых частей, чем приближает к ним. Или всё же нет?

Автор «Канобу» Павел Хибченко рассказывает, что подразумевается под заветными «истоками» и основами игры, и обращается к первым частям франшизы, чтобы понять, как менялась серия про убийц со скрытыми клинками и стильными мантиями, и когда она впервые изменила своим главным заповедям.

Кредо принца или истоки ассасинов

От исторической фантастики к простому фэнтези: Как менялась Assassinʼs Creed? - фото 1

Те самые истоки, к которым хотят вернуть серию, находятся не в Assassin’s Creed 2007-го года. Как ни странно, история серии начинается с Prince of Persia: The Sands of Time от канадской студии разработчиков Ubisoft Montreal. Приключенческий боевик про принца-акробата получился настолько успешным, что вопрос о продолжении даже не стоял.

Работу над сиквелом предложили одному из геймдизайнеров Prince of Persia — Патрису Дезиле. Возглавив разработку нового «принца», Дезиле пустился в эксперименты. Он не хотел делать простую игру про представителей персидской знати, а грезил выпустить историю про ассасинов. По одной из задумок, члену ордена убийц нужно было спасти безымянного принца из заключения, а после помочь ему с возвращением законного трона. В итоге главным героем стал бесстрашный ассасин, а принц лишь послушно следовал за ним по пятам. Всё это «безобразие», с точки зрения фанатов франшизы, должно было называться Prince of Persia: Assassin или Prince of Persia: Assassins.

Игра так и не вышла, но задумки Патриса Дезиле и наработки его команды так понравились издателю, что вместо продолжения серии про персидского правителя было решено выпустить самостоятельный проект про ассасинов.

Убийца, скрывающийся в толпе

Assassinʼs Creed

Assassinʼs Creed

Патрис и его команда получили не только творческую свободу, но и мощное финансирование. Для игры разработали новый движок, потому что технологии Prince of Persia: The Sands of Time не позволяли разместить на экране больше семи персонажей. А разработчикам хотелось воссоздать живую атмосферу средневековых городов, наполнить улицы мирными жителями и добавить глубины, поэтому требовался движок помощнее, способный просчитывать действия до 120 человек сразу.

Заполненные людьми города требовались не только для эстетического опыта и погружения в процесс. Массовка стала частью задуманного геймплея убийцы. Герой Assassinʼs Creed расправлялся со своими жертвами не один на один, а на глазах толпы. Последняя не только даёт незаметно подкрасться к противнику, но и сбежать, растворившись среди паникующих горожан.

Песочница в исторических декорациях

Assassinʼs Creed

Assassinʼs Creed

Действие игры разворачивается в 1191 году в четырёх городах: принадлежащем ассасинам Масьяфе, а также Акре, Дамаске и Иерусалиме. Если сложить их площадь вместе с пригородами, то получится 0,13 квадратных километров. Сейчас виртуальные земли Assassinʼs Creed не кажутся высокими достижениями технологий. Но в середине нулевых всё было иначе: масштабные миры и возможность их исследовать были в новинку. К тому же игра предложила тесное взаимодействие со средой ближневосточных городов — от простых блужданий по улицам и крышам домов до медитативного созерцания красот региона.

Assassinʼs Creed изначально планировалось выпустить на PlayStation 2 и других приставках шестого поколения, но мир игры был слишком проработанным и интерактивным, плюс платформы попросту не потянули бы плавную и правдоподобную анимацию игры и грациозные движения её главного героя.

Амбиции Assassinʼs Creed вынудили разработчиков перейти на Xbox 360, PlayStation 3 и улучшенные ПКИ не зря, именно масштабная интерактивная карта стала одним из главных фокусов игровой франшизы.

Историческое фэнтези

Assassinʼs Creed

Assassinʼs Creed

По сюжету Assassinʼs Creed герою необходимо ликвидировать тамплиеров — рыцарский орден, желающий тайно управлять миром. Им противостоит Орден Ассасинов, тоже основанный на реально существовавшем политическом и религиозном движении. Патрис Дезиле при создании сюжета опирался на подтверждённые исторические события и личности, но в процессе поменял важные детали и приукрасил историю вымыслом. Assassinʼs Creed начинается с того, что убийца Альтаир должен добыть Яблоко Эдема. Таинственный, религиозный артефакт, наделяющий владельца умением управлять сознанием людей — неудивительно, что тамплиеры охотятся за этим чудом света. В итоге получилось историческое фэнтези с мистическим реализмом, с тайными сообществами и магией, которая лейтмотивом проходит сквозь весь сюжет, но по-настоящему проявляется лишь в кульминации.

Игра в игре

Assassinʼs Creed

Assassinʼs Creed

Издатель скрыл, что действие игры на самом деле разворачивается в начале XXI века. Лишь на релизе публика узнала, что главный герой Assassinʼs Creed не Альтаир, а его потомок Дезмонд Майлз. Он вёл тихую жизнь бармена, пока однажды его не похитила корпорация Абстерго, действующая в интересах тамплиеров. В охоте за Яблоком Эдема корпорация отчаялась настолько, что решила поискать артефакт в бессознательном Дезмонда. Для этого парня подключают к Анимусу — футуристическому устройству, которое пробуждает в Майлзе генетическую память предка.

Маркетологи Ubisoft опасались, что игрокам не понравится идея с Анимусом. Но только посредством Анимуса разработчики могли объяснить особенности геймплея и возможность отыграть всё назад. При нарушении правил во время прохождения миссии, Анимус возвращал непутёвого ассасина к последней точке сохранения. Впрочем, даже здесь чувствуется вдохновение Патриса Дезиле собственной Prince of Persia: The Sands of Time, в которой вместо Анимуса выступал герой-рассказчик: если игрок косячил, безымянный принц, рассказывающий свою историю, сразу возражал: «Нет, всё было не так», а затем отправлялся к последней контрольной точке.

Несмотря на опасения, Анимус стал ключевым концептом и основой Assassinʼs Creed. Механика позволяла плавно переходить от одной части к другой, погружая игрока в разные эпохи с помощью воспоминаний предков. Так средневековый Ближний Восток сменился Италией эпохи Возрождения.

Стелс стал глубже

Assassinʼs Creed 2

Assassinʼs Creed 2

Assassin’s Creed 2 не только продолжила сюжет первой части, но и превзошла её во всём. Разработчики из Ubisoft Montreal исправили, пожалуй, все основные недостатки оригинала. К тому же авторы добавили новые увлекательные механики.

В первую очередь в Assassinʼs Creed 2 похорошел стелс. Здесь мы наконец-то скрываемся от стражников в толпе людей. Assassinʼs Creed позволяла лишь спрятаться среди горожан, скучающих на скамейке, и в группе монахов — совсем неважно, что те не увешаны клинками как наш герой, с этой игровой условностью быстро смиряешься. В случае второй части некоторые горожане начинают помогают Эцио в обмен на деньги. Намёники нападут на стражу, а воры просто отвлекут её. Куртизанки действуют так же как карманники, но ещё и помогают ассасину скрыться. Стоит полуголым красоткам обступить главного героя, как все переключают внимание на них.

Стелс стал комплекснее и за счёт нового снаряжения. Эцио может не только зарезать врага скрытым клинком, но и отравить спрятанной иглой. Недруг войдёт в исступление, начнёт бить своих, после чего отправится в Вальгаллу. Настоящий берсерк! Не меньшую суету создаёт скрытый пистолет. Он позволяет убрать цель, к которой никак не подойти вплотную. А когда к киллеру сбегутся охранники, Эцио оглушает их дымовой шашкой и сбегает.

Assassinʼs Creed 2

Assassinʼs Creed 2

Перечисленные механики не только делают игровой процесс разнообразным, но и дают игроку больше простора для фантазии в процессе выполнения заданий. На фоне второй части стелс оригинальной Assassinʼs Creed выглядит примитивным. В отличие от Эцио, Альтаир мог убивать двумя вариантами: скрытым клинком — вплотную и, кидая ножи, — вдали. Никакого вам пистолета и иглы с ядом! Не говоря уже о ворах, куртизанках или головорезах, готовых отвлечь охрану.

В Assassinʼs Creed 2 также стало больше способов уйти от преследования. Альтаир мог только скрыться в стоге сена, колодцах и на скамейках. Эцио делает то же самое, но ещё и смешивается с толпой. Герой оригинальной Assassinʼs Creed скрывался только в компании монахов или учёных, тоже носивших белые рясы. Также ближневосточный убийца не мог убежать достаточно далеко, чтобы преследователи потеряли его след. Ищите стог сена или другое укромное место, либо играйте в казаки-разбойники вечно. Альтаир не умел плавать, а вместе с этим — нырять в воду, чтобы спрятаться от стражников. Это пригодится Эцио, когда он попадёт в Венецию с десятками водных каналов.

Ещё больше способов начистить физиономию

Assassinʼs Creed 2

Assassinʼs Creed 2

Assassinʼs Creed 2 улучшила стелс-механики, но не перестала быть боевиком. Для любителей выйти «раз на раз» Ubisoft Montreal добавили новые боевые приёмы. Теперь пользователь может обороняться от вооружённых врагов врукопашную или с помощью двух скрытых клинков.

Разновидностей врагов тоже стало больше: скауты, танки и обычные стражники. Первые носят лёгкие доспехи и преследуют Эцио, когда тот забирается на здания, но быстро умирают. Бронированные консервные банки, напротив, тяжело пробить, зато они неповоротливые. А рядовые противники — что-то среднее между первыми двумя. Сравните это с оригинальной Assassinʼs Creed, где охранники делились на два типа. Одни сидят на трубе… Нет, не так: одних можно взять в захват, а других — нет.

Несмотря на название, Assassinʼs Creed не была только про скрытные убийства. Игра мотивировала проходить себя «по стелсу», но угождала любителям ультранасилия. Драки стали одной из столпов серии.

Симулятор землевладельца

Assassinʼs Creed 2

Assassinʼs Creed 2

Из действительно новых вещей в Assassinʼs Creed 2 добавили строительство базы. По сюжету Эцио получает в управление вотчину — город-крепость Монтериджони, пребывающий в плачевном состоянии. Герой берётся за ремонт и развитие местности. Стоит построить шахту, церковь, бордель и другие градообразующие предприятия, и населённый пункт сразу расцветает!

Монтериджони приносит Эцио пассивный доход, здесь же он получает скидку на починку доспехов, покупку расходников, лечение и другие «бытовые» занятия. Добавить земли, которые приносят пользу, было правильным решением, начиная со второй части, ведение домашнего хозяйства стало важной и долгоиграющей механикой франшизы Assassinʼs Creed.

Больше исторических личностей

Усилилась Assassinʼs Creed 2 и в плане историчности. Игра не стала более достоверной, зато добавила больше реально живших людей. Сложно провести час в Assassinʼs Creed 2 и не встретить Леонардо да Винчи, Катерину Сфорцу и других деятелей эпохи Возрождения. Каждый из них относится к лагерю гашишинов или тамплиеров. Такое распределение станет традиционным для серии.

Assassinʼs Creed 2

Assassinʼs Creed 2

Постановка миссий

Ubisoft Montreal не только активнее используют исторических личностей, но и режиссуру миссий. Assassinʼs Creed образца 2007-го года не хватало разнообразных игровых ситуаций и роликов-вставок.

Assassinʼs Creed 2 уходит от схемы: герой проникает в логово врага, убивает высокопоставленного тамплиера, затем скрывается. Эцио участвует в мирных активностях: например, экскурсиях по городам, куда ассасин попадает впервые. Или наводит шорох, летая на дельтаплане, изобретённом Леонардо да Винчи.

Также Патрис Дезиле и его команда распрощались с примитивной режиссурой роликов. В оригинальной Assassinʼs Creed большинство роликов были сняты при помощи фиксированной камеры. Игрок мог переключать ракурсы, но это не добавляло динамики. В Assassinʼs Creed 2 используется кинематографическая постановка. Виртуальный оператор чуть ли не юлой вертится вокруг действующих лиц, чтобы поймать лучший ракурс или подчеркнуть деталь, вроде ранений или магических артефактов.

Исправить главные ошибки первой и добавить новые идеи — этого хватило для критического и коммерческого успеха Assassinʼs Creed 2. Игра остаётся до сих пор самой высоко оценённой частью серии на Metacrtitic. В среднем проект получил от критиков 90 баллов из 100. Высокое качество продукта обеспечило Ubisoft тираж свыше 9 млн. копий за первые полгода продаж.

Assassinʼs Creed: Brotherhood (2010) — Необязательный сиквел

Assassinʼs Creed: Brotherhood

Assassinʼs Creed: Brotherhood

После успеха второй части игры создатели франшизы приступили к разработке сиквела. Уже через год Ubisoft Montreal выпустила третью часть серии — Assassin’s Creed: Brotherhood.

В игре продолжается история Эцио и его потомка Дезмонда Майлза. Ubisoft Montreal решила добавить в сюжет не вошедшие в предыдущую часть наработки: Рим, а вместе с вечным городом и связанную с ним развязку. Не пропадать же добру!

Основатели серии покидают студию

Патрис Дезиле покинул Ubisoft Montreal до того, как Assassinʼs Creed: Brotherhood показали на выставке E3 2010. Неизвестно, почему это произошло. По словам производственного менеджера Жан-Франсуа Буавена, Дезиле требовался отдых. Но в 2011-м году геймдизайнер уже устроился в другую монреальскую студию, принадлежавшую THQ. Два года спустя Ubisoft выкупит студию и выгонит Патриса Дезиле. Неужели так издатель отомстил беглецу? Официально представители Ubisoft объяснили это испортившимися отношениями с разработчиком из-за разлада, причины которого не уточняются.

Assassinʼs Creed: Brotherhood

Assassinʼs Creed: Brotherhood

После релиза Assassinʼs Creed 2 из cтудии ушла и продюсер Джейд Реймонд. В игровом сообществе встречается мнение, что её вклад ограничивается «пиаром». Якобы, симпатичная разработчица привлекла внимание общественности к Assassinʼs Creed. Тем не менее публикации о создании первых двух Assassinʼs Creed говорят об обратном: в них Джейд Реймон указывается как один из трёх основателей серии, наравне с геймдизайнером Патрисом Дезиле и ведущим писателем Кори Меем.

Упор на бои

Раз между второй частью и Assassinʼs Creed: Brotherhood прошёл год, можно подумать, что разработчики не успели добавить ничего нового. Это не так. Ubisoft Montreal вместе с четырьмя студиями-поддержки здорово доработали игровой процесс. Боевая система стала динамичнее. Враги больше не атакуют Эцио по очереди. Чтобы ассасин справился с шквалом ударов, его научили добивать нескольких врагов одновременно. Также в Assassinʼs Creed: Brotherhood добавили приёмы для конного боя.

Таким образом серия начала уходить в экшн.

Больше менеджмента!

Assassinʼs Creed: Brotherhood

Assassinʼs Creed: Brotherhood

Создатели игры переосмыслили и геймплей за ассасина-менеджера. Теперь Эцион не только скупает недвижимость, но и управляет братством Ассасинов. Эцио противостоит один из самых влиятельных представителей эпохи — сам Папа Римский в лице Родриго Боджио, он же является главой Ордена Тамплиеров. Чтобы победить в неравном бою, Эцио собирает своё войско агентов, которые помогают ликвидировать тамплиерский орден по всему миру.

Тренд шесть. Мультиплеер — и ещё какой!

В Assassinʼs Creed: Brotherhood также добавили мультиплеер, разработанный на студии Ubisoft Annecy. Это помогло разгрузить авторов из основной команды — Ubisoft Montreal. Всё таки канадцы делали Brotherhood в одно время с Assassinʼs Creed 3.

Таким образом в серии появился мультиплеер. И он был хорош! Ubisoft Annecy обосновали сетевые баталии: мол, «Абстерго» начала тренировать сотни сотрудников в «Анимусах». Как и Дезмонд Майлз, тамплиеры-геймеры погружались в виртуальную реальность и обучались искусству боя. На деле матчи напоминали Among Us. Только та вышла больше десяти лет спустя, а игроки в Assassinʼs Creed: Brotherhood искали «импостеров» уже в 2010-м году. Пользователи попадали на карту, где должны были вычислить врагов и не выдать себя. Чтобы маскироваться, требовалось спокойно ходить по карте, изображая из себя мирного жителя. Не справились с этим? Убегайте, скрывайтесь — не то получите перо под ребро.

Assassinʼs Creed: Brotherhood

Assassinʼs Creed: Brotherhood

Assassinʼs Creed: Brotherhood снова улучшила игровой процесс, характерный серии. Конечно, нововведений было не так много, как в Assassinʼs Creed 2. Но и сроки разработки выдались более сжатые! Но награда того стоила: Assassinʼs Creed: Brotherhood разошлась тиражом 7,2 млн. Игра достигла впечатляющего результата чуть больше, чем за полгода со старта продаж.

К маю 2011-го года Assassinʼs Creed становится главной франшизой Ubisoft. Серия продалась тиражом в 29 млн. экземпляров, уступив лишь Рейману и бешеным кроликам. Правда, те были нацелены на более широкую, семейную аудиторию. Assassinʼs Creed, напротив, предназначалась лицам старше 15 лет.

Assassin’s Creed: Revelations (2011). Незапланированный сиквел

Assassinʼs Creed: Revelations

Assassinʼs Creed: Revelations

Изначально это была другая игра. Она называлась Assassinʼs Creed: Lost Legacy и создавалась как ответвление серии для портативной приставки Nintendo 3DS. Сюжет рассказывал про путешествие Эцио в Масьяф — крепость из оригинальной Assassinʼs Creed. Там глава ордена узнал тайны своей организации.

Производительности Nintendo 3DS не позволяла разработчикам создать открытый мир, как в предыдущих частях серии. Поэтому Assassinʼs Creed: Lost Legacy планировалась как линейный 2,5D-платформер. Последнее означало, что Эцио перемещался в основном в двух плоскостях, но временами двигался по направлению экрана.

Предполагалось, что в 2011-м не выйдет новая часть серии — только спин-офф. Об этом Жан-Франсуа Буавена заявил в ноябре 2010-го. Вскоре разработчик «переобулся», пообещав полноценный сиквел. В декабре 2010-го это подтвердил гендиректор Ubisoft Ив Гиймо. Он же заявил, что Assassinʼs Creed становится ежегодной серией.

Таким образом Ubisoft отказалась от Assassinʼs Creed: Lost Legacy. Сюжет игры и прочие наработки пригодились в производстве четвёртой части серии. Она завершала и историю Эцио, и Альтаира и готовила аудиторию к Assassin’s Creed 3.

Ничего не меняется

Assassinʼs Creed: Revelations

Assassinʼs Creed: Revelations

Неопределённости в разработке привели к тому, что Assassinʼs Creed: Revelations практически отсутствовали нововведения. Если убрать сюжет и место действие, Константинополь 1511-1512-х годов, игра осталась прежней.

Стелс и бои по большей части не изменились. Захват территории — тоже: как и в Brotherhood, мы сносим вышки тамплиеров и покупаем недвижимость на освобождённой территории. Управление собственностью и братством тоже знакомо пользователям Assassinʼs Creed 2 и Assassinʼs Creed: Brotherhood. Вернулся и поиск лучших доспехов в игре: раньше Эцио искал броню Альтаира и Ромула. Теперь протагонист ищет «сет» Исхак-паша — великого визиря Османской империи, правившего во второй половине 15-го века.

Изготовление бомб и скрытый-крюк не тянут на серьёзные нововведения. Первое добавляло в игру 15 типов бомб: раньше Эцио мог воспользоваться только дымовыми шашками. В Assassinʼs Creed: Revelations герой убивает врагов при помощи гранат с шрапнелью и других извращённых взрывных устройств. А крюк помогает постаревшему протагонисту прыгать по крышам Константинополя. Парадокс, но ассасин-пенсионер перемещается на 30% быстрее молодой версии себя. Об этом заявил Александр Амансио — креативный директор Assassinʼs Creed: Revelations.

Игроки устали от Assassinʼs Creed

Assassinʼs Creed: Revelations

Assassinʼs Creed: Revelations

Поклонникам серии не понравилось, что Ubisoft превратила Assassinʼs Creed из творческого произведения в конвейерный продукт. Проект стали сравнивать с Call of Duty: та тоже выходит ежегодно с минимальными обновлениями.

Публика выразила недовольство, вяло покупая Assassinʼs Creed: Revelations. Упомянутый Ив Гиймо заранее предупредил инвесторов Ubisoft, что продажи будут ниже, чем у Brotherhood. Тем не менее дела у новой части поначалу шли неплохо: она обогнала предшественницу в предзаказах и тиражам в Северной Америке за первый месяц после релиза.

Потом что-то пошло не так. Ubisoft даже не раскрыла продажи Assassinʼs Creed: Revelations. Издательство рассказала о 7 млн. копий, поставленных в магазин. Сколько из них продали и по какой цене — неизвестно. Похоже на манипуляцию: игровые компании прибегают к ней, чтобы сохранить лицо, когда продажи не оправдывают ожидания.

В ожидании настоящей Assassinʼs Creed

Assassinʼs Creed 3

Assassinʼs Creed 3

В Ubisoft понимали недовольство публики. Нововведений Brotherhood и Revelations было недостаточно, чтобы назвать их полноценными новыми частями серии. Они и не планировались таковыми. С выхода Assassinʼs Creed 2 Ubisoft Montreal разрабатывала настоящий триквел, который завершит историю Дезмонда Майлза и сюжетную арку с концом света. Обе игры придумал Патрис Дезиле, покинувший Ubisoft Montreal. Команда использовала наработки бывшего руководители и подготовила новую версию движка. AnvilNext должен был вывести сюжет и мир игры на новый уровень, сделать Assassinʼs Creed «снова великой». Разработчики одновременно справились с задачей и потерпели неудачу.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь