Оксимирон проиграл. И это лучшее, что могло случиться с ним (и нами)

Я слушаю Окси с 2008 года. И я чертовски рад, что он проиграл Versus с Гнойным. Нет, не злорадствую. Да, Мирон все еще лучший артист страны и моральный компас рэпа на русском. Но задумайтесь вот над чем. Мирон — разносторонний исполнитель, который проложил шпалы баттл-рэпа в России. Окей, до него были Драго, Стим и много кто еще, но именно Федоров сформулировал, заявил и популяризовал баттл как творческую адженду.
Я слушаю Окси с 2008 года. И я чертовски рад, что он проиграл Versus с Гнойным. Нет, не злорадствую. Да, Мирон все еще лучший артист страны и моральный компас рэпа на русском. Но задумайтесь вот над чем. Мирон — разносторонний исполнитель, который проложил шпалы баттл-рэпа в России. Окей, до него были Драго, Стим и много кто еще, но именно Федоров сформулировал, заявил и популяризовал баттл как творческую адженду.

Когда он читает про то, как поднял «Версус» и «Слово», ему безоговорочно веришь. Я не забыл времена, когда Мирон вместе с Грин Парк-тусовкой фристайлил на онлайн-трансляциях и в угаре выплевывал строчки из своего тогда еще не выпущенного трека Hangover. Помню его утопичные идеи собрать наиболее лояльных фанатов, чтобы делиться с ними треками, лампово обсуждая «хопчик», поднимая комьюнити и сея семена любви к чужой культуре, которая в стране существовала разве что на уровне питерских «Хуяксов» или Мертвых Фонтанов в Хабаровске. Помню 14 неофициальный баттл «Хип-Хоп.ру», помню обмен любезностями с Бабангидой, все помню. Такой запал не прогорает, даже от кокаина и депрессий.

Но давайте честно. Конкретно сейчас культуре и слушателям Мирон-артист нужнее, чем Мирон-баттл-рэпер. И «слитый» им «Версус» выполнил главную функцию — пробудил человека, который переизобретет себя, а вместе с собой и стандарты хип-хопа.

Поясню. Творческий путь Окси, угол, под которым он смотрит на мир — это преодоление, превозмогание и немного самоанализа ржавой киркой. Мирон в своих текстах часто обращается к образам, в которых намеренно умаляет себя: задрот, чужак, хоббит. При этом конечная цель лирического героя всегда идет на контрасте, она несоразмерна ожиданиям от него.

Классическая арка героя, который героем быть не хотел, а пришлось. Задрот добивается уважения тех, кто раньше поддевал за ролевые игры и беготню с толкинистами в парках. Чужак находит признание на родине, а хоббит — плавит кольцо в недрах Роковой Горы. Мирон ровно об этом же читает в третьем раунде «Версуса» с Гнойным, про сюжетную арку героя, про тысячи историй, которые все являются вариациями одного и того же сюжета. Важны не враги, а факт свершения чего-то важного и невыполнимого. Подвига. Важен путь, борьба; весь рэп Мирона про это. Но что интереснее всего в пути героя? Его провалы. Неудачи. Моменты неверия окружающих. И, конечно, его финальный, блистательный триумф, который признают все. Пожмут руки, хлопнут по плечу и на закате трогательно заглянут в глаза:

«Я говорил, что ты будешь обузой? Что ты не выживешь в походе? Что тебе не место среди нас? Я никогда так не ошибался в своей жизни».

Проблема в том, что в последние годы Мирону было нечего и некому доказывать. «Горгород» расхвалили и обсудили вообще все (кроме рэпера Гнойного, его 11 раз изнасиловали). Туры — сплошные солдауты. Баттлы — ну, Джонибой и ST под собственную нудятину прогулялись по рее. Где челлендж? Чего добиваться, когда главные цели уже достигнуты? В чем превозмогание, если тебя заметили и показали даже там, у Урганта? И самое главное, как заставить себя снова быть интересным, в первую очередь самому себе? Ведь успех — это самая скучная часть геройской арки, которую всегда оставляют за скобками истории. Жизнь после Подвига. Сытая, амбассадорская и промозгло скучная.

И эта скука ссучивает Мирона как артиста. Страдания и челленджи порождают эмоции; эмоции порождают истории; истории делают тебя интересным. Когда у тебя все хорошо, ты либо диджей Кхалед (уникальный случай), либо тебя выворачивает от собственного успеха и ты ищешь способ сдвинуть мир с места и запустить новый цикл похода к Башне. Третий вариант — стухнуть. Объясню на примере Эминема. Да-да, каждый второй сравнивал с ним Мирона, но, во-первых, это уместно, а во-вторых — мне пофиг.

Эминем также начинал с баттлов и выстраивал свою адженду вокруг превозмогания. Набор тот же: белая ворона, неловкий гик, баттлы. Вся карьера Маршалла Мэтерса держится на оголенном нерве нарратива. Песни про убийство жены, дисс на родную мать, куплеты про из грязи в князи.

Ранний, добивающийся Эминем оглушителен. Это луч выжигающей энергии, хреначащий из визора Циклопа. Что случилось? Добился, пережил смерть лучшего друга, вернулся со стерильным Recovery. И стух. Сегодняшний Эминем до жути скучен. Ему нечего вам рассказать, у него нет новых историй, нет честных эмоций. Он — это успех (и застой).

В Rap God Эм буднично лупит панчлайнами, более-менее подтверждая статус рэп-иконы. И только в Guts Over Fear делится чем-то человечным, нероботизированным, но посмотрите, как грустно звучит мель артиста, построившего свою карьеру на личных историях: «Больше нет эмоций, из которых я мог бы черпать [вдохновение], просто пачка слушабельных песен, которые я пишу для собственного развлечения, так что к рассвету я опять начну переделывать все ту же старую песню».

Слава б-гу Мирон из тех, кто эволюционирует через провалы. Нет-нет, он не захочет спечься и творчески истощиться. Лучше он сломает то, что и так работает — чтобы ему было что чинить и откуда черпать те самые эмоции и истории. Он не смирится.

Мирон — эгоманьяк, зависимый от желания заткнуть рты всем, кто в нем сомневается. И потому в моменты своих lowest points он на самом деле всегда в пике своей рэп-формы: целеустремленный, трудолюбивый, сфокусированный на Подвиге.

Вспомню главные «страгглы» карьеры Окси и проведу очевидные связи с лучшими песнями в его творчестве.

  1. Бедность, обида и неприятие, вылившиеся в маниакально-депрессивный психоз и надрывную ненависть к русскому рэпу. Самые яркие треки бунтарского, самого голодного периода: «В говне», «Лондон против всех», «Последний звонок» (в этом треке Мирон расстреливает одноклассников), «Я хейтер».
  2. Несправедливый проигрыш Честу на 14 неофициальном баттле «Хип-Хоп.ру»: «Мой менталитет», создание лейбла Vagabund, «Сага об орлах и канарейках», «То густо, то пусто».
  3. «Лещевание» от Ромы Жигана, распад Vagabund, конфликт с бывшим коллегой по лейблу рэпером Schokk: «Признаки жизни», «Больше Бена», «Детектор лжи», «Не от мира сего» (лучшие песни Окси!).

После Vagabund Мирон откатал крупные туры, популяризовал «Версус», выпустил «Горгород» и потихоньку начал утопать в признании — и вместе с тем скучнеть. Но теперь, когда Окси прилюдно, на камеру растерзали (я все равно считаю, что его выступление — лучшее шоу, которое только показывали на этой рэп-площадке, но интернет видит все черно-белым), Федорова начнут ненавидеть, в нем засомневаются.

А чего — вот прецедент, в который можно тыкать и (не делайте так) с серьезным видом заявлять: «Ваш король — голый!» Но король не голый. Король просто заскучал.

И Гнойный, читавший про роли ментора и спасителя, сам замотивировал Мирона, дал причину превозмогать и лезть к вершине. А из превозмогания, повторюсь, рождаются эмоции; из эмоций — истории; из историй — гениальные песни, которые Окси одной левой пишет во время турбулентности.

Впрочем, тряски начались чуть раньше, в 2015-м, когда Мирон в приступе мегаломании заявил о «перевороте игры», а потом забрал эти слова назад после альбома Скриптонита. Наверняка тогда эти признания дались артисту нелегко – но эти же угрызения эго помогут ему пересобрать себя и засиять так, как Янг Тризи Крейзи Молодому Тризини и не снилось.

Творческий допинг необходим Мирону еще и потому, что впереди у него схватка с одним из самых грозных баттл-рэперов планеты – Dizaster. На английском языке. Сытым и обустроенным в такие эпохальные баттлы не ходят, это самоубийство (да-да, именно этого Dizaster упоминает Эминем в мясорубке под названием Rap God). Так что Гнойный – спасибо тебе за этот ушат холодной воды в лицо лучшему исполнителю России.

Непонятно, правда, что теперь ждет нас на стадионном туре «Империум», который стартует уже этой осенью. Вероятно, артист планировал представить там свой новый альбом, но «Версус» с Гнойным мог здорово перетряхнуть его планы –альбом в текущем состоянии может и не отражать превозмогающего Мирона версии 2017-го. Но очередным переносам я не удивлюсь и не расстроюсь.

Как говорил сам Окси, недовольные слушатели уходят, а музыка остается. И именно по музыке через десятки лет рассудят, кто был архитектором реальности, а кто – скоморохом с лукошком сырков.

Больше о баттле

Сохранить
Tickytec
Tickytec
Сижу читаю флипборд и тут спойлер откуда вообще не ждали. Мало того, что пишут, о том, что не касается, так ещё и спойлер прямо в названии статьи. Нельзя было назвать «результаты баттла между...» или что? Специалисты с большой буквы. Хватит про это вообще уже писать.
Винищувач-перехоплювач
Винищувач-перехоплювач
Комментарий был удален
Doktor Xaos
Doktor Xaos
Нужно больше Оксюморона Богу Оксюморона (Вальмону), трон из черепов пользователей.
SirTony
SirTony
Эй, главный редактор. Подкину идею тебе для продвижения сайта и привлечения еще большего числа школьников. Вместо того, чтобы спамить на главной новостью про батл, напишите скрипт, который во ВСЕХ статьях на канобу за ВСЕ время заменит слово "что" на "оксюмирон", а слово "который" на "гнойный".
Leglist
Leglist
Убожество
The Black Templar
The Black Templar
Иванов должен покинуть канобу. И забрать с собой всех своих пейсателей.
Godlesspatriarch
Godlesspatriarch
Сколько можно уже писать про это, из каждой щели лезет ваш оксимирон.
noeren
noeren
Некоторые люди просто не понимают, что аудитория на их сайты может не только приходить, но и уходить.
Amatsu
Amatsu
В конечном итоге все ради денег, да
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Я хз,но раньше его было намного интересней слушать. В плане культурных отсылок и схем. А теперь этого нет и это печально. И если успех привел к тому,что "привет со дна" стал "девочкой-п**дец",то зачем он тогда нужен?
Вадим Чацкис
Вадим Чацкис
где дизнуть за спойлер?
denkinst
denkinst
Открыл канобу с утра и вся главная страница в говне... Канобу, вы как трешовые фильмы ужасов - на ваш сайт заходишь, чтоб поржать и узнать как глубоко интернет днище))))
Onghoja
Onghoja
На завоод нужно эту толпу. Пусть поднимают разрушенную экономику.
falloutfan92
falloutfan92
Очень интересно (нет). Максим, когда новый подкаст?
Rostek Gudz
Rostek Gudz
Не, ну Вы совсе ахуели. В названии. В топе. СПОЙЛЕР, мать вашу! Баньте, не баньте, похер уже. Пока канобу, пора избавиться от плохой привычки сюда заходить
dragonaher
dragonaher
17 статей на главной вместе с повторами про эту херню.
trey4rch
trey4rch
Там не альбом, а микстейп на горизонте, фанат, алло
Danil Makarov
Danil Makarov
Это говно реально кого-то интересует да еще в таком объеме?!
The ILLUSIONIST
The ILLUSIONIST
Чёрт побери, но это просто кошмар. Вся главная в этом говне. Я реально уже плачу. Сколько можно форсить сраный рэп на игровом портале? Давайте напомню вам, чем был канобу: "Рассказываем об играх как о части массовой культуры. Канобу — это сайт про современные развлечения". Эти сраные батлы или как это дерьмо там называется, конечно, можно пропихнуть как "современные развлечения", но только если у вас отсутствует мозг.