Обзор Stray: снятся ли роботам киберкоты?
Приключенческая игра Stray про кота в населённом роботами городе ещё до релиза привлекла к себе внимание игроков. Во многом это случилось благодаря милому протагонисту: не в каждой игре приходится управлять рыжим котом и помогать ему искать дорогу домой. Вопрос в том, не встанет ли такое внимание игре боком, ведь Stray — не огромное AAA-приключение с открытым миром, а небольшой и предельно линейный квест. Редактор базы игр «Канобу» Алексей Егоров делится своими впечатлениями от нашумевшего симулятора котика.
О чём Stray (2022)
События игры разворачиваются в будущем, где человечество, предположительно, вымерло. Всё, что осталось от людей — древние развалины городов, технологические артефакты вроде роботов да огромные подземные города, созданные на случай глобальной катастрофы. В одном из таких «убежищ», Городе-крепости 99, и развивается сюжет Stray.
Главный герой игры — обычный бродячий кот, который вместе с семьёй путешествует по древним развалинам. Нам почти не показывают их быт: в стартовом ролике животные пережидают ливень и отправляются дальше, но наш герой случайно падает в самый низ руин. Там всё завалено мусором, царит кромешная тьма и живут агрессивные существа, нападающие огромными группами. Едва выбравшись живым, протагонист встречает маленького робота, Б-12. Последнему нужна помощь героя для того, чтобы выполнить свое предназначение. Ну, а хвостатый герой попросту хочет выбраться на поверхность.
Собственно, это вся завязка: простая, но вполне рабочая. Двое непохожих друг на друга героев вынужденно объединяются ради достижения собственных целей — троп избитый, но вполне понятный.
Как она играется
В основе своей Stray — это предельно линейное приключение, где вы перемещаетесь между локациями, общаетесь с разными роботами (с помощью Б-12, разумеется) и ищете возможность выбраться из мрачного подземного города. По большей части игра представляет собой трёхмерный платформер с видом от третьего лица, однако частенько попадаются и сегменты, которые иначе как «квестом» не назовёшь. Причём задачи, которые игра подбрасывает, не требуют особых навыков, хотя немного пошевелить извилинами всё-таки придётся.
Выглядит это следующим образом: наш котик находит, например, банку энергетического напитка и приносит её торговцу на рынок. Тот может обменять её либо на ноты, которые пригодятся уличному музыканту, либо на важный квестовый предмет, который необходим для продвижения по сценарию. А ещё у торговца в ассортименте есть комплект проводов — и за него он просит не энергетик, а упаковку моющего средства. Логика подсказывает, что его стоит поискать в прачечной, ведь вы как раз видели табличку-указатель. Дверь в прачечную закрыта, но внутри кто-то определённо есть. Ваша задача здесь — понять, как открыть дверь, найти нужный предмет внутри и потом понять, что делать с полученными проводами.
И подобных моментов в игре много. Особых сложностей «квесты» не представляют: вы куда дольше будете рыскать по двум открытым для изучения зонам, собирая воспоминания Б-12. На сюжетных же локациях, куда вас посылает история, головоломки и вовсе элементарные.
Главная фишка игры — её протагонист
BlueTwelve Studio даже не скрывали того факта, что ключевой момент во всей Stray — это главный герой. Если вы любите кошек, то можете в принципе дальше не читать текст — просто идите и покупайте.
Игра предлагает полный набор развлечений, доступных обычному котику. Можно носиться по дому, опрокидывая предметы со столов и шкафов; истошно мяукать и скрестись в дверь, чтобы потом в неё не заходить; бегать по клавиатурам, набирая бессмысленный текст; найти кого-нибудь, кто решил вздремнуть на диване, и нагло примоститься у него на груди — жертва сначала опешит от такого поведения, но затем начнет умиляться и сгонять вас не будет. Для любителей «демонических» котиков, которые обожают кидаться людям под ноги, разработчики предусмотрели возможность кидаться под ноги роботов. Те, не замечая протагониста, запинаются и смешно падают. Ещё можно прятаться в коробках и носиться кругами вокруг враждебных дронов — это тут такой стелс.
Видно, что авторы очень старались сделать кота-героя как можно более реалистичным, и им это удалось. Следить за движениями кота — одно удовольствие, а скидывать банки с краской не надоедает и на сотый раз. Тем более, что жест у нашего подопечного там чисто кошачий: он сидит и делает вид, что не в курсе происходящего, а сам тихонько толкает лапой банку краски. Идеально же.
С чем у Stray есть проблемы
Игра, в общем-то, получилась такой, какой её заявляли: приключением в городе будущего, пребывающем в упадке. Но это не значит, что в ней нет минусов.
Пожалуй, ключевая претензия к игре — не самая стабильная кадровая частота. На PC Stray работает хорошо и отлично выглядит, но в случайные моменты ваши 144 FPS могут резко обвалиться до 30 или даже ниже. Буквально на секунду, но если вы в этот момент вертели камерой — есть шанс уткнуться носом в стену. Это случалось в совершенно разных местах и в разные моменты, но каждый раз чудовищно бесило. Особенно когда из-за такого лага герой вместо прыжка вверх делал прыжок вниз, что обесценивало только что пройденный маршрут.
Кто-то наверняка скажет, что у Stray слишком простая — местами даже немного наивная — история, другие определённо будут не в восторге от продолжительности игры. Пройти Stray целиком можно за пять-шесть часов, на полное же прохождение, по словам авторов, уйдёт около десяти. С моей точки зрения, это плюс: механики Stray не приедаются, и вы вряд ли заскучаете.
Ещё немного напрягает, что «подсвечивание» активных предметов включается только тогда, когда вы подойдете к ним очень близко. В паре моментов из-за этого квестовые предметы приходится искать, буквально роя носом землю. С другой стороны, это уже вкусовщина: подсвечивайся все интерактивные предметы сразу, как герой подходил к ним на расстояние десяти метров — и игра бы стала слишком простой. Сбор коллекционных предметов превратился бы из исследования локаций в банальную «беготню по маркерам».
Итог
Stray по итогу — отличная игра для фанатов кошек, историй о постапокалипсисе и роботах, а также вполне компетентный квест, в который просто приятно играть. Проект ещё вышел весьма атмосферным, причём настроение постоянно меняется: сейчас вы чувствуете себя в уюте и комфорте, а спустя полчаса наблюдаете кошмар, будто бы сошедший со страниц произведений Лавкрафта. В такие моменты очень хорошо ощущается будущее, которое рисуют разработчики: мрачное и неприветливое, но обязательно со светлым пятном в конце.
Пропускать Stray, особенно если у вас нет аллергии на квесты (или платформеры, или кошек), не стоит — это небольшая, но ладно скроенная игра, которая вышла в период абсолютного игрового штиля. К тому же все мы знаем, что котики делают всё лучше.