Обзор первой серии «Одни из нас»: патетическое погружение в мир катастрофы
15 января на HBO состоялась премьера сериала «Одни из нас» (The Last of Us). Долгожданная экранизация одноимённой игры от студии Naughty Dog. В числе шоураннеров автор оригинальной истории Нил Дракманн и Крейг Мэйзин – режиссёр сериала «Чернобыль» (Chernobyl). Качественная адаптация, раскрывающая детали оригинального мира игры. Редактор «Канобу» Карина Назарова делится впечатлениями от просмотра первой серии. Осторожно, впереди спойлеры!
Экспозиция. «Когда ты потерян во тьме»
Телеэкран 1968 года, двое учёных рассуждают о грядущей эпидемии смертоносного вируса, способного быстро эволюционировать и овладевать человеческим телом и разумом. В тот год родился Джоэл. Только 35 лет спустя, в 2003 году, смертоносный грибок настигнет его и всё человечество. В день Икс ничего не предвещало беды. Несмотря на видимую усталость, Джоэл, кажется, был доволен своей жизнью. В его доме уют, поутру его дочь по имени Сара (Нико Паркер) готовит всем завтрак, а брат героя – Томми (Габриел Луна) язвительно прикалывается. Теплоту семейного быта не способны охладить даже тревожные новости по радио – важное предупреждение радиоголоса остаётся незамеченным, а, между прочим, говорят, что в Джакарте начались беспорядки, гражданам США стоит немедленно вернуться на родину.
Экспозиция сериала позволяет разглядеть мир «Одних из нас» и его героев детальнее. Мы узнаём, что Сара была чутким подростком с добрым сердцем. Попавшая на крупный план простая деталь в виде наклейки на бампере позволяет увидеть в Джоэле ветерана войны, участвовавшего в операции «Буря в пустыне» в Ираке. Помимо живого пересказа отношений героев через особенности их рутины, экспозиция полна маленьких деталей, которые собираются в предчувствие беды.
Сара подмечает, что мир за пределами её дома стал словно другим, непривычно беспокойным и неестественным. Забежав в часовую лавку, камера, выступающая здесь как продолжение глаз героини, начинает вглядываться в циферблаты часов и стремительно бегущие секундные стрелки – вот она, безмолвная патетика.
Вдруг жена часовника боязливо выгоняет девочку за дверь и запирает их на ключ. А дороги улиц между тем заполонили полицейские машины, повсюду звучат сирены, но мало кто обращает на это внимание, кроме Сары, все таки «это Америка», а, значит, полицейский патруль – обычное дело. Однако, что-то не так. Престарелая соседка корчится в неестественных гримасах, а её собака вдумчиво таращится в одну точку, пока посреди ночи не сбегает из дома искать новый приют.
Такое продолжительное внимание к состоянию мира перед апокалипсисом позволяет выстроить необходимую динамику его разрушения и показать на контрастах, как в один миг цивилизация обращается в руины, а привычные свободы сгибаются под грузом политического террора. С одной стороны – излюбленный троп жанра-катастроф, с другой – продуманный до мелочей вызов зрителю, требующий узнать в увиденном не столько начало сюжета оригинальной игры, сколько неигровую реальность.
Специфика погружения в историю
Той ночью на город обрушилась тьма – вирус распространился с феноменальной скоростью, люди стали превращаться в зомби. В панике Джоэл, Сара и Томми стремятся выехать за пределы города. Но на их пути горят дома, взрываются машины, люди молят о помощи. Смотреть становится невозможно – тревога превращается в слёзы.
Погружение в пространство и в сюжет берёт на себя камера. Она застревает в замкнутом пространстве машины вместе с героями, боязливо всматривается в происходящий за окнами апокалипсис. Камера, за которой стоит операторка Ксения Середа, идентифицируется со взглядом Сары, девочка озирается по сторонам и в ужасе замечает тотальную потерю человеческого облика прежнего мира. Сцена в машине производит клаустрофобический эффект: пространство внутри кадра задыхается в страхе вместе с героями. Но вскоре им придётся бежать к трагической кульминации своим ходом.
В постапокалиптичный мир 2023 года мы вновь погружаемся с позиции детской перцепции. Маленький мальчик подходит к вывеске «Добро пожаловать», висящей на стенах бетонной границы Бостона, охраняемой солдатами FEDRA. В стенах города безымянного мальчика не ждёт счастливая и сытая жизнь. Всем чужакам по вене пускают яд, а тела сжигают. В карантинных зонах страны установлена военная диктатура, а повстанческие группы за годы сопротивления словно уже успели утратить прежний пыл и толику надежды. Здоровые жители стали больше походить на зомби, чем сами монстры – в этом новом почти оурэлловском мире лучше не выделяться, лишний раз не двигаться и молча исполнять свои обязанности.
Во время показной расправы военных над нарушителями порядка, уже контрабандист Джоэл вместе с подругой Тесс (Анна Торв) планирует побег из карантинной зоны на поиски своего брата Томми в Вайоминг. Но выбраться из города можно только одним способом – помочь «Цикадам» – повстанческой организации, борющейся за возвращение прежнего государственного строя. По поручению главы «Цикад» Марлин (Мерл Дёндридж) Джоэл должен сопроводить девочку Элли (Белла Рэмси) в Капитолий Массачусетса. Элли, острая на язык и бойкая девчонка, некоторое время сидела в убитой старостью и бедностью комнате, будучи прикованной цепями к трубе. Пару недель назад её укусили, но вирус не распространился дальше её руки (хотя каждый укушенный обращается в течение суток). Кажется, она – шанс человечества на спасение и именно ей предстоит посвятить свою жизнь большой миссии.
Характер сериала и персонажи
Режиссёром первого эпизода выступил Крэйг Мэйзин, автор сериала «Чернобыль». Ему вновь удалось раскрыть масштаб катастрофы посредством взгляда на личные трагедии людей, случайно втянутых в роковые обстоятельства. Но удивляет то, как выверенно и стройно используется почти та же игровая динамика движения героев в пространстве и та же механика камеры, что и в оригинальной The Last of Us. То ли сама игра и вправду достигла удивительного уровня кинематографичности, то ли авторы всеми силами стараются сделать адаптацию действительно адаптацией, а не пародией. Всё здесь работает, каждая сцена становится последующим этапом в погружении в этот мир, знакомство с персонажами не кажется вторичным. Этот выдуманный мир, как и прежде, наполнен ужасами, но всё ужасное здесь ближе к реальному-человеческому, чем к фантастике, ужасы в мыслях: тревоге, потерянности, разбитости, скорби, злобе.
Само повествование так же старается идти шаг в шаг с оригиналом. Безусловно, при переносе нарратива с одного медиума на другой потери неизбежны. Но создатели стремятся их по возможности минимизировать. Отсутствие управления главным героем и идентификации с ним шоураннеры восполняют драматическими аспектами и вниманием к душевным состояниям персонажей. Дракманн и Мэйзин умело манипулируют сменой интонаций в сценах: с трогательной на катастрофическую, с жестокой на нежную. Маленькие редкие улыбки в стенах мрачного города дают хоть какую-то видимость надежды, язвительные реплики, как ни странно, — потенциал для восстания, внезапный флэшбэк — понимание бесконечного траура героя по погибшей дочери и сентиментальность его сердца.
Образовавшаяся химия между персонажами Педро Паскаля и Белы Рамзи начинает работать с первых тактов их встречи. Актёрам удалось воплотить на экранах свои прообразы блестяще. Демоническому взгляду Педро Паскаля, сочетающему в себе угнетённость со скрытой яростью, веришь. Героиня Белы Рамзи получилась на удивление яркой, Рамзи крадёт шоу у своих взрослых коллег благодаря сильной актёрской харизме.
А что до нас, до зрителей – теперь мы управляемые марионетки, которыми двигают сценаристы при помощи яркого размаха эмоций и драмы. Серия получилась взрывной, пугающей, в ней есть все детали и аспекты первой главы игры: экшен, насилие, трепет, но представлены и иные детали, которым раньше немножко не хватало места — чуткость, любовь и сила человеческого горя. Западные кинокритики, уверяют в том, что в последующих сериях напряжение будет только нарастать, а первоначальное качество проекта совсем не обманывает. Будем следить за развитием событий!
Следующий эпизод будет доступен на HBO Max 22 января в 05:00 по московскому времени.