14 сентября 2018
Обновлено 14.09.2018

Обложки комиксов — зачем они нужны и какие бывают?

Принцип «не судите книгу по обложке» к комиксам не имеет ни малейшего отношения — наоборот, она создает первое впечатление и привлекает потенциального читателя. Мы решили немного окунуться в историю обложек комиксов и проследить, какой путь они прошли и как развивались за прошедшие десятилетия.
Принцип «не судите книгу по обложке» к комиксам не имеет ни малейшего отношения — наоборот, она создает первое впечатление и привлекает потенциального читателя. Мы решили немного окунуться в историю обложек комиксов и проследить, какой путь они прошли и как развивались за прошедшие десятилетия.

На заре появления комиксов обложкам не придавали какого-то особого значения — она просто должна была быть яркой и запоминающейся. Художник стремился сделать так, чтобы глаз читателя зацепился за изображение и запомнил его надолго (купив при этом сам комикс).

Несколько лет на обложках просто изображались случайные сцены с титульным супергероем, практически ничего общего не имеющие с тем, что находится в самом выпуске.

А некоторые и вовсе вводили в заблуждение. В примере ниже на обложке написано, что кто-то раскрыл тайну личности Бэтмена и Робина, но в самом выпуске об этом ни слова.

В начале 40-х годов на обложках стали появляться названия сюжетов и интригующие синопсисы — и само изображение стало больше соотноситься с содержанием комикса, но, опять же, не всегда.

Но вот мой персональный фаворит:

Такие обложки были популярны достаточно долгое время. Они строились по схожему принципу — показать небольшой кусок истории и поставить персонажа в сложное положение, задавая вопрос читателю: «Как герой сможет выбраться из этой передряги?».

Одной из характерных черт той эпохи стало то, что на обложках очень часто фигурировала военная тематика — в самом разгаре была Вторая мировая война. Персонажи призывали покупать военные облигации, били нацистов, крушили танки и подводные лодки — все это не могло не привлекать взгляд читателя.

Переносимся в начало 60-х годов — комиксы успешно перекочевали в свой Серебряный век, DC в первый раз оживило и встряхнуло свою вселенную. В 1961 году появился его главный конкурент на следующие десятилетия — издательство Marvel, а вместе с ним и целая россыпь новых героев и злодеев.

По стилю они были в целом похожи на обложки комиксов DC — те же интригующие синопсисы и драматические позы.

С одной стороны, то, что обложки с годами начали все больше отражать содержимое комикса (а сами сюжеты становились все интереснее и привлекательнее), тенденция, безусловно, положительная. С другой стороны, не обходилось без досадных казусов. Речь идет, конечно же, о спойлерах.

Вкратце пробежимся по нескольким знаменитым спойлерным обложкам в истории комиксов, которые напрямую кричат о том, что читателя ждет в самый драматичный момент повествования.

Обложки становились все более сложными, интересными и порой даже шокирующими — а некоторые были настолько хороши, что становились источником вдохновения для десятков оммажей от других художников и стали поистине легендарными.

А что если сделать две обложки для комикса…

Вариативные обложки

На сегодняшний день безумную популярность получили вариативные обложки — помимо основной у выпуска может быть несколько альтернативных обложек от других художников, которые могут очень сильно различаться по стилю.

Самым первым комиксом, у которого было две обложки, стал первый выпуск The Man of Steel Джона Бирна, в котором читателям представили обновленную историю происхождения Супермена.

У вариативной обложки даже была приписка «Специальное коллекционное издание», и действительно со временем такие обложки стали популярны у коллекционеров.

В том же году в Marvel случилось знаковое событие —свадьба Питера Паркера и Мэри Джейн. И для этого выпуска тоже нарисовали две обложки.

Следующим заметным комиксом с набором варианток стал Batman: Legends of the Dark Knight #1, который вышел аккурат под первый фильм Тима Бертона в 1989 году с четырьмя разными цветными обложками.

На сегодняшний день обычной практикой стал выпуск комикса с несколькими десятками вариативных обложек, которые могут очень сильно отличаться друг от друга по стилю и содержанию. Например, у**свадебного 50-го выпуска серии Batman**их было больше пятидесяти штук.

Также очень популярны серии обложек для разных комиксов, нарисованные одним художником. Самый характерный пример — Скотти Янг и его Baby Variant Covers.

А что если несколько обложек будут складываться в мега-обложку…

Панорамные обложки

Примерно так подумали в стенах Marvel и для первого выпуска серии X-men в 1991 году выпустили комикс в пяти обложках — четыре складывались в общую картину, а пятая была складной обложкой-книжкой с общей панорамой (так называемая gatefold cover).

Сложно оценить, насколько сильно именно это повлияло на итоговые продажи, но этот выпуск стал самым продаваемым в истории — около 8,1 миллиона копий. Этот формат впоследствии появлялся не так часто, но до сих пор остается достаточно популярным — из недавних примеров можно вспомнить панорамную обложку для события Spider-Geddon.

А что если сделать такую обложку, которую можно будет вертеть в руках и менять изображение…

Лентикулярные обложки

Лентикулярная печать — технология печати изображений, в которой лентикулярный растр используется для создания иллюзии глубины пространства или перемещения и смены изображения при просмотре под разными углами. В 90-х годах такой способ печати стал достаточно популярен, и, разумеется, никак не мог пройти мимо комиксов.

Superman Forever 1998 стал одним из первых комиксов, который использовал эту технологию и при этом пристойно выглядел. При наклоне комикса глаз видел трансформацию Кларка Кента в Супермена — он снимал очки и расстегивал рубашку, под которой скрывался костюм.

Издательство DC впоследствии решило еще раз повторить такой эксперимент, но в десятки раз масштабнее — для события The New 52: Futures End издательство выпустило сорок одну лентикулярную обложку.

А что если просто сойти с ума…

Просто странные и необычные обложки

Обложка к Bloodstrike #1, кровь на которой напечатана специальными термохромными чернилами. Не хотите кровищи — просто протрите обложку, и от тепла ваших рук кровь пропадет.

В 90-е был целый вал светящихся в темноте обложек, и в большинстве случаев они были странными и не особо уместными. Обложка для Ghost Rider #15 была не такой — она идеальный пример использования такой технологии.

А это обложка с настоящим отверстием, имитирующим дырку от пули. И это отверстие было на каждой странице:

И напоследок немного маркетинга. В 2011 году издательство IDW решило, что пяти обложек для первого выпуска серии Godzilla маловато. Оно сделало беспрецедентное предложение для комиксшопов — при заказе пятисот копий комикса магазин мог попросить вариантку, на которой Годзилла… уничтожает их магазин.

Пятьсот копий — это очень много. Тем не менее, 75 комиксшопов приняли участие, что добавило к основному тиражу еще 37 500 выпусков с «магазинными вариантками». Да, все названия на обложках выше — реальные, а не вымышленные.

Как видите, обложка — это не просто рисунок, а мощнейший маркетинговый инструмент и практически безграничное поле для самых безумных экспериментов.

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Hello_Lonely
Hello_Lonely

Кайфовая статья! Автор постарался

Smurfiks
Smurfiks

Странно, что не упомянули про Роберта Киркмана, который выпустил новый комикс без промо компании и тоже с несколькимии вариантами обложек, как раз у вас на kanobu и читал про это хД