Обложки комиксов — зачем они нужны и какие бывают?
На заре появления комиксов обложкам не придавали какого-то особого значения — она просто должна была быть яркой и запоминающейся. Художник стремился сделать так, чтобы глаз читателя зацепился за изображение и запомнил его надолго (купив при этом сам комикс).
Несколько лет на обложках просто изображались случайные сцены с титульным супергероем, практически ничего общего не имеющие с тем, что находится в самом выпуске.
А некоторые и вовсе вводили в заблуждение. В примере ниже на обложке написано, что кто-то раскрыл тайну личности Бэтмена и Робина, но в самом выпуске об этом ни слова.
В начале 40-х годов на обложках стали появляться названия сюжетов и интригующие синопсисы — и само изображение стало больше соотноситься с содержанием комикса, но, опять же, не всегда.
Но вот мой персональный фаворит:
Такие обложки были популярны достаточно долгое время. Они строились по схожему принципу — показать небольшой кусок истории и поставить персонажа в сложное положение, задавая вопрос читателю: «Как герой сможет выбраться из этой передряги?».
Одной из характерных черт той эпохи стало то, что на обложках очень часто фигурировала военная тематика — в самом разгаре была Вторая мировая война. Персонажи призывали покупать военные облигации, били нацистов, крушили танки и подводные лодки — все это не могло не привлекать взгляд читателя.
Переносимся в начало 60-х годов — комиксы успешно перекочевали в свой Серебряный век, DC в первый раз оживило и встряхнуло свою вселенную. В 1961 году появился его главный конкурент на следующие десятилетия — издательство Marvel, а вместе с ним и целая россыпь новых героев и злодеев.
По стилю они были в целом похожи на обложки комиксов DC — те же интригующие синопсисы и драматические позы.
С одной стороны, то, что обложки с годами начали все больше отражать содержимое комикса (а сами сюжеты становились все интереснее и привлекательнее), тенденция, безусловно, положительная. С другой стороны, не обходилось без досадных казусов. Речь идет, конечно же, о спойлерах.
Вкратце пробежимся по нескольким знаменитым спойлерным обложкам в истории комиксов, которые напрямую кричат о том, что читателя ждет в самый драматичный момент повествования.
Обложки становились все более сложными, интересными и порой даже шокирующими — а некоторые были настолько хороши, что становились источником вдохновения для десятков оммажей от других художников и стали поистине легендарными.
А что если сделать две обложки для комикса…
Вариативные обложки
На сегодняшний день безумную популярность получили вариативные обложки — помимо основной у выпуска может быть несколько альтернативных обложек от других художников, которые могут очень сильно различаться по стилю.
Самым первым комиксом, у которого было две обложки, стал первый выпуск The Man of Steel Джона Бирна, в котором читателям представили обновленную историю происхождения Супермена.
У вариативной обложки даже была приписка «Специальное коллекционное издание», и действительно со временем такие обложки стали популярны у коллекционеров.
В том же году в Marvel случилось знаковое событие —свадьба Питера Паркера и Мэри Джейн. И для этого выпуска тоже нарисовали две обложки.
Следующим заметным комиксом с набором варианток стал Batman: Legends of the Dark Knight #1, который вышел аккурат под первый фильм Тима Бертона в 1989 году с четырьмя разными цветными обложками.
На сегодняшний день обычной практикой стал выпуск комикса с несколькими десятками вариативных обложек, которые могут очень сильно отличаться друг от друга по стилю и содержанию. Например, у**свадебного 50-го выпуска серии Batman**их было больше пятидесяти штук.
Также очень популярны серии обложек для разных комиксов, нарисованные одним художником. Самый характерный пример — Скотти Янг и его Baby Variant Covers.
А что если несколько обложек будут складываться в мега-обложку…
Панорамные обложки
Примерно так подумали в стенах Marvel и для первого выпуска серии X-men в 1991 году выпустили комикс в пяти обложках — четыре складывались в общую картину, а пятая была складной обложкой-книжкой с общей панорамой (так называемая gatefold cover).
Сложно оценить, насколько сильно именно это повлияло на итоговые продажи, но этот выпуск стал самым продаваемым в истории — около 8,1 миллиона копий. Этот формат впоследствии появлялся не так часто, но до сих пор остается достаточно популярным — из недавних примеров можно вспомнить панорамную обложку для события Spider-Geddon.
А что если сделать такую обложку, которую можно будет вертеть в руках и менять изображение…
Лентикулярные обложки
Лентикулярная печать — технология печати изображений, в которой лентикулярный растр используется для создания иллюзии глубины пространства или перемещения и смены изображения при просмотре под разными углами. В 90-х годах такой способ печати стал достаточно популярен, и, разумеется, никак не мог пройти мимо комиксов.
Superman Forever 1998 стал одним из первых комиксов, который использовал эту технологию и при этом пристойно выглядел. При наклоне комикса глаз видел трансформацию Кларка Кента в Супермена — он снимал очки и расстегивал рубашку, под которой скрывался костюм.
Издательство DC впоследствии решило еще раз повторить такой эксперимент, но в десятки раз масштабнее — для события The New 52: Futures End издательство выпустило сорок одну лентикулярную обложку.
А что если просто сойти с ума…
Просто странные и необычные обложки
Обложка к Bloodstrike #1, кровь на которой напечатана специальными термохромными чернилами. Не хотите кровищи — просто протрите обложку, и от тепла ваших рук кровь пропадет.
В 90-е был целый вал светящихся в темноте обложек, и в большинстве случаев они были странными и не особо уместными. Обложка для Ghost Rider #15 была не такой — она идеальный пример использования такой технологии.
А это обложка с настоящим отверстием, имитирующим дырку от пули. И это отверстие было на каждой странице:
И напоследок немного маркетинга. В 2011 году издательство IDW решило, что пяти обложек для первого выпуска серии Godzilla маловато. Оно сделало беспрецедентное предложение для комиксшопов — при заказе пятисот копий комикса магазин мог попросить вариантку, на которой Годзилла… уничтожает их магазин.
Пятьсот копий — это очень много. Тем не менее, 75 комиксшопов приняли участие, что добавило к основному тиражу еще 37 500 выпусков с «магазинными вариантками». Да, все названия на обложках выше — реальные, а не вымышленные.
Как видите, обложка — это не просто рисунок, а мощнейший маркетинговый инструмент и практически безграничное поле для самых безумных экспериментов.
Кайфовая статья! Автор постарался
Странно, что не упомянули про Роберта Киркмана, который выпустил новый комикс без промо компании и тоже с несколькимии вариантами обложек, как раз у вас на kanobu и читал про это хД