Новый вестерн в космосе: как «Мандалорец» определил будущее «Звёздных войн» и изменил мир сериалов
К выходу сериала «Мандалорец» (The Mandalorian) «Звёздные войны» существовали больше 40 лет — в основном, на большом экране. Однако новые фильмы франшизы либо вызывали у фанатов негативную реакцию, либо проваливались в прокате. В честь прошедших и грядущих телевизионных проектов по «Звёздным войнам» автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, как история Мандалорца от Дейва Филони и Джона Фавро изменила не только историю франшизы, но и мир сериалов в целом.
Краткая история «Мандалорца»
«Мандалорец» стал первым лайв-экшен сериалом по «Звёздным войнам». До этого в 80-е годы выходили анимационные шоу «Эвоки» и «Дроиды»; позже появились «Звёздные войны: Войны клонов» (2008), «Звёздные войны: Повстанцы» (2014-2018) и «Звёздные войны: Сопротивление» (2018–2020) — тоже в формате анимации.
Исполнительный продюсер «Повстанцев» и «Войн клонов» Дэйв Филони познакомился с режиссёром «Железного человека» Доном Фавро ещё в 2008 году. В 2019 году он пришел к коллеге с идеей «Мандалорца». По рассказу самого Филони, тогда же Фавро нарисовал эскиз существа, напоминающего Йоду.
Наёмник Дин Джарин — урожденный мандалорец, который следует правилам своего ордена и почти никогда не снимает шлем. Вскоре он получает необычный заказ: нужно найти и доставить заказчикам найдёныша, напоминающего маленького Йоду; ребёнок очевидно принадлежит той же расе и владеет Cилой. По пути Мандалорец ввязывается в разные галактические приключения и привязывается к малышу, которого, как выясняется позже, зовут Грогу.
Компиляция с бэби Йодой (Грогу) — главным маскотом «Звёздных войн» в последние три года
Ещё до выхода сериала в 2019 году президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди объяснила, что на «Мандалорца» возлагаются большие надежды: в работе над шоу студия надеялась разнообразить пул сценаристов и режиссёров. В том же интервью издание EW предположило, что так студия отвечает на критику «за наём киноделов, которые преимущественно были белыми мужчинами». И над «Мандалорцем» действительно работала интересная и разнообразная команда.
Актриса из «Мира Юрского периода» Брайс Даллас Ховард сняла популярные эпизоды «Убежище» (1 сезон, 4 серия) и «Наследница» (2 сезон, 11 серия). За работу над первым сезоном режиссёрке Деборе Чоу доверили снимать «Оби-Вана Кеноби». А финал первого сезона вообще поставил комедийный режиссёр — создатель франшизы «Что мы делаем в тени» Тайка Вайтити.
Первый сезон «Мандалорца» вышел в 2019 году, второй — в 2020 году. После небольшого опоздания из-за коронавируса и работы над другими проектами Disney+ третий сезон должен выйти в 2022 году, но точная дата пока не объявлялась. Сериал положил начало череде спин-оффов. В январе 2022 года вышла «Книга Бобы Фетта» и начались съёмки «Асоки». Оба центральных персонажа этих сериалов появлялись в «Мандалорце».
Как «Мандалорец» повлиял на сериалы и гик-культуру?
«Мандалорец» вернул «Звёздным войнам» их оригинальную атмосферу
Журналисты, кинокритики и даже фанаты с Reddit часто приписывают сериалу Фавро и Филони «спасение “Звёздных войн”». Дело в том, что попытки сделать новые истории вселенной в формате полнометражного кино оканчивались осуждением фанатов или кассовым провалом. Фильм-приквел «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» вышел в 2018 году и собрал всего 392 миллиона долларов при бюджете 275 миллионов. После этого Disney поставил производство фильмов на паузу, завершив только трилогию сиквелов.
У фанатов было невероятное количество претензий и к прямым сиквелам саги о семействе Скайуокеров-Соло: «Пробуждение силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер. Восход». Одни считали, что сценаристы жестоко и несправедливо обошлись с персонажами оригинальной трилогии — Люком, Ханом и Леей. Другие невзлюбили всю сюжетную линию c Рей, которая оказалась внучкой Палпатина. Профильные издания и поклонники вселенной говорили о провале «Звёздных войн» в целом.
«Мандалорец» стал возвращением к первичным «Звёздным войнам» Джорджа Лукаса из 70-80-х годов. Например, издание The Atlantic отмечает, что приквелы и сиквелы были наполнены событиями и сюжетом, слишком зациклены на трансформации известных мифов и шаблонов. Энакин превращался в злодея, а Рэй следовала типичным путём Избранного персонажа.
Оригинальная трилогия, как и «Мандалорец», получили гораздо больше времени на построение и осознание мира, локаций, забавных инопланетных существ и новых, незнакомых зрителю реалий. Как объясняется в статье, «шоураннер Джон Фавро перенял этот неторопливый исследовательский дух первой трилогии Лукаса». Сценаристы позволяют зрителям в течение десяти минут следить за выживанием Мандалорца на новой планете без единой реплики.
«Мандалорец» начал показывать мир «Звёздных войн» помимо Скайуокеров
В рецензии на второй сезон «Мандалорца» «Канобу» ругал сценаристов за огромное количество фансервиса — то есть попытки угодить поклонникам франшизы и привлечь их к просмотру через знакомые имена и лица. Высшим проявлением фансервиса в сериале была сцена в финале второго сезона, где за Грогу приходит Люк Скайуокер. Вернее, неловко и неправдоподобно омоложенная компьютерная версия Марка Хэмилла, который играл Люка в оригинальной трилогии и сиквелах.
Но многие фанаты стоят на том, что не каждый пример фансервиса плох. Наоборот, шоураннер «Мандалорца» сосредоточился на упоминании важных и одновременно знакомых мест и имён из вселенной «Звёздных войн», чтобы наконец дать побольше контента поклонникам расширенной вселенной.
В материале от гик-портала Coach Soup справедливо отмечено, что появление героини Бо-Катан и Бобы Фетта, намеки на будущую Академию джедаев Люка и даже использование легендарного Тёмного меча клана Визлы было сценарно оправдано. А ещё в сериале хорошо обыгрываются фрагменты вселенной «Звёздных войн», которые не слишком нравились фанатам — вроде гонок на подах из «Эпизода I: Скрытой угрозы» или символики Дня жизни из ненавистного рождественского фильма «Звездные войны: Праздничный спецвыпуск» 1978 года.
Внедрение громких имён из вселенной позволяет Disney и Lucasfilm расширять линейку сериалов по «Звёздным войнам»: зрители «Мандалорца» могут заинтересоваться ими и потянуться к новым шоу, даже если в них нет Грогу и Скайуокеров. Так, довольно средний сериал «Книга Бобы Фетта» набрал хорошие просмотры и даже обогнал финал первого шоу.
«Мандалорец» совершил техническую революцию
Следом за «Игрой престолов» шоу Disney+ поддержало и даже повысило планку качества для современных сериалов. По данным Washington Post, финальные серии «Игры престолов» и каждая серия «Мандалорца» в среднем стоили одинаково — около 15 миллионов долларов. Только вот эпизоды «Мандалорца» были по 40 минут, в то время как эпик HBO мог доходить до 80 минут хронометража.
Команде «Мандалорца» удалось популяризировать революционную технологию для научно-фантастических и фэнтези-сериалов. Подразделение Lucasfilm — Industrial Light & Magic — разработало способ поместить актёров на локации, а не на пустой зелёный экран-хромакей. Как объяснил портал Techcrunch, на съёмках «Мандалорца» фантастические 3D-пейзажи проецировались на LED-экраны вокруг актёров, подстраивались под движение камеры и выглядели абсолютно реальными. Для этого использовался движок Unreal Engine, на котором делает свои игры студия Epic Games.
Технология называлась StageCraft, а после была встроена в полноценную систему проекции со звуком и получила название The Volume. Помимо сериалов Disney+, магию «Мандалорца» уже использовали в фильме «Полуночное небо» с Джорджем Клуни, блокбастере «Тор: Любовь и гром» Тайки Вайтити, «Бэтмене» Мэтта Ривза и триквеле «Человека-муравья».
«Мандалорец» изменил отношение жюри крупных премий к «Звёздным войнам» и супергероике
За два сезона «Мандалорец» получил номинации в шести категориях премии «Эмми», включая «Лучший драматический сериал», одной категории «Золотого глобуса», одной BAFTA и ещё нескольких престижных кинокритических премий. В феврале 2021 года Variety посвятило целый материал тому, как сериал Disney+ ломает рамки жанра. Издание отмечает, что до этого ассоциации критиков и жюри премий смотрели на «Звёздные войны» свысока, как на исключительно коммерческие, а не художественные проекты. За всё время существования франшизы только самый первый фильм — «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» — получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».
Номинация «Мандалорца» на «Эмми» в 2020 году стала шоком даже для президента по маркетингу и контенту Disney+ Рики Штрауса. Штраус считает, что сериал действительно вышел за рамки жанра и аудитории «Звёздных войн», а также заставил жюри «Эмми» признать невероятный технологический прорыв в съёмках. Подробнее о том, как супергеройские и научно-фантастические сериалы захватили «Эмми» в 2021 году, «Канобу» писал в отдельном материале.
А ещё «Мандалорец» заставил жюри «Золотого глобуса» уточнить свои регламенты. По правилам премии, актёры озвучки, которые не показывают лица в сериале или фильме, не могут быть номинированы на премию в актёрских категориях. Однако исполнитель роли Мандалорца Педро Паскаль показал лицо в финале первого сезона. Из-за этого представителям премии пришлось уточнить, что он мог бы получить номинацию. Правда, номинации Паскалю так и не досталось.
«Мандалорец» нашёл зрителей помимо фанатов «Звёздных войн»
«Мандалорца» описывают как «спагетти-вестерн в космосе», отсылая к популярному поджанру вестернов из 1960-х и 1970-х годов; фанат даже сделал трейлер сериала в соответствующем стиле. Шутки шутками, но получившийся Il Mandoriano действительно выглядит как шоу, которое может смотреть любой зритель.
Как отмечает Vox, аудитории необязательно подробно знать канон «Звёздных войн» — ей, по большому счёту, можно не знать о «Звёздных войнах» почти ничего. Йода и Скайуокеры стали частью массовой культуры, понятной не только гикам; не нужно смотреть все девять фильмов, чтобы умилиться бэби Йоде или узнать световой меч. Кроме того, подчеркивает издание, за «Мандалорцем» и его сюжетом очень легко и комфортно следить из-за их общей простоты.
Именно поэтому сериал попал в тройку самых просматриваемых премьер в США вместе с «Пацанами» и «Очень странными делами», которые не были франшизами и выделялись как самостоятельные проекты. Сейчас он позволяет вселенной «Звёздных войн» заинтересовывать новых зрителей и успешно расширяться.