Не смешно и тревожно. Какой получилась 4 серия 4 сезона «Рика и Морти»
То есть воспринимать сериал стоит исключительно с точки зрения сборника пародий и скетчей на вольные темы, и актуальные тренды. Ну и немного про клише современной поп-культуры там говорят, конечно.
Разумеется, это расходится с позицией «Канобу», которое ценит в «Рике и Морти» как раз развитие персонажей и первоклассную драматургию в отдельных эпизодах (которая там уживается и со злобнодневностью, и с культурными отсылками). То есть не понимать суть сериала — это как раз не требовать от него возвращения к прошлым заслугам.
Немного отдохнув от проекта после недельного перерыва, вызванного празднованием в США Дня благодарения, я попытаюсь оценить новый эпизод с обеих точек зрения. И рассказать о том, почему новая серия оказалась еще хуже всех предыдущих по всем возможным фронтам. Что, как казалось, было уже невозможно.
Еще одно приключение Морти. Всего 20 минут тягомотины, и мы дома!
Итак, о персонажах. В этот раз сценаристы уже настолько обленились, что сюжетных веток осталось всего две. Первая посвящена приключению Рика, Морти, и Саммер. Вторая отдана на экзистенциальные страдания Джерри, который вдруг находит нового приятеля. Морти, не блещущий умом, но остающийся в душе классическим нердом, решает завести себе нового питомца — ручного дракона из фэнтезийных сказок.
Но вместо приключений в духе канонических ролевок он получает эротический сон любого толкиниста, который, конечно, для обычного человека может стать сущим кошмаром. На самом деле, пусть формально это приключение и идет за Морти, главный герой тут все-таки Рик.
Больше о «Рике и Морти»:
Создатели вновь пытаются проехаться по предельной социопатии персонажа, с которой где-то в глубине своей души ему так страшно и неуютно жить. Нам опять стараются изо всех сил представить драму Рика, который хочет найти друга, но получив его в свое распоряжение, либо теряет заветное, либо из-за грубости характера сам же его и отталкивает от себя.
Приправлено это все новой идеей: несмотря на весь свой научный креатив и осведомленность в молодежных трендах, герой чувствует на себе груз прожитых лет. Мол, тусоваться с племянником, конечно, хорошо, но душа просит спокойных посиделок и более взрослого досуга. Как пел его древнейшество Вертинский, иногда «хорошо с приятелем вдвоем сидеть и пить простой шотландский виски». И это все.
Кроме повторения прошлых идей и незначительной дорисовки образа, вся эта сюжетная ветка вновь пуста на какие-то детали.
Больше о «Рике и Морти»:
Джерри, ты неудачник, и в этом твоя главная сила!
Приключение Джерри, который, ведомый новым приятелем, решает встряхнуть свой кризис среднего возраста, вообще вставлено в эпизод непонятно для чего. Здесь не прослеживается ни глобальной пародийности, ни желания раскрыть героя.
Ну ок, он неудачник. Да, ему не хватает внутреннего стержня, потому им могут крутить как угодно и кто угодно — жена, дети, коллеги с работы, да даже прохожий, которого он видит впервые. Никаким образом ни на сюжет, ни на самого героя все эти пертурбации абсолютно не влияют.
Тогда встает резонный вопрос — а зачем вообще было все это нужно? Для растяжения хронометража до жалких 20 минут?
Обе ветки сюжета ведут в никуда, лишь для того, чтобы кончиться ничем. Если прошлые эпизоды хоть как-то формировали какой-то посыл сериала, пытались показать интересные миры или ставили героев в интересные ситуации, то здесь мы получили классический филлер.
И если бы вся половина сезона была бойкой, хлесткой и радующей глаз, то никакой проблемы в этом не было. Но когда 4 из 10 эпизодов по сути являются филерами — это уже конкретный перебор. Причем в этом году нам осталась вообще 1 серия!
Больше о «Рике и Морти»:
Пародия, больше похожая на старческое бессилие
Вся серия — невнятная пародия на древние и классические настолки, фэнтези, его экранизации, и людей, которые болеют всеми этими мирами. Избито, но при должном понимании темы можно было сделать что-то интересное. Вопрос лишь в том, что получается это все уже просто до какой-то феноменальной запредельности не смешно.
Нет, конечно, о вкусах не спорят, кто-то смотрит российские комедии, а Камеди клаб все еще транслируется в эфире крупного развлекательного телеканала. Но даже если исходить из субъективного восприятия, шутки в «Рике и Морти» стали беззубыми и пародируют не объекты зубоскальства, а сами себя.
Демонстрация связи человека и его ритуального питомца в виде чуть ли не сексуализированного акта, разве что не сопряженного с эякуляцией? Не смешно. Попытка выставить фентезийных зверушек сказочными потаскухами? Пошловато даже для «Рика и Морти». Насмешки над Джерри, который опять ведет себя как ведомый простофиля, и полный идиот, оторванный от реальности? Было. Очень много раз было. И так практически в каждой сценке эпизода. Сценаристы будто кричат тебе: «Смотри, мы стебем то, что тебе нравится. Ты уже только от этого должен хохотать!».
Я не понимаю, как можно оценивать всю эту пародийность в позитивном ключе. Ведь сам факт присутствия не делает ее смешной. От того, что вы пародируете что-то, оно не становится задорным, если не вкладывать в сценарий хотя бы привкус остроумия.
Получается какое-то странное месиво, в котором зритель вроде бы понимает, что в конкретно этом моменте нужно смеяться. Сама конструкция сцены подразумевает это. Но вот смеяться совсем не хочется. Может быть, «Рику и Морти» пора взять на вооружение прием из американских ситкомов и заручиться закадровым смехом после каждой шутки?
Больше о «Рике и Морти»:
Все дальше ведет исковерканный путь от места достойных побед
Можно сколько угодно говорить, что автор не сечет метамодерновую фишку, не понимает тонкости отсылок или вообще страдает тяжелой формой занудства. Но факт того, что «Рик и Морти» не просто не развивается со сценарной точки зрения, но и становится попросту не смешным, все сложней оспаривать.
Серьезно, посмотрите рандомный эпизод из первого или второго сезонов. И сравните с этой серией, прежде чем начнете вновь защищать своих любимчиков. Мне кажется, деградация сериала станет для вас просто очевидной.
Ждем последнего эпизода первой половины этого сезона, чтобы уже практически точно поставить промежуточный диагноз. Пока кажется, что пациент скорей бесстыдно мертв, чем жив.