Не ведитесь на зомби! «Рассвет» — все тот же типичный подростковый сериал от Netflix
Хотя «Рассвет» и подает себя как сериал про зомби, пост-апокалиптика здесь только антуража ради. Несколько месяцев назад у Джима Джармуша вышел фильм «Мертвые не умирают» — наивная старческая комедия про зомби, олицетворяющих миллениалов с их вредными привычками, которые бродят по улицам и выкрикивают слова вроде «ксанакс» и «вайфай».
«Рассвет» делает примерно то же самое: использует идею зомбирования только для того, чтобы посмеяться над пороками современного человека. Причем человека взрослого: эпидемия в «Рассвете» коснулась только старшего поколения, тогда как подростки пережили апокалипсис. Тут же начался «Безумный Макс» — все поделились на касты под стать школьной иерархии в американских сериалах. Заправляют всем футбольные игроки-дикари, в другой половине города живет клан чирлидерш-амазонок-феминисток, есть еще ботаники, мажорные гольфисты, пастухи, геймеры, еще парочка случайных банд и… Джош. Просто Джош, главный герой-одиночка, у которого есть лишь одна цель — найти свою девушку Сэм, пропавшую без вести сразу после взрыва эпидемии.
По пути Джош собирает свой отряд самоубийц: встречает самурая-пацифиста, пироманку возраста начальной школы, хипстера Илая и ведьму (кто она и откуда взялась — спойлер). Все вместе встревают в классические передряги из которых, конечно же, благополучно выбираются самым глупым образом.
Больше о зомби:
«Рассвет» — своего рода переработанная «Баффи — истребительница вампиров», где вампиров поменяли на зомби, оставив идею интерпретации школьных проблем сюрреалистической метафорой.
Зомби-апокалипсис — не более чем предлог, чтобы показать жизнь подростков без родителей, а заодно и гиперболизировать школьные междоусобицы. Справедливости ради, все это выглядит эффектно и во многом даже забавно. Однако сами темы, поднимаемые в сериале, уже пережеваны с десяток раз все тем же Netflix: вновь буллинг, слатшейминг, женские права, латентная гомосексуальность… в общем, все как обычно, по одним и тем же шаблонам и без каких-либо попыток подойти к актуальным топикам с новых сторон (как, например, это недавно сделала «Эйфория»).
Единственное, чем отличается «Рассвет» — сериал размышляет (точнее, пытается) о самой идее существования подростков без взрослых и какой-либо опеки. Ни о какой многоструктурной драме в сериале, конечно, не идет и речи, но шоу все равно кое-как пытается завести диалог о недостатки родительского внимания к детям, особенно в наши дни. Мораль «Рассвета» — взрослые слишком эгоистичны и сами не понимают, что творят, но все равно помыкают младшим поколением. Конечно же, уже через несколько минут этот диалог прерывается глупой шуткой, и мы снова возвращаемся к подростковому «пост-апокалиптическому» роуд-муви.
В попытке лавировать клише, «Рассвет» также выкручивает на максимум свою «модность и молодежность», но чересчур перебарщивает. Джош постоянно прерывается на разговоры со зрителем, на экране каждые пять минут всплывают режиссерские подсказки в духе комиксных ремарок (сериал, кстати, основан на серии графических романов Брайана Ральфа), а почти каждая серия снята разным форматом.
Нечто подобное было в третьем сезоне «Мистера Робота». Один эпизод снят в стилистике ситкома (у Сэма Эсмейла была пародия на «Альфа», здесь же — какую-нибудь «Мою так-называемую жизнь»), в другом повествование разбавлено анимационными вставками, третий навевает идиллические мелодрамы 70-х.
Netflix перестарался: от перенасыщения визуальными приемами сериал стягивает воздух, пост-ироничность зашкаливает, а на происходящее становится невозможно смотреть (визуально «Рассвет» походит на грубую копи-пасту «Полового воспитания», «Американского вандала» и «Как продавать наркотики онлайн (быстро)»). Для полного бинго не хватает разве что интерактивности.
«Рассвет» — это классический подростковый сериал от Netflix, разве что перенасыщенный визуальными примочками. Он в меру смешной, без меры глупый, в чем-то занимательный, но по-большей части проходной.
Сервис по-прежнему перерабатывает собственные сериалы — снимает одну и ту же тинейджерскую комедию, лишь актуализируя социальные топики и внедряя новых персонажей, чьи характеры слизаны со вчера созданного твиттерского аккаунта очередного прогрессивного гендерфлюидного юзера-феминиста.
Что, в целом, не сильно портит шоу… не считая того, что нам все равно приходится смотреть один и тот же сериал про подростков раз за разом. Разве что характеры этих подростков и картинка стали чуточку хайповее.
- Мой обзор «Баффи, истребительницы вампиров»
- Мой обзор «Мертвые не умирают» Джармуша