Sweet Tooth: чем грустная сказка-утопия Netflix выделяется на фоне франшиз об апокалипсисе
История из комикса
Серия комиксов «Сладкоежка» (Sweet Tooth) от издательства Vertigo выходила с 2009 по 2013 год. В центре сюжета – девятилетний Гас, гибрид человека и оленя. Отец растит его в глуши, вдали от людей, и пугает рассказами о боге и ужасных пожарах за пределами леса. На самом деле, так он пытается уберечь Гаса от людей, которые боятся, ненавидят и истребляют гибридов. Как только в мире начали рождаться эти странные дети-животные, людей поразил смертельный вирус – Хворь. Иммунитет от Хвори есть только у таких, как Гас; иногда военные ловят гибридов и ставят на них опыты, чтобы создать вакцину от вируса. Гас отправляется в путешествие, чтобы найти мифический Заповедник, в котором гибриды якобы могут жить в мире и не бояться людей.
«Сладкоежку» написал Джефф Лемир, автор комиксов «Никто», «Графство Эссекс», «Черный молот» и соавтор нескольких серий для Marvel и DC. Несмотря на то, что главный герой серии – ребёнок, градус насилия в ней невероятно высокий. В первом выпуске в присутствии главного героя жестоко убивают отца. А случайный прохожий Джепперд, который вызывается помочь, обманывает Гаса и сдаёт его в научную лабораторию. И хотя в конце концов Гас находит других гибридов и выживает в схватке с врагами, финал у «Сладкоежки» жестокий и тоскливый. Западные журналисты окрестили серию комиксов кроссовером «Бэмби» и «Безумного Макса».
Чем версия Netflix отличается от комикса
Оригинальная история напугала своей жестокостью даже исполнителя роли Гаса — 11-летнего Кристиана Конвери, который специально начал читать комиксы для подготовки к роли. Но шоураннер Джим Микл (известный, кстати, хоррорами «Малберри-Стрит» и «Земля вампиров») сильно переделал историю. Прежде всего, чтобы адаптировать её для семейной аудитории. Сериал «Сладкоежка/ Мальчик с оленьими рогами» (Sweet Tooth) больше похож на сказку, своеобразный «постапокалипсис для самых маленьких»: никакого каннибализма, пыток и реалистичных смертей.
Изменения коснулись практически всех героев и сюжетных линий. Гас, мальчик-гибрид, стал старше: в первом эпизоде ему исполняется одиннадцать лет. Миловидный актёр скорее напоминает очеловеченную версию Бэмби, чем замученного и худого человека-оленёнка из комиксов. Злобный старик Джепперд, который по сюжету комикса предал Гаса, превратился в на вид добродушного темнокожего мужчину в исполнении Нонсо Анози («Игра престолов», «Схватка»). Наконец, Гас просит Джепперда сопровождать его не в Заповедник, как в комиксе, а в очень наивную, детскую и заведомо провальную миссию по поиску погибшей мамы.
В адаптации Микла Хворь показана мягко, как некая болезнь, напоминающая сильную простуду. Все действующие лица четко разделены на протагонистов и антагонистов, добро и зло, совсем как в сказках. Отец Гаса, Джеппер или основательницы заповедника Эми — как безусловно положительные, добрые персонажи. Генерал Эббот и его помешанная на чистоте вида организация «Последние люди» — как не менее безусловные злодеи. Впрочем, зло появляется на экране очень редко, в основном чтобы слегка напугать героев и сбить их с пути. Единственный персонаж с серой моралью – это доктор Сингх (Адиль Ахтар). Его сюжетная линия может зацепить даже взрослых, поскольку Сингх стоит перед недетским выбором: сохранить принципы или спасти больную жену.
Какую историю показал Netflix
Визуально Sweet Tooth тоже исполнен в стиле детских сказок. В кадре много света, большая часть действия сериала происходит под открытым небом. Картинка насыщена деталям, будто иллюстрации в детской книжке. Пока Гас и его спутники преодолевают пешком огромные расстояния, можно полюбоваться лесами, долинами и горами. И все они практически пусты и нетронуты людьми.
В сериале визуализируется один из главных пандемических мемов. После апокалипсиса природа настолько очистилась, что парк Йеллоустоун, в котором жил главный герой, выглядит как волшебный лес, а обычный зоопарк без вмешательства людей превращается в идеальный заповедник для любых гибридов. Один из героев рассказывает Гасу, что вода снова стала голубой «не просто так»: загрязнять Землю попросту некому.
Персонажи Sweet Tooth много размышляют о любви к планете, и не только о ней. Часто они очень прямолинейно и долго спорят о том, как нужно относиться к миру: доверять другим живым существам или остерегаться их, жертвовать собой ради общего блага или пытаться выжить в одиночку. Но даже самые наивные и пафосные реплики в сериале не раздражают, поскольку произносят их дети и подростки. Причем многие, как предводительница местных эко-активистов Мишка (Стефания Оуэн), за свою короткую жизнь успели пережить много страшных событий. Характер этих героев сложился в экстремальных условиях, их мысли и убеждения звучат логично.
Самый сильный элемент сериала – сам Гас. Где бы Гас не появился, он пробуждает в персонажах лучшее, заставляет их становиться добрее и снисходительнее, даже кадры с ним кажутся светлее и ярче на фоне других. Юному актеру Кристиану Конвери отлично удалось воплотить главную надежду нового мира, идеальный образ спасителя, вокруг которого люди готовы объединиться. Связь остальных действующих лиц с Гасом неочевидна и проявляется постепенно: события эффектно переплетаются, чтобы в финале соединиться в одной точке.
Так стоит ли смотреть сериал, если вы не читали «Сладкоежку»?
Смотреть Sweet Tooth однозначно стоит — даже если вас не интересует серия Джеффа Лемира. Их отличия по стилю, сюжету и общему настроению делают комикс и сериал двумя разными самодостаточными произведениями. Оригинальная история поражала жестокостью и предлагала мрачную картину мира, пережившего глобальную катастрофу. Экранизаций подобных сюжетов много: от «Ходячих мертвецов» до «Безумного Макса». Вместо этого сериал предлагает очень человечные, близкие каждому темы и конфликты: потерю близких, недоверие к чужакам, страх за свою жизнь. Действие сосредоточено не на всеобщей жестокости и озлобленности, а на судьбе детей и их защитников. Это располагающие к себе герои, которым сложно не сопереживать – как персонажам двух частей популярного хоррора «Тихое место».
В версии Netflix тоже хватает тяжёлых моментов и неожиданных сюжетных поворотов, а новые порядки человечества далеки от гуманных. Например, заражённых в городе, где живет Сингх, попросту сжигают со всеми вещами. Но в целом сериал посвящен другим, более позитивным темам: доброте, надежде и умению довериться тем, кого мы опасаемся и не понимаем. Получилась грустная, но в целом добрая сказка-утопия. На фоне многочисленных франшиз об апокалипсисе такая концепция кажется более свежей и незаезженной, чем оригинальный комикс.