Мнение. Почему «Настя, соберись!» — предвестник изменений к лучшему в российских сериалах
Само по себе словосочетание «российский сериал» всегда вызывает у меня скептицизм. Что, на самом деле, не очень честно: в России стабильно выходит по несколько интересных проектов в год. Большинство из них просто «не мое» по тематике, либо по подаче.
Много сериалов для меня было загублено сексистскими и просто глупыми штампами. На мой взгляд, отечественные киноделы пока не научились писать нормальных, обычных, разнообразных женщин. Имеются в виду, конечно, современные: в советское время подход к персонажам в принципе был другим.
Адекватные женские образы встречаются единично, причем в неожиданных местах. Например, Василиса в «Последнем богатыре» или девушки без принципов в сериале «Просто представь, что мы знаем». Отдельную нишу скоро займет Светлана Ходченкова, которая помимо ряда шаблонных образов играет очень необычных героинь (достаточно посмотреть «Секту» или «Вы все меня бесите»).
От «Настя, соберись!» ждать толком было нечего: трейлер обещал банальные шутки и стереотипный набор «женских» проблем. Надежду внушало только то, что снимал сериал режиссер и сценарист Константин Майер («Физрук», «Я худею», «Огонь») — с переменным успехом он честно старается создать что-то интересное и новое для отечественного кино.
Нельзя сказать, что «Настя, соберись!» — потрясающий сериал западного уровня. Серии выглядят простенько, сюжеты тоже не отличаются сложностью, но зато каждый элемент в нем работает. Актерский состав, который возглавляет Любовь Аксенова («Салют-7», «Глубже!»), отлично вжился в свои роли.
Внутри главной героини Насти, как, в общем-то, внутри каждого человека, уживается много черт личности. В сериале они буквально разные люди из ее головы в виде двухэтажного помещения, разделенного на сегменты для каждой личности. Даже по именам чувствуется, что все они — забавные и по-доброму сделанные. И Хозяюшка, и Богиня, и Родитель, и Сестра, и Бусинка.
Именно это и отличает сериал: доброе и адекватное отношение к персонажам, главным и второстепенным. Для меня это видится еще и добрым и адекватным отношением к своей аудитории. Очевидно, что в основном она будет состоять из женщин, но это не помешало создателям шоу постараться как следует.
А какие обычно истории снимают для женщин? Несколько лет назад, когда сериалы в России в основном шли по ТВ, героини делали следующее: страдали от неразделенной любви, безуспешно строили карьеру, ждали мужа из тюрьмы либо, что еще лучше, садились в тюрьму за них. Заполируйте это зайками, лужайками и прочими прелестями тяжелейшей семейной жизни.
Касалось вышесказанное даже «сильных» героинь вроде Каменской или Марии Швецовой из «Тайн следствия». В этом неоднократно признавались сами сценаристы, например, как в этом материале 2015 года. У них были правила, по которым женщины должны страдать, иначе сериалы не будут покупать и смотреть.
За последние годы значительно повысилось качество съемки — и только. Большинство мейнстримовых российских сериалов и мелодрам сейчас можно бесплатно смотреть на YouTube. И там такой же мрак: обманутые и неудачливые бизнес-леди, бесконечные измены, разбитые сердца, сказочное богатство, превращающееся в страшную нищету (и наоборот).
Вот сюжет случайного сериала «Девять жизней», который выдается по запросу «российский сериал» в YouTube:
Юная Маша Трофимова мечтала о спокойной счастливой жизни. Она хотела поступить в Суриковское училище и выйти замуж за любимого человека Сергея. Но внезапно пришла беда. Чтобы спасти отца от тюрьмы, Маше приходится связать свою жизнь с чудовищем.
В обмен на свободу отца мать Маши устраивает дочери свадьбу с владельцем фермы Игнатом, суровым хромым мужчиной гораздо старше Маши. Сергей, на которого Маша надеялась до последнего момента, оставляет ее. Девушка выходит замуж за Игната в полной уверенности, что теперь ее жизнь закончена.
Понятно, что за рубежом тоже снимается море подобных сериалов, а гендерного равенства не получается — там многие шоу грешат уже шаблонными образами мужчин. Понятно, что телевизионная «жвачка» не может похвастаться высоким уровнем, и никто не будет снимать шедевры для эфира в 15:00 на канале «Россия 1». Но общий уровень отечественных сюжетов все равно низок — ведь хороших примеров очень мало.
На фоне этого даже «хорошист» вроде «Настя, соберись» кажется огромным прорывом. Во-первых, он сделан для максимально широкой аудитории — в том числе и той, что смотрит сериалы на YouTube. Никаких принципиально новых, сложных и супер-далеких «от народа» проблем и тем в нем нет. Сложности возникнут, разве что, с модными словечками от миллениалов.
В попытках подобрать достойный аналог из отечественных вспоминаются «Папины дочки». Тоже довольно простой, но душевный сериал, который многие вспоминают с теплыми чувствами. Интересно, кстати, что он был придуман именно российским шоураннером, а сценарий купили для немецкого ремейка.
Но больше всего сериал напомнил мне франшизу «О чем говорят мужчины». В ней героям тоже разрешалось быть такими, какие они есть: неидеальными, местами нелепыми и смешными, но без порицания. Вместо миллиарда туалетных шуток они внезапно обсуждали страхи, сомнения, трудности — причем так же задорно, со скетчами и гиперболизацией.
«Настя» революционна не столько темами, сколько отношением к героине. Ей разрешается тупить, сомневаться в себе или вести себя слишком эмоционально, но сериал ее за это не осуждает и не наказывает сверх меры. По идее, Настя, как и многие другие сериальные женщины, тоже «падает на дно» и «теряет все в одночасье». Только виновата тут не судьба или злой рок, а обычные жизненные ситуации или последствия ее решений.
Словом, Настя и не безвольная жертва, и не хранительница семейного очага, и не истеричка, и не разлучница, и не дура… Для российского контента правда ново, что герои неожиданно не умещаются в одну коробочку.
До недавних пор, когда снимали контент в основном для телевидения, хорошими были разве что детективы и исторические сериалы. В них плохая проработка женских персонажей чуть меньше бросалась в глаза, а сексизм хотя бы иногда объясним эпохой. И даже в них шаблонные истории скорее раздражают и мешают нормальному восприятию. В 2020 году вышли сериалы с чудовищно блеклыми и неинтересными героинями, «Перевал Дятлова» и «Шерлок в России».
Хотя тут речь идет уже даже не о феминизме. Более того, я говорю не только о женских образах — обо всех. Российская аудитория давно заслуживает сериалов о себе, современных, близких и понятных. Чтобы они рассказывали не только о семейных страстях болливудского уровня со всякими найденышами, подменой детей и изменами, не только об уголовниках и охотниках на уголовников или о грозных царях, погибших сотни лет назад.
Так что, даже если лично вам не близка и не интересна тема «Настя, соберись!», на него не стоит смотреть свысока. Это комедия, которая дает хотя бы небольшую надежду на будущее — для женских образов и сериалов в целом.