Мнение о комиксе «Сквозь снег». Грустное путешествие, а не великая революция
Оригинальный графический роман сценариста Жака Лоба и художника Жана-Марка Рошетта был опубликован 1982 году. Именно на нем и будет сконцентрирована статья, так как продолжения вышли намного позже и без участия Жака Лоба, который скончался в 1990 году.
Работа 1982 года имела вполне четкую концовку и не нуждалась в продолжении. Но в 1999 году история получила новое развитие. Другой поезд, другие персонажи, упоминания прошлых событий и новый сценарист в лице Бенжамина Леграна. Под его авторством вышло два тома The Explorers и The Crossing (на английском они вместе вошли во второй том).
На волне популярности экранизации 2013 было решено выпустить четвертый и финальный том. Он вышел в 2015 и получил название Terminus. Написал его Оливер Бок, а за художественную часть отвечал бессменный Жан-Марк Рошетт. Но даже это не поставило точку в эксплуатации вселенной. В производство запущенно 3 комикс-приквела, один из которых уже вышел. В них подробно раскроются события до катастрофы, первые дни катастрофы и события, которые происходят уже какое-то время спустя. Но вернемся к самому оригинальному произведению.
Глобальная катастрофа, вечная зима и постоянно движущийся поезд с остатками населения, распределенного от нищеты до элиты, легли в основу концепции произведения. Только первый том представляет из себя совсем не историю о революции, какую многие увидели в фильме. Это трагичный и неспешный путь из одного конца в другой мужчины по имени Пролофф, который умудрился сбежать из того ада, что творился в хвосте поезда.
Его история начинается с того, что он попадается охранникам, которые его изолируют. Не успел он посидеть в изоляции, как к нему приходит женщина по имени Аделайн — представительница движения за перемещение людей из хвоста в лучшие условия. Она заинтересовалась пойманным, но, несмотря на запреты, проникла к нему. В итоге их обоих превратили в пленников. Некоторое время спустя высшее руководство проявляет интерес к заключенным. И так начинается путешествие этой пары через весь состав.
Герои проходят вагон за вагоном, становясь свидетелями того, как же все функционирует в этом новом мире. Они встречают разных людей, видят, что же получает элита, пока бедные помирают в хвосте. Алкоголь, женщины и целая библиотека. Все это должно соблазнить Пролоффа, но цена за такое будущее не приходится ему по вкусу, что приводит к конфликту. Жаль, что случается это ближе к концу истории.
Сюжетом трудно восхищаться после экранизации. Конечно, везде есть свои условности, но оригинальный комикс слишком прост, а под конец даже немного глуп. Здесь даже присутствует романтическая линия, но она криво прописана, так как в одной из сцен герой просто забывает о своей спутнице и прибегает к услугам местных распутных женщин. Как-то не получается сопереживать этому роману.
Причина заинтересованности руководства в пленниках очевидна, но с раскрытием этой информации очень долго тянут, словно думают, что таким поворотом кого-то удивят. Хорошо, что финал получился логичным, хотя подводят к нему через очень идиотскую сцену.
Но стоит отметить, что в комиксе чуть больше уделено внимания начальным событиям. В диалогах размышляют о причинах катастрофы, герой рассказывает немного об ужасах последних вагонах. Например, о невозможности побыть одному, каннибализме, самоубийствах и страшной бойне, которую в первые месяцы устроили солдаты, навсегда похоронив надежду на лучшее для низших слоев. Этому уделено мало внимания, но об этом не забывают.
Главной неожиданностью стало то, что авторы не слишком креативно подошли к изображению различных вагонов. Интерьеры выглядят очень скупо. Например, сельскохозяйственный вагон в комиксе представлен постоянными крупными планами персонажей, а растения как-то фоном торчат. Нет хорошего представления об этом отделении. Можно было бы нарисовать разворот, демонстрирующий, как и что выращивается в нем. Но читателя оставляют без подробностей. И так почти с каждым новым вагоном. Что место, где искусственно производят мясо, что вагон, состоящий из культистов, молящихся великому локомотиву. В поезде есть даже кинотеатр, демонстрирующий «Касабланку» и «Звездные войны», но и его показывают мельком.
Внутренности поезда вызывают клаустрофобию. Герой перемещаются по очень узким коридорам, где толком и смотреть то не на что. Даже на умерший мир за окном не дают толком посмотреть. Не совсем понятное решение создателей. Если вы делаете фантастическое произведение с такой необычной идеей, то почему не оторваться на всю катушку?
Стоит отметить, что сам по себе рисунок неплох. Лица персонажей не похожи друг на друга, а этим грешат многие известные художники. Хотя ощущается нехватка динамики на панелях. Так как эта история почти полностью состоит из диалогов, то статика преобладает. Пара эпизодов с использованием огнестрела впечатления не производят.
В итоге это произведение послужило хорошим фундаментом для замечательного фильма, но само по себе оно представляет из себя простоватую антиутопию, с не самыми выразительными персонажами и небогатым на интересные детали рисунком.