«Мир Дикого Запада»: стоит ли смотреть второй сезон, если не понравился первый?
Осторожно спойлеры!
В тексте пересказываются многие ключевые события первого сезона сериала. Спойлеры к 1 серии 2 сезона незначительные и касаются в основном не особенно важных для сюжета деталей.
Для HBO «Мир Дикого Запада» должен был стать заменой «Игры Престолов» — сверхпопулярным дорогим сериалом, о котором будут говорить годами, и чтобы в день старта новых сезонов пустели улицы мегаполисов. У Westworld были для этого все слагаемые: оригинальный и крайне интересный сеттинг, замечательный Джонатан Нолан в кресле сценариста, мощный актерский состав, впечатляющий бюджет. До премьеры первой серии «Мир Дикого Запада» для очень многих (и для меня в том числе) был одним из главных сериалов последних лет.
Я не могу сказать, что в итоге сериал получился плохим. Но, на мой взгляд, его потенциал был реализован от силы процентов на тридцать.
У меня две основных претензии к первому сезону: драматическая пустота и куча «монтажных» плот-твистов.
Создатели «Мира дикого Запада» взялись за сложную тему, но практически никак ее не раскрыли. Никаких хоть сколь бы то ни было интересных дискурсов о природе жизни, смерти и разума тут нет и в помине. Все, что есть — предсказуемо (не в сюжетном плане!), банально и пережевано тысячи раз в тысячах других произведениях. Хосты (местные андроиды) считают себя живыми людьми, ведут себя, как живые люди, но вынуждены раз за разом проживать один и тот же сценарий, даже не подозревая, что все вокруг — декорация. Потрясающая завязка, из которой можно было бы столько всего выжать! Но нет: вас ждут дежурные «любовь человека к машине», «у машины есть память» и «машины поняли, что они машины, обиделись и подняли восстание».
Это, конечно, все еще работает, но выглядит как-то мелковато, особенно на фоне какой-нибудь Ex Machina, которая за полтора часа экранного времени говорит о большем и куда более взрослым языком, чем Westworld за 10 серий.
Что я имею в виду под монтажными плот-твистами: сериал устроен таким образом, что его история, довольно, к слову, простая, умышленно смонтирована так, чтобы казаться запутанной. В «Мире Дикого Запада» есть несколько временных линий, и события в некоторых из них происходят с разницей в тридцать лет — но выстроено при этом все так, чтобы мы думали, что повествование разворачивается линейно. Говорят, что это сделано для того, чтобы погрузить нас в бесконечный цикл, который проживают Хосты, — но лично мне такой способ запутывать сюжет кажется невероятно искусственным. Я знаю, что многим нравится этот подход — ведь Westworld похож на головоломку, которая потихоньку складывается с каждой серией. Я лишь постоянно отчетливо вижу руку сценариста и монтажера, которые показывают мне ровно столько, сколько нужно, и старательно «запутывают следы», каждый раз оставляя все самое интересное на потом.
Поверить в «Мир Дикого Запада» мне было сложно и из-за странных сценарных ходов: здесь, например, андроид, которая до этого не видела ничего кроме, собственно, Дикого Запада, до смерти запугивает двух сотрудников Парка, заставляет их выполнять все ее требования, — и те соглашаются, хотя могли попросту рассказать все службе безопасности. Ну не настолько велик был повод для шантажа, чтобы рисковать жизнями коллег. А «откровение», что Бернард, один из ключевых сотрудников невероятно могущественной компании, способной создавать искусственных людей (!), всю дорогу был андроидом… И никто за много лет этого не заподозрил — без комментариев.
Тем не менее, Westworld все же было интересно смотреть: здесь отличные съемки и интересный мир, да и узнать, что же, в итоге, за Игру затеял персонаж Энтони Хопкинса, очень хотелось.
Первый сезон заканчивался мощнейшим клиффхэнгером — и, судя по первой серии второго, сценаристы вполне могут исправить большую часть проблем, о которых я писал выше.
Сразу скажу: резкой перемены формата, как в выдающемся втором сезоне «Мистера Робота», судя по всему, не произошло. Перед нами все тот же «сериал-головоломка»: здесь, например, все еще несколько временных линий. Теперь мы будем получать кусочки пазла из флэшбэков Бернарда, который наверняка станет одним из ключевых персонажей сезона
Нам, наконец-то, начали хоть чуть-чуть рассказывать о вселенной, в которой происходят события: стало известно, что таких парков в мире как минимум шесть, и что непосредственно сам Westworld расположен на острове недалеко от Китая.
Такого «лора» хотелось бы больше. Ведь все, что мы узнаем о цивилизации людей в сериале из первого сезона — это что они умеют печатать андроидов на 3D-принтере, у них есть тонкие сенсорные планшеты и быстрые футуристические поезда. И я не шучу.
Сериал, судя по всему, станет более брутальным — людей убивают налево и направо, а заканчивается серия, пожалуй, одной из самых жутких сцен за всю недолгую историю телепроекта. Перестрелки пока что, правда, выглядят довольно нелепо.
А еще всю серию безостановочно играет музыка: грустный момент — вот вам трогательная скрипочка; кто-то дерется — вот вам эпичный грохот барабанов. Постоянно что-то звучит, как будто сценаристы не смогли создать нужный тон фразами и действиями героев, и пришлось отдуваться композиторам. Все это может звучать как придирка, но на фоне той же «Прослушки», в которой есть сцена, где герои семь минут подряд передают эмоции, на разный манер проговаривая слово Fuck, звуковое сопровождение Westworld смотрится, как дешевый трюк.
Тем не менее, судя по отзывам западных журналистов, уже посмотревших большую часть второго сезона, в «Мире Дикого Запада» станет больше драмы, а сценаристы, наконец, всерьез коснутся темы природы искусственного интеллекта. В это хочется верить: учитывая финальную сцену первой серии, ответы на извечный вопрос — что делает человека человеком, — могут оказаться не такими уж банальными.