Batman: Arkham Knight — 5 лет! Вспоминаем лучшие игры про Бэтмена
Легендарная на 8-битной NES японская компания Sunsoft, угодившая в наш топ 100 лучших видеоигр с шедевром Gimmick!, еще в 1989 году выпустила лучшую, на мой взгляд, игру про Темного рыцаря. Игра делалась по горячим следам первого бертоновского «Бэтмена», но совершенно явно представляет собой конверсию собственных наработок компании под новую кинолицензию.
Собственно, элементов фильма Бертона тут ровно три: шикарнейшие 8-битные кат-сцены, воспроизводящие его самые известные моменты, кинотеатр, перед которым застрелили родителей Брюса Уэйна, и бой с Джокером на вершине готэмской колокольни. Но кинотеатр проплывает на заднем плане несколько раз (?!) на первом уровне, а помимо Джокера на той же самой колокольне приходится разбираться с гигантским кибернетическим ниндзя, мечущим фаерболы. Даже потрясающий саундтрек отсылает не столько к Дэнни Эльфману, сколько к заставке телешоу про Бэтмена и Робина (в мелодии на одном из уровней практически слышны выкрики «Бэт-мен! Бэт-мен!»). Но игра, не взирая на все это, все равно превосходная.
Фиолетовый (почему-то) Бэтмен умеет очень быстро бить кулаком, швыряться бэтарангами (и еще кое-какими спецсредствами) и, самое главное, один раз отталкиваться в прыжке от стены. Это то самое движение, которое «легко понять, трудно освоить» — и оно делает игру столько же уникальной, что и сальто из «Контры» или прыжок на мече из второй «Зельды». Прыжок с отскоком нужно освоить в совершенстве. Бэтс не умеет залипать на стенах, как герой Ninja Gaiden, и малейшая ошибка ведет к близкому знакомству с вертящимися на дне пропасти шестеренками или кислотой на уровне, отдаленно копирующем химический завод из фильма.
Враги — стандартные для японских игр роботы, мутанты и огнеметчики, — не столь опасны сами по себе, большинство вообще не двигается и стреляет через четко заданные интервалы. Но вот расставлены они по уровню с такой изощренностью, что в сочетании с прыжками это делает Batman одной из самых сложных на системе, известной сложностью своих игр. Уровней всего пять — но это испытание на прочность, сравнимое с Mega Man 1-3 и всей трилогией Ninja Gaiden. И вы только посмотрите, что творят спидраннеры при прохождениях «Бэтмена» в 2019 году!
Существует и сиквел от этой же компании (Batman: Return of the Joker), и несколько версий первого «Бэтмена» для других платформ. Но, как и в случае с Contra, NES-овская версия — это золотой стандарт, эталон, пример того, как из восьми бит можно выжать немыслимое качество картинки, геймплея, звука и музыки (даже если для этого придется напаять на картридж отдельную схему). Само собой, лицензия на «Бэтмена» давным-давно ушла к другим людям, и мы никогда не увидим Batman: The Video Game ни в одной легальной подборке или виртуальном магазине. Это тот самый случай, когда я вам советую… э-э… купить оригинальный картридж на eBay и поиграть в него на реальной физической консоли?
Автор: Александр Башкиров
До 2009 года хорошие игры по лицензиям были чем-то из разряда фантастики. Максимум, что могли предложить игровые адаптации, — это чтобы их не хотелось забыть, будто ночной кошмар. Но почти неизвестная на тот момент студия Rocksteady умудрилась совершить невозможное. Она создала Batman: Arkham Asylum и навсегда перевернула не просто представления об играх по комиксам, но и индустрию в целом.
То, с какой любовью была воссоздана лечебница Аркхэм, заслуживает высочайшего уважения. Темному рыцарю нужно исследовать целый остров, наполненный своими жуткими тайнами. Первое посещение ботанического сада, хождения по катакомбам, вселяющие ужас палаты и операционные — все это впечатляло настолько, что я и сегодня почти идеально помню локации игры.
Но главное, что геймплей за Бэтмена оказался невероятно интересным и, не побоюсь этого слова, революционным. Именно Arkham Asylum ввела моду на простые, но быстрые боевые системы, «режим детектива» и агрессивный стелс. У Бэтмена всегда огромное количество способов расправы над противниками, однако сам он умирает буквально с пары выстрелов. Эта постоянная уязвимость лишь подчеркивает накал страстей и эмоциональное удовлетворение, когда ты всего за минуту грамотного планирования зачищаешь комнату, полную безумцев.
Про заморочки фанатов комиксов тоже не забыли. Rocksteady неплохо воссоздала многих знаковых персонажей, не забыв их несколько перетряхнуть и адаптировать под концепцию игры. К примеру, жуткие эпизоды с Пугалом невозможно забыть. Многочисленные пасхалки и отсылки умело вплетены в основные события игры. А в местную Харли Квинн невозможно не влюбиться.
Конечно, в последующих частях все станет больше и лучше. Тогда почему я выбрал именно «Лечебницу Аркхэм»? Во-первых, из-за выверенного центрального конфликта Бэтмена и Джокера. Мы ощущаем всю сложную палитру эмоций между ними, проникаемся их симбиозом, образованным против воли обоих. И когда почти в самом начале игры Темный рыцарь по собственному желанию упускает своего заклятого врага, это не выглядит глупо — ты и правда веришь, что иначе он поступить не мог.
А во-вторых, из-за невероятной атмосферы медленного погружения в безумие, которую даже сама Rocksteady так и не смогла повторить. Следующие части станут более индустриальными и масштабными, сместив акценты в сторону криминальной драмы абсурда. Но Arkham Asylum — это почти сюрреализм в чистом виде, мощнейшая метафора сумасшествия и драма сломленных личностей, надевших костюмы и корчащих из себя героев и злодеев. Добиться подобного уровня постановки в игре про героя комиксов нужно было еще умудриться. И разработчики превзошли даже самые смелые ожидания.
Благодаря Arkham Asylum студия Rocksteady моментально попала в «высшую лигу», а эпоха игр по лицензиям на PC и консолях подошла к закату. Такую игру нужно рекомендовать не только читателям комиксов, а вообще всем. И если вы до сих пор почему-то не поиграли в нее… Чего же вы ждете?! Джокер сам себя не одолеет!
Автор: Никита Казимиров
Именно «Рыцарь Аркхема», заключительная часть серии, запомнилась сильнее всего. В сравнении с ней, что Arkham Asylum, что Arkham City (и уж тем более Arkham Origins) кажутся ярким карнавалом. Но именно так и следовало закончить тетралогию — чтобы все внутри сдавливало, руки тряслись и холодный пот лился рекой. Arkham Knight повествует о старых ранах Брюса. О тех, кого не смог спасти (Барбара), и о тех, кого, сам того не ведая, бросил (Джейсон). И самом страшном в кошмаре Бэтмена — вынужденном раскрытии личности перед всеми жителями Готэма ради спасения одного человека.
Ярость, агрессия, апатия — все это характеризует Batman: Arkham Knight: у героя появились новые приемы, благодаря которым он может за пару секунд разобраться с целой бандой, засевшей в комнате — с хрустом, громогласными ударами и фирменным стилем. И Бэтмобиль — молниеносный танк, сочетающий в себе маневренность летучей мыши и мощь Бэйна. Вы проведете не один час, гоняя по узким улочкам Готэма, преследуя злодеев или сражаясь с танковым взводом Рыцаря Аркхема. Поначалу будет в какой-то степени даже больно, но со временем поймете, что машина — такая же неотъемлемая часть Бэтса, как плащ или заостренные уши.
Темный рыцарь всегда представал перед нами хладнокровным мстителем, готовым ко всему. Но Брюс ломается — чтобы потом снова встать и продолжить свой крестовый поход. Потому что он — Бэтмен!
Слова Томаса Уэйна:
«Больше всего мне жаль, что я не увижу, как ты вырастешь и станешь достойным человеком. И, наконец, мой сын, прошу тебя: никогда не бросай этот город на произвол судьбы».
Автор: Юрий Никитин
Batman: The Telltale Series — это игра про Темного рыцаря, созданная Telltale, и это максимально понятная и справедливая характеристика, какую только можно придумать.
DC позволила Telltale творить с «Бэтменом» чуть ли не все что угодно, поэтому разработчики придумали собственную историю про Темного рыцаря. Настолько собственную, что Пингвин у них — друг детства Брюса Уэйна, Харли Квинн — сумасшедшая королева преступного мира, а Джокер — молодой, неуверенный в себе пациент клиники Аркхем, фанатеющий от Бэтмена и подверженный его влиянию.
И главная заслуга студии — в этой собственной истории. Понятно, что все ключевые элементы и персонажи на месте: богач Брюс Уэйн, гибель его родителей в темном переулке, дворецкий Альфред, Джим Гордон, прожектор на крыше полицейского управления и лечебница Аркхем, Джокер, Харли Квинн, Бэйн и так далее. Но у Telltale все эти элементы и персонажи удачно перетасованы, и потому неожиданных поворотов в этой истории хватает.
Когда Рыцарь Готэма впервые встречается с психом по имени Джон Доу, единственное очевидное желание — послать к черту будущего Джокера. Самое интересное, что именно этот подход — недоверие, подкрепленное тем, что игроки знают об этом персонаже из фильмов и комиксов — как раз и превратит немного поехавшего Доу в окончательно отмороженного Джокера. А это, в свою очередь, обернется двумя совершенно разными финалами второго сезона.
Текст впервые опубликован в материале про финал Batman: The Enemy Within.
Автор: Денис Князев
- Пройдите наш тест и узнайте, на какого из киношных Бэтменов вы похожи больше всего!
- Какие современные злодеи Бэтмена самые интересные? В этом материалемы вспомнили новых врагов Темного рыцаря.
>Arkham Knight
2 слова "стелс на танках"