Лучшие игры BioWare — от Mass Effect до Jade Empire
Neverwinter Nights
В свое время Neverwinter Nights стала большой радостью всех фанатов настольных игр. Для меня же она оказалась первой игрой по вселенной Forgotten Realms, и ничего лучше так никто и не сделал. Романтика Невервинтера покорила меня с первых секунд, я тратил дни и недели на изучение тайн этого города-государства. А их в нем было предостаточно.
При этом завязка, как это обычно бывает у BioWare, не особо удивляет. Невервинтер охватила загадочная и смертоносная эпидемия, и герою предстоит узнать ее причины, избавиться от них и спасти всех. Казалось бы, очень простое, почти стыдное начало, но чем сильнее ты вникаешь в происходящее, тем больше деталей возникает на картине мира. Ты постепенно знакомишься с культурой различных рас, узнаешь скрытые мотивы различных организаций и в целом ощущаешь, что попал в крайне продуманный и живой мир. Умения создавать такие миры у BioWare точно никак не отнять, а богатый сеттинг Forgotten Realms только помог студии.
Конечно, не обошлось без обаятельных напарников. Моя фаворитка — бард Шервин с ее вечными семейными драмами и несокрушимым стремлением к славе. Впрочем, и другие спутники получились очень яркими. Вы явно найдете своего любимчика, который будет помогать вам в битвах и рассказывать о тайнах своего прошлого.
Кстати, о битвах. Это, само собой, уже дело вкуса, но именно тактика Neverwinter Nights пришлась мне больше всего по душе. Она лишена гигантомании второй части, ведь взять с собой можно лишь одного спутника, зато игровой процесс получился более вдумчивым и напряженным. А если вы играли в третье издание Dungeons & Dragons, то сразу же увидите в боевой системе NWN много знакомых элементов.
Я совсем недавно перепроходил Neverwinter Nights, и она нисколько не утратила своего шарма. В ней все так же интересно создавать уникальных персонажей, прокачиваться, исследовать мир и читать огромное количество текста. Если игра прошла столь суровую проверку временем, то в ней точно есть что-то выдающееся.
Автор: Никита Казимиров.
Star Wars: Knights of the Old Republic
Knights of the Old Republic — лучшая RPG по мотивам «Звездных войн» и одна из лучших игр вообще.
Во время разработки KotOR студия пошла на единственный правильный шаг — забыла про фильмы и обратилась к периоду Старой Республики. В итоге сценаристы написали эпическую историю, произошедшую за четыре тысячи лет до событий «Скрытой угрозы». Историю без жуткого Дарта Вейдера и неунывающего Хана Соло, но все равно безумно интересную.
Даже сейчас Knights of the Old Republic выглядит как игра мечты любого поклонника саги, а в начале 2000-х в нее и вовсе верилось с большим трудом. Относительная свобода действий, несколько планет, на которые можно слетать на личном корабле, живые напарники со своими проблемами, возможность стать джедаем или ситхом, в конце концов — все это сводило с ума.
Но главная прелесть «Рыцарей» заключалась в том, что это была игра той самой BioWare, еще не испорченной продолжительным сотрудничеством с Electronic Arts. В то время студия делала упор на крутые одиночные игры с захватывающим сюжетом. Таковой была и Star Wars: Knights of the Old Republic.
Текст впервые опубликован в 6 части топа 100 лучших игр «Канобу».
Автор: Денис Князев.
Jade Empire
На самом деле, я в равной степени люблю и Knights of the Old Republic, и Mass Effect, и Dragon Age — это прекрасные игры, прекрасные серии, с которыми у меня связано много воспоминаний из разных периодов жизни. Но в этом списке я решил выделить Jade Empire — это отличная, но подзабытая игра, которую редко упоминают, говоря о BioWare. К тому же она не стала серией, что сегодня ей только придает ценности, превращая в «скрытую жемчужину».
Изначально Jade Empire была эксклюзивом оригинальной Xbox, поэтому она несколько отличалась от других игр BioWare того времени. Jade Empire была почти линейной, куда более сфокусированной и короткой, а в боевой системе разработчики постарались (и у них получилось!) выдержать баланс между тактикой и зрелищным экшеном. В некотором роде Jade Empire была предтечей будущей BioWare.
Да и разве можно было иначе подойти к игре про боевые искусства? В основе все было элементарно: обычный удар, пробивающая блок атака и несколько заклинаний — вот и весь арсенал. Но в бою так же приходилось постоянно переключаться между разными боевыми стилями: магические, оружейные, рукопашные, дальнобойные, стили превращения — даже стиль пьяного мастера был. Благодаря этому любая драка превращалась в дикое кунг-фу-фэнтези, где битва на мечах за секунду оборачивалась мордобоем двух гигантских антропоморфных жаб!
Другой важный элемент — атмосфера. В JRPG и корейские/китайские MMO-гриндилки все играли, так что восточным колоритом было сложно удивить даже в 2005 году. Но BioWare нашла способ. Вселенная игры — это концентрированный восток, зародившийся в «западных» головах и совместивший в себе одновременно китайские, японские и корейские культурные маркеры. Поэтому результат получился своеобразный — вроде все привычно, но чем-то странным, по-хорошему непонятным все равно отдает. Но это ни в коем случае не кринж, с источниками вдохновения BioWare все же обошлась очень аккуратно.
Про сильных персонажей промолчу — с этим даже в Anthem у BioWare все вышло, чего уж говорить о тех временах. Жаль лишь, что состарилась Jade Empire заметно — отвыкли мы от неловких кат-сцен и «говорящих голов» без лицевой анимации! Но если все же решите наверстать или вспомнить — игра прекрасно работает на современном железе, а еще доступна на Xbox One по обратной совместимости.
Автор: Денис Майоров.
Mass Effect
Первая часть Mass Effect — до сих пор моя любимая игра в серии. Я не отрицаю, что у нее есть проблемы, что она не такая вылизанная в техническом плане как последующие две части («Андромеды» не существует), но цепляет она все равно сильнее. Причем тут дело даже не в хайпе на релизе — первую часть я впервые прошел буквально за пару дней до выхода второй. Прошел, кстати, то самое «Золотое издание» — с полной локализацией, от упоминания которой в дрожь бросает большинство игроков.
Mass Effect гораздо более кинематографичная игра, чем все предыдущие работы BioWare. Попытка уйти в сторону ролевого шутера — пусть шутер там и был весьма скверным! — почти удалась. Да, стрельбу доводили до ума аж до третьей части, но в конце 2000-х первая часть ощущалась здорово.
История при всей своей простоте тоже цепляла. Даже несмотря на то, что BioWare уже в какой раз использовала «свою» формулу построения сюжета: герой становится членом некоего ордена и сражается с врагом, который оказывается лишь прикрытием для настоящего зла. Благо, авторы сделали всех основных действующих лиц интересными собеседниками — даже злодеев, в том числе и Властелина. У него было не так много реплик, и они все сводились к «мы вас всех перебьем», но звучало устрашающе. Возникало ощущение, что настоящая угроза где-то там, далеко — и недооценивать ее нельзя.
Я уже признавался, что первая часть запомнилась мне благодаря безумному драндулету «Мако». Прошло уже три года, а я все так и не разлюбил этот гибрид броневика и лошади из Skyrim. Благодаря «Мако» преодоление практически безжизненных пейзажей иных планет становилось веселым — по-идиотски веселым, когда ты намеренно подлетаешь на каждой кочке и таранишь все скалы. Вездеход и эпизоды с ним останутся в моей памяти как самые безумные. Дорогого стоит!
О первой Mass Effect можно говорить долго. В ней были и живые сопартийцы, и красивый (по тогдашним меркам!) разнообразный мир, а система кармы позволяла отыгрывать или космического паладина в сияющих доспехах, или героя-отморозка. И не пытайтесь меня убедить, что никогда не хамили той самой журналистке с Цитадели — не поверю!
В общем, первая Mass Effect — крайне важная игра для нас с вами и для самой BioWare. И если вы по каким-то причинам до сих пор в нее не сыграли, то найдите уже наконец возможность сделать это!
Автор: Алексей Егоров.
Dragon Age: Origins
Я знаю, в меня полетит шквал очень тухлых помидоров — и я к нему морально готов! Но Dragon Age: Origins — это последняя игра от «той самой BioWare». Той, которая выпустила Neverwinter Nights, Knights of the Old Republic и другие культовые RPG. Да, после нее была еще сверхуспешная Mass Effect 2 — но у меня с ней довольно сложные отношения. Игра, конечно, хорошая, но это не совсем то, что я ожидал увидеть после первой части.
А Origins, напротив, — ровно то, что я хотел видеть, начиная с самого первого прочитанного мной превью. Духовная наследница Baldurʼs Gate в эпичном фэнтезийном сеттинге, которая предоставляет игрокам совершенно новый, богато проработанный мир, наполненный отлично выписанными персонажами и интересными событиями. Что особенно приятно — игра прошла проверку временем, она здорово смотрится и играется даже спустя восемь лет после выхода.
Я не побоюсь назвать Origins одной из лучших партийных ролевых игр в принципе, и даже больше — человеку, с жанром не знакомому, я посоветую именно Dragon Age, в меру дружелюбную, но глубокую. И очень зрелищную! Падение Остагара, битва за Денерим, сражение у Наковальни Пустоты, битва на крыше форта Драккон — все эти моменты великолепно поставлены и надолго задержатся у вас в памяти.
«Зрелищности», к слову, хватает и в мирное время — например, всегда весело следить за тем, как ругаются друг с другом компаньоны. По этой причине я очень часто таскал с собой в группе Алистера и Морриган, а вовсе не потому, что их классы хорошо сочетались в бою с моим. Сложные взаимоотношения в группе — вообще яркая черта хороших партийных RPG и Origins эту тему отрабатывает отменно.
В плане сочетания классов, кстати, у игры тоже был полный порядок, разве что поначалу приходилось играть без лекаря (если только вы вдруг сами не решались им быть). Причем группу можно было собрать и «от балды», набрав не полезных компаньонов, а тех, с которыми вам интереснее бродить по Ферелдену — даже в таком случае у вас всегда был шанс в любой битве. Для лентяев в Dragon Age: Origins была встроена очень удобная и простая в использовании система настройки действий компаньонов. Благодаря ней тактику каждого бойца можно было задать один раз, а потом просто наблюдать за тем, как AI ее реализует.
Origins вообще очень сбалансированная игра, буквально во всем — там не было каких-то сильно сложных моментов, все было реально пройти, немного подумав и повозившись с тактиками. Но и откровенно простых задач игра не предлагала. Отчасти поэтому Origins и стала одной из самых «народных» игр BioWare.
Добавьте к этому еще и отличный аддон, который расширял мир и историю оригинала, и вы получите одну из лучших партийных ролевых игр, которые когда-либо появлялись на свет. Продолжения были уже о другом.
Текст впервые опубликован в 4 части топа 100 лучших игр «Канобу».
Автор: Алексей Егоров.
Mass Effect 2
Первые несколько часов Mass Effect 2, когда Шепард после воскрешения прилетает на «Омегу», я не забуду уже никогда. Настолько правдоподобной фантастической вселенной в видеоиграх, как мне кажется, не было ни до ME, ни после — так работать с миром, в который погружаешься без остатка, создавать настоящее приключение и писать персонажей мало кто в индустрии, кроме BioWare, умеет. Это даже Anthem, онлайновый экшен без ставки на сюжет, подтверждает, а Mass Effect вовсе стала недостижимым для многих пределом творческих возможностей студии. И Mass Effect 2 — это, пожалуй, лучшая часть серии и моя любимая игра канадцев.
Вспомните только: «Омега» — шумный и полный жизни футуристический муравейник, сердце которого — вечно открытый бар Afterlife, привлекающий громкой музыкой и ослепительным неоном. Вокруг — сложнейшая экосистема, в которой уживаются банды головорезов и наемников, торговые районы, где вас постоянно пытаются кинуть на деньги, и бедные кварталы, в которых, несмотря на военное положение, одинокая клиника с доктором Мордином Солусом пытается спасти как можно больше невинных жизней. На задворках станции таинственный Архангел отстреливает бандитов, укрывшись в импровизированной крепости, а на опустевших улицах вдалеке от оживленных клубов свирепствует чума.
И это первая большая локация на пути Шепарда к базе Коллекционеров, за «Омегой» последуют тюремные блоки «Чистилища», сияющий мегаполис Иллиума, опустошенная войной Тучанка, колония «Горизонт» и много чего еще. В первой Mass Effect разработчики познакомили нас с этим удивительным миром, но лишь в Mass Effect 2 они позволили ближе рассмотреть его. А в третьей игре мы наблюдали его закат, поэтому именно вторая часть с точки зрения развития и раскрытия вселенной оказалась важнее всего.
Да и с точки зрения геймплея она — идеальный баланс между кривым ганплеем оригинала и загадочным желанием разработчиков в третьей части сделать как можно больше перестрелок. В Mass Effect 2 все в меру, она не утомляет ни мирными эпизодами, ни перестрелками, вовремя переключаясь с одного на другое. И к тому же дарит поистине увлекательную и запоминающуюся финальную миссию, в которой из общего высокого качества выбивается разве что только босс-робот.
В общем, великая без преувеличения игра не менее великой серии. Что там будет с BioWare спустя годы, не знает никто, но память об одной из лучших фантастических вселенных останется с нами навсегда.
Автор: Денис Князев.